Почему-то мне вспомнилась история про мальчика, родители которого очень хотели отправить сына в лагерь, чтобы он побыстрее социализировался (домашним казалось, что у паренька с этим проблемы), а мальчик, как водится, в лагерь вовсе не хотел (потому что ему тоже казалось, что у него с этим проблемы). Мальчик стал звездой в дверном проеме и так крепко уперся ногами и руками в косяки, что родители не смогли его оттуда вынуть.
Парень навсегда запомнил, как мама и папа отдирали его руки от косяков. И это воспоминание не самым лучшим образом отразилось на его дальнейшей социализации. Во всяком случае, даже много лет спустя, разговоры о детском оздоровительном лагере напоминали ему только о содранных в кровь ногтях.
Смотрим на ребенка
Для меня эта история - про то, как вредно следовать своим родительским умозрительным построениям. Ну, например, о том, что ребенку нужно научиться общаться со сверстниками, а поэтому нужно идти в сад, ехать в лагерь...
Впрочем, умозрительное построение на тему «мой ребенок - особенный, и ему совершенно не подходит детский сад, лагерь, а учиться он будет на дому», ничуть не лучше. И та, и другая идея плоха не сама по себе. Они плохи, потому что совершенно не принимают в расчет реального ребенка, то, что с ним происходит в данный, конкретный момент времени.
Путешествие - это удовольствие
А если так, значит, главный критерий, которым мы, родители, можем тут руководствоваться - это именно желание ребенка. Возраст особенного значения не имеет.
Есть дети, которые и в 8 лет вполне готовы путешествовать без родителей. А есть такие, кому и в 12 это еще не подходит, не комфортно. Наша работа: обеспечить качественный пиар поездки, если она кажется нам по каким-то причинам необходимой.
Есть один нюанс. Многие родители вынуждены оправлять детей на каникулы в лагерь просто потому, что сами много работают и не могут проводить время с ребенком, пока он на отдыхе. Конечно, под присмотром, среди детей, да еще и с новыми впечатлениями - это лучше, чем дома перед компьютером и телевизором.
И тут важно, если ребенок против лагеря или поездки, честно назвать ему настоящую причину. Объяснить по-взрослому, а не пытаться расписать прелести, которые для него сомнительны. И окончательное решение все равно лучше оставить за ним.
Работаем с возражениями
Всегда полезно выяснить, с чем связан отказ чада от поездки. Возможно, эти причины можно устранить.
Вот, например, один десятилетний мальчик отказывался ездить на концерты вместе со своим танцевальным коллективом только потому, что дома он спал в пижаме, и думал, что его засмеют ровесники. А можно ли спать без пижамы, и не будет ли мама против, он как-то долго не решался уточнить.
Всегда полезно прислушаться к себе и попробовать понять: а соответствует ли то, что я говорю своему ребенку словами тому, что я сообщаю ему своим поведением в целом? Например, я говорю, что хочу, отправить ребенка на экскурсию в Суздаль с классом на неделю.
А сама названиваю сыну/дочке на мобильный через каждые 10 минут, сколько бы не длилась дорога из школы, и если вдруг слышу «абонент временно недоступен», впадаю в ужас и страшную тревогу. И потом об этой тревоге непременно доложу отпрыску, чтобы он знал, как за него/за нее болит материнское сердце.
Дети эту мамину тревогу нейтрализуют разными способами, в соответствии со своими личностными особенностями. Кто-то с раннего возраста легко и с радостью оставляет родительский дом, лишь бы повод был. А кто-то, наоборот, старается быть все время под рукой.
Что делать маме?
Нет, но ведь и правда, тревожно, не по себе, когда сын или дочь впервые уезжают из дома надолго и без нас. Как помочь себе?
Первое и самое главное - доверие к человеку, который будет сопровождать детей в поезде. Никогда, как бы соблазнительно ни звучали предложения, не отравляйте детей с теми, кто не вызывает у вас симпатии или доверия.
Если с детьми едут несколько человек, среди них должен быть тот, кому вы полностью доверяете.
Второе и не менее главное - доверие в ваших отношениях с ребенком. Вы должны быть полностью уверены, что, если сын или дочь столкнуться в поездке с чем-то, что их встревожит, испугает, расстроит, словом, создаст какой-то дискомфорт, он/она сообщит об этом вам и не будет пытаться разрешить проблему самостоятельно.
Ребенок должен точно знать, что вы не станете его ругать, стыдить, а просто поможете настолько, насколько это будет возможно.
Хорошо бы запастись не только телефоном сопровождающих, но детей, членов группы, а также номерами их родителей, если это не одноклассники ребенка, с которыми вы поддерживаете связь.
Только вот злоупотреблять ими не надо. Чтобы как-то сдерживать свой родительский пыл, договоритесь еще на «берегу», как часто и каким образом вы будете связываться. Например, писать смс или звонить каждое утро (вечер). Это правило должно действовать прежде всего для вас.
Ребенку же лучше оставить возможность звонить вам тогда, когда это почему-то ему будет нужно и можно.
А дальше - работайте над собой. Потому что еще несколько лет - и вам придется принять то, что вы не всегда будете знать, чем заняты ваши дети, где они ночуют, что едят и о чем думают.
И только кажется, что этот момент для вас будет как-то сильно отличаться от сегодняшнего. Он будет точно таким же, просто ваши дети будут считать себя взрослыми. А вам будет очень и очень трудно с этим согласиться.
Об авторе. Вита Малыгина - практикующий психолог, психодраматерапевт, песочный терапевт, лайф-коуч, автор и ведущий тренинга для женщин «Мамы! На работу!».