История происхождения ладьи восходит к судам варягов, или викингов, на которых они в 8-11 веках плавали вдоль всей Европы, добираясь до городов Италии, Исландии, Гренландии и Северной Америки. Спускались они и по Волге через Каспийское море до берегов Персии. Ладьи широко использовались в Киевской Руси. При преодолении препятствий, недоступных для судоходства, ладьи тащились волоком.
Ладья изготавливается из плотной бумаги (ватмана), корпус можно сделать из тонкого цветного картона.
Сначала необходимо сделать шаблоны отдельных деталей судна. Они вычерчиваются на миллиметровке или на бумаге в клеточку, размер клеточки 10 мм. При этом следует проверить равенство сопрягаемых линий, чтобы при сборке избежать перекосов и асимметрии, что может повлиять на ход лодки.
Начертив и вырезав все детали, необходимо обработать линии сгиба (корпус, мачта, скамейки), чтобы не было заломов. Затем отметить на внутренней поверхности корпуса места приклеивания мачты и скамеек, а на наружной поверхности нанести ватерлинию, линию борта, название судна и т.д. Сделав это, склеить нос и корму лодки. Для склеивания бумаги следует применять водостойкий клей Момент «Папирус».
В широкой скамейке прорезать паз – это делается для того, чтобы укрепить мачту, согнутую вдоль оси под 90°.
Нижняя часть мачты приклеивается к днищу, а затем на соответствующие места приклеиваются широкая и узкая скамейки.
Мачта укреплена достаточно жестко, поэтому парус можно сделать из тонкой гибкой пленки, а не только из ватмана. Парус крепится в прорезях на корпусе и мачте. Его форму можно видоизменять (квадрат, круг, трапеция, треугольник), сохраняя узлы крепления.
Когда лодка сделана, перед установкой паруса необходимо по килю, внутри корпуса, проложить балласт и аккуратно его прижать по всей длине.
Балласт делается из пластилина, это «колбаска» диаметром около 5 мм и длиной, равной длине киля (на рисунке – пунктирная линия сгиба на корпусе). Это необходимо сделать, потому что лодка легкая и парусное вооружение может ее опрокинуть, с балластом лодка не виляет и легко держит курс.
Корпус лодки следует покрыть нитролаком или масляной краской в 1-2 слоя, это предохранит ее от воздействия воды. Особенно важно соблюсти это в местах склейки. Покрывать корпус лаком или краской следует только после его полной сборки.
Парусная лодка обладает хорошим ходом, площадь паруса позволяет ей под ветром быстро набирать скорость и маневрировать.
Читайте также: Делаем северного мишку из бумаги: мастер-класс