Почему детям нравятся зомби, монстры и Дарт Вейдер?

Пираты, вампиры, монстры и венец злодеев – Дарт Вейдер. Почему детям нравятся эти персонажи? Каким именно их чертам и качествам дети хотят подражать, и, главное, что с этим делать маме и папе?

Иллюстрация проекта «Афиша Mail.Ru»
Иллюстрация проекта «Афиша Mail.Ru» Источник: Migration

Интерес к этой теме возник после того, как сын нашей коллеги умолял купить рюкзак с Дартом Вейдером, аргументировав свое желание так: «Он клевый!». Мы решили выяснить, что именно дети вкладывают в слово «клевый», и вот что из этого получилось.

Они сильные

У ребенка бывает много энергии, но это не значит, что у него много душевных сил. Сил, которые помогают пережить затяжной развод родителей, конфликты с бабушками или младшими братьями, нагрузку в школе, да и много чего такого, к чему детская психика бывает не готова в силу своей незрелости. Родители, желая ребенку добра, часто пытаются поговорить, объяснить, почему происходит та или иная ситуация, однако это не то, что по-настоящему нужно. Приобщая школьника к миру взрослых проблем («у нас нет денег потому-то и потому-то», «папа ушел от нас, потому что...»), вы приносите ему больше вреда, чем пользы. У ребенка еще нет опыта и навыков для того, чтобы справиться с сильным стрессом. То, что обычно расстраивает и пугает взрослых, для малыша может обернуться серьезной травмой. Вот и приходят на помощь «герои» с оружием или какой-то суперсилой. Они сильные, агрессивные, хитрые – они не боятся, они знают, что делать даже когда все против них.

Дочке 5 лет. Ей нравится обманщик Ханс из «Холодного сердца». Говорит: «Он красивый, хочу замуж за него!» На все мои объяснения, что он плохой – твердо отвечает «нет!» Удалось уговорить на: «ладно, найду себе такого же Ханса, но хорошего». Еще она сделала вывод, что нужно выходить замуж не за первого встречного, а за второго встречного.
Оля, мама Кати (5 лет)
Иллюстрация проекта «Афиша Mail.Ru»
Иллюстрация проекта «Афиша Mail.Ru» Источник: Migration

Что делать: ребенок – часть семьи, но это не значит, что его нужно вовлекать и посвящать во все тонкости внутрисемейных конфликтов. Что бы ни происходило, старайтесь поддерживать в ребенке ощущение безопасности. Говорите: «Я рядом, с тобой ничего не случится», «Трудности бывают у всех, но я тебя защищу» и т.п., чаще обнимайте, хвалите, будьте рядом.

Они яркие

Жизнь киношных злодеев редко бывает скучной. То же касается и их внешности. Если злодей будет незаметным и непривлекательным, кто станет ему сопереживать? Поэтому сценаристы придумывают таких антигероев, которые, несмотря на свои поступки, все-таки могли бы нравится и вызывать сочувствие. Есть даже отдельный «сорт» героев, так называемые «трикстеры» – персонажи, которых нельзя назвать ни плохими, ни хорошими. Например, Локи из Мстителей, Лиса Патрикеевна в сказках, Одиссей и многие другие. Если ребенок увлекся одним из таких персонажей, это не плохо. Просто надо объяснить малышу разницу между чертами характера и совершаемыми поступками, между тем, что умеет герой, и тем, как он использует свои умения.

Дети любят тех отрицательных героев, которые поданы положительно. Дракула пьет не кровь, а заменитель «кровопростоквашино». Монстрики дружат с детками, вампир не кусает девушку, которую любит. По сути, Тоне нравятся отрицательные герои, потому что они на самом деле положительные.
Таня, мама Тони (11 лет)
Иллюстрация проекта «Афиша Mail.Ru»
Иллюстрация проекта «Афиша Mail.Ru» Источник: Migration

Что делать: спросите у ребенка, что именно ему нравится в герое. «Круто дерется»? Отлично! Можно ведь направить этот навык и в позитивное русло. Объясните, что одни и те же качества (ум, смелость, хитрость) можно использовать как во вред, так и во благо, и это будет приводить к разным последствиям.

Если вашему ребенку не хватает ярких впечатлений, то организуйте веселые выходные, нарисуйте вместе красочную картину, хотя бы замените занавески в детской с темно-коричневых на лимонно-желтые.

Они помогают не бояться

Если ребенок испугался отрицательного персонажа – волка, Бармалея, злого волшебника, монстра, – самой простой защитной реакцией будет самому превратиться в предмет своего страха. Вот малыш уже рычит, как волк, или гоняет по квартире кота «волшебной палочкой». Нетрудно догадаться, что такому ребенку не хватает чувства безопасности, защищенности, уверенности в том, что родители всегда придут на помощь.

Иллюстрация проекта «Афиша Mail.Ru»
Иллюстрация проекта «Афиша Mail.Ru» Источник: Migration
Почему ребенок любит зомби, он объяснить не может, кроме «они прикольные». А я к этому отношусь хорошо, потому что, кажется, это странная любовь надежно защищает его от ночных кошмаров. Я вот в детстве боялась скелетов. Мой старший сын тоже боялся всего – от серенького волчка, до вампиров... А для младшего это просто часть прикола. И спит он по ночам глубоким крепким сном. И, кстати, когда старший погрузился в Гарри Поттера и нашел нечто человеческое в Малфоях, он тоже перестал бояться спать по ночам.
Юля, мама Ильи, 9 лет

Что делать: поговорите с ребенком о страхах. Попросите нарисовать страх, сочинить и спеть о нем веселую песенку.

Они нарушают границы

Каждая мама рано или поздно сталкивается с тем, что ребенок пробует границы дозволенного. Шалит, капризничает, пытаясь выяснить, как далеко можно зайти, прежде чем мама потеряет терпение и самообладание. В семьях со строгой дисциплиной и тотальным контролем поведения, где свобода ребенка сильно ограничена правилами и запретами, малышу не остается ничего иного, как хотя бы в воображаемом сказочном мире переживать эту свободу вместе с героями. Такая ситуация чревата тем, что воображаемая неконтролируемая свобода постепенно переходит в реальную. О таких детях обычно говорят: «Дома – шелковый, а в школе (садике) – как с цепи сорвался».

Что делать? Устройте день непослушания, когда ребенок может делать все, что ему хочется (в пределах разумного). Постарайтесь уменьшить количество правил и запретов, чтобы у малыша было больше свободы, чтобы проявить себя. Он прыгает по квартире и мешает отдыхать папе, который пришел уставшим с работы? Что ж, папа знал, на что подписывался, когда соглашался завести ребенка. В крайнем случае, отправьте ребенка на лето к бабушке.

Они привлекают внимание

Если у ребенка не получается привлечь внимание родителей хорошим поведением (оно воспринимается как должное), то в ход идут методы и средства «плохишей» из сказок. Ведь за ними гоняются другие герои, их преследуют, пытаются поймать, а это огромное количество времени и внимания. Вот и вспоминается притча о хорошем и плохом волке: «В каждом человеке живет хороший волк и плохой волк. Растет тот, которого вы кормите». Обращаете внимание только на проступки и плохое поведение? Значит, кормите «плохого волка». Хвалите, ободряете, поддерживаете в добрых делах – «кормите хорошего».

Конечно, всех причин и гипотез, почему ребенку понравился герой, история, сказка, не перечислить. Поэтому задавайте вопросы, интересуйтесь, будьте рядом, вникайте в мир ребенка, в ход его мыслей, в мечты и желания. Тогда вы обязательно во всем разберетесь.