Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

Одеяла и подушки ждут ребят...

Ученик на уроке неорганизован и вял, не способен сосредоточиться. Доходчивое и ясное, казалось бы, объяснение учителя наталкивается на его отсутствующий взгляд и с трудом подавляемую зевоту... Его ответ у доски невыразителен и бледен, словно он затрудняется припомнить выученный, по его словам, материал, и даже необходимые слова подыскивает не сразу... Письменная работа пестрит нелепыми ошибками... Плюс к тому преобладает подавленное настроение (которое «теоретически подкованные» взрослые уже спешат диагностировать как депрессию), самооценка неустойчива и преимущественно занижена...


Знакомая картина, не правда ли? В ней многие легко узнают портрет типичного слабого ученика, страдающего от недостаточной произвольности поведения и к тому же, весьма вероятно, обделенного умственными способностями. Направленный на консультацию к школьному психологу, он в большинстве случаев подтверждает справедливые опасения - результаты диагностических тестов свидетельствуют об эмоциональной нестабильности и интеллектуальном отставании. И у психолога, пожалуй, уже готов удручающий «диагноз», переполненный пугающими терминами - от недостаточной сформированности когнитивных процессов и вплоть до синдрома дефицита внимания.

Впрочем, не будем торопиться с приговором. Ситуация явно неблагополучная, что и говорить, но стоит ли искать ей громоздкое и сложное объяснение, когда во многих случаях достаточно простого? Ведь в большинстве случаев все означенные симптомы свидетельствуют лишь о том, что ученик... просто-напросто недосыпает! Причем далеко не всегда школьные нагрузки, якобы чрезмерные, тому виной.

До недавнего времени проблема детского сна не привлекала большого внимания ученых (за исключением, пожалуй, нарушений сна невротического характера). Гораздо большую озабоченность вызывала проблема недосыпания у взрослых, связанная с чрезмерной погруженностью в работу, так называемым трудоголизмом и т.п. Особую тревогу вызывала настоящая эпидемия синдрома хронической усталости, вызванная, в частности, недопустимым сокращением времени сна. Что же касается детей, то для них давно были установлены возрастные нормы сна, и негласно считалось, что придерживаться их ничто не мешает. Однако с недавних пор ученые с беспокойством отмечают, что настораживающие проявления синдрома хронической усталости всё чаще встречаются уже в школьном возрасте (причем даже в младшем). Проще всего было бы объяснить это явление школьной перегрузкой, и ангажированные публицисты давно бьют в набат по этому поводу. Но это подкупающее своей простотой объяснение у людей здравомыслящих невольно вызывает сомнение. Во-первых, справедливое для отдельных гимназий и лицеев, оно кажется сильно преувеличенным для обычных массовых школ (в которых учится подавляющее большинство детей), где учебные нагрузки вовсе не требуют от школьников исключительной самоотдачи. К тому же немалое число детей к такой самоотдаче и не склонны - они рефлекторно противятся любым попыткам их «перегрузить», словно включая какой-то внутренний предохранитель. Переутомление от учебных занятий иногда возникает у детей, сильно мотивированных на учебные достижения, но много ли таких вы, положа руку на сердце, можете назвать?

Во-вторых, симптомы хронической усталости наблюдаются не только в российской школе, но даже в американской, где им, казалось бы, взяться совершенно неоткуда - учебный год там на месяц короче, чем у нас, домашние задания в большинстве школ не приняты, а программа облегчена настолько, что выпускники зачастую не имеют представления не только о логарифмах, но даже о дробях (необходимый для аттестата балл вполне набирается зачетами по физкультуре, домоводству и т.п.).

Тем не менее, бросается в глаза, что недосыпание школьников в последние годы стало явлением повсеместным - оно распространилось по всему миру, от Исландии до Австралии. Так, например, согласно одному из исследований, проведенных среди 594 учащихся сеульских школ (Южная Корея), 64% опрошенных школьников спят в среднем менее 5 часов в сутки. На почве хронического недосыпания у них проявляются различные расстройства. Почти 79% опрошенных страдают дневной сонливостью, половина жалуются на снижение способности к концентрации, треть стали из-за постоянного недосыпания более раздражительными. А исследователи из Университета шт. Массачуссетс опросили свыше двух тысяч школьников о продолжительности их сна и сопоставили полученные данные с показателями школьной успеваемости. Участники исследования также заполнили опросники, позволяющие выявить уровень их самооценки и склонность к депрессии. В результате была установлена четкая закономерность - чем короче продолжительность сна, тем ниже самооценка и успеваемость. Кроме того выявилась тенденция к уменьшению времени сна по мере перехода в каждый следующий класс, причем это уменьшение сопровождалось снижением самооценки и распространением депрессивных симптомов (в частности, отмечено, что для девочек эта тенденция более выражена).

Небезынтересно, что практически повсеместно отмечается еще одна тенденция - увеличение продолжительности сна в выходные как минимуму на полчаса. Ученые полагают, что это явление отражает не столько недостаток дисциплины, сколько потребность восполнить недостаток сна, накопившийся за неделю. А чем же, если не школьной перегрузкой, он может быть вызван? Свое объяснение предлагают психологи из Оксфордского университета. В ходе проведенного ими опроса свыше тысячи семей выяснилось, что, по мнению 20% родителей, дети спят на 2-5 часов меньше, чем родители в их возрасте. По мнению психолога Л. Виггс, эти дети принадлежат к первому поколению, у которого есть множество разных занятий в качестве альтернативы ночному сну. Большинство английских детей в наши дни имеют отдельные комнаты, а в них - телевизоры и компьютеры, подключенные к Глобальной Сети. Мобильные телефоны имеются почти у всех подростков и у многих учеников начальных классов. Эти «чудеса прогресса» и оказываются главными «похитителями сна». Поздние телепрограммы, компьютерные игры и сетевое общение, обмен текстовыми сообщениями по мобильным телефонам оттягивают время отхода ко сну далеко заполночь. В постель ребенок может укладываться сразу от телеэкрана или монитора, не выпуская из рук «мобильник», а это выливается в проблемы с засыпанием - пока уляжется возбуждение, проходит минут сорок, тогда как в обычных условиях на засыпание требуется четверть часа, а то и меньше.

Доктор Виггс в этой связи справедливо полагает, что родителям следует заботиться о рациональном режиме сна своих детей не на словах, а на деле - уделять хотя бы минут пятнадцать перед отходом ко сну дружественному необременительному общению, позволяющему ребенку успокоиться. Важно также каждый вечер ложиться в одно и то же время.

Так или иначе, стремление ребенка лишний часок поваляться в постели в выходной должно насторожить. И дело тут, разумеется, не в том, чтобы в воскресенье будить его ни свет ни заря по школьному расписанию. Просто это повод задуматься, отчего нарушается режим сна, и позаботиться о его соблюдении прежде всего в будни. А тогда, возможно, меньше станет поводов для недовольства поведением ребенка и его успеваемостью.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
4
Юлия Диденко
Полностью согласна . Очень актуально. У меня трое детей, и кроме того, много общаюсь с другими детьми.
СсылкаПожаловаться
Елена Вайс
Я сынишку 4,5года ложу спать в 9-9,30 ,а через два часа к нему зайдешь а у него сна не в одном глазу лежит тихонько, утром конечно проблемы
СсылкаПожаловаться
Таша Чебанова
У моей мамы есть подруга, а у нее сын. Он в 7 классе и ложится в 9. Я могу сказать о нем 2 вещи : 1. Маменькин сынок 2. Податливый придурок
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимКак не дать совершить ошибку.
Женаты девятый год, дочери четыре года, с 2017
 года живём в столице.Мне в наследство осталась четырехкомнатная квартира от одинокой тётушки. Есть хорошая машина,работа,стабильный заработок. 
Жене проживание вдали от родных и близких (она с Челябинской области) даётся с трудом.
Есть свои проблемы в семье, но, думаю, как и у всех.
Недавно узнали, что ждём ребёнка, но жена наотрез отказывается рожать. Я - категорически против аборта.
Жена выдумывает разные причины, предлоги и поводы для прерывания беременности (и сама в них верит).
Основная же причина, по-моему, в том, что за последние пять лет, которые она сидела дома, воспитывая нашего первого ребенка, она немного обленилась, перестала верить в свои силы и возможности и считает, что справиться с беременностью и вторым ребёнком не сможет (возможно потому что вдали от своих близких и родных).
Мои попытки разбудить в ней желание жить и дышать полной грудью, поверить в себя, раскрыть свой потенциал результатов не дают. Возможно оттого, что ее чувства угасли, моей энергетики для этого не хватает.
Сказал ей, что если сделает аборт без медицинских показаний к этому - получит пинка под зад и поедет к своей маме (которую я, кстати, очень уважаю и люблю).
Прошу предложить варианты, которые смогли бы помочь мне вдохновить мою жену, заставить ее поверить в себя и родить,а не совершать ужасное.Я потом смотреть на неё не смогу,тошно и противно будет. Или загулять решила,сын уже в садик пошёл,столичная жизнь голову закружила. 
663
викТОРИяАфриканское супер-образование! ;)
Всем привет, уважаемые форумчанки!
Мне захотелось ответить на один комент. Дословно я его не помню, но смысл был в том, что я, якобы, при поступлении здесь в Африке в свой институтик вещала, что образование в Африке ну просто супер-пупер.
Так вот, дорогие, это враки! ;) Потому что и ежу понятно, что до моего любимого и родного СПбГУ или крупных европейских ВУЗов здешним очень и очень далеко.
Так что же я тогда говорила?
1) Я говорила, что жить и работать, скорее всего, буду здесь же, в Африке. А в Африке мой институтик очень котируется.
2) Если говорить уже не про меня, а про образование и его применение в общем и целом. У моего мужа, к примеру, первое образование местное. Военный мед. Да, он переучился и выбрал совершенно иную профессию - по личным причинам. Но уже не раз я убеждалась, что врачом он был бы весьма хорошим. Его брат, жена брата, их знакомые, которые нас лечат - все учились здесь, в Сенегале. Живут, работают, имеют дом, машину, всё, что нужно для жизни.
3) Школы. В Сенегале есть очень хорошие школы. Как минимум два интерната - для девочек (на острове близ Дакара) и для мальчиков (в Сен-Луи, куда мы хотели отправить сына, но так и не решились). Но туда абы кого не берут. Увы. У сына был шанс поступить. У падчерицы пока шансов нет.
После этих (и некоторых других) школ дети поступают в ВУЗы Европы, Америки, Канады.

Вот, что я говорила и говорю.

Мой институтик, конечно, так себе, если иметь в виду работу в Европе и России. Но в России я бы, наверное, сейчас искала себя в преподавании того же франсе, не в маркетинге ни разу!

Кому любопытно, напишу, что мне дал институт и чем был полезен - в комментах.
291
ЮлиЯ ЮлиЯчто делать с "добром"?
тут еще проблема , по крайней мере для меня
нужны советы, что делать с "добром", а именно хрусталь, 2 сервиза, фужеры всякие наборы,2 шерстяных ковра, выкинуть уже и успокоиться, отдать даром с самовывозом

Мама переживает, что я выкидываю, 1 сервиз и часть фужеров и хрусталя благополучно скончались, когда упал ночью навесной шкаф, но есть еще
Маме не отдать, своего добра полно
Осталось ли такое "добро" у вас, используете в быту или стоит , пылиться
220
АнонимСтоит ли менять шило на мыло? (про квартиру)
Тема болтательная)
Дано: семья с 1 маленьким ребёнком. Живут в маленькой двушке(44кв.м). Не устраивает маленькая кухня и близость к проезжей части (очень шумно, да и окна надо мыть бесконечно). Район хороший. Решили расшириться немного, у них была однушка ещё, её продали, и взяли двушку в новостройке в ипотеку своём же районе (55 кв.м). Сдача осенью 2020. Сами до конца стройки будут жить в своей двушке.
Сначала всё устраивало. Но вчера они посетили стройку. Три огромных минуса:
1. Дом стоит за лесополосой(это плюс). Но выход к цивилизации через лес, дороги и тротуара нет вообще. Темно и страшно ходить. На этапе покупки застройщик обещал, что всё будет, а сейчас выяснилось, что они сначала построят 5 огромных домов (этот первый) и потом от пятого дома и будет дорога, т.е года 3 жить без дороги, да и потом идти приличное расстояние, чтоб дойти до этой цивилизованной дороги через лес.
2. Когда была покупка квартиры, на схеме эти 5 домов жилищного комплекса стояли как шахматы, а сейчас стали строить второй дом и параллельно, т.е окна в окна. Расстояние не большое. Ощущение от этой близости окон соседнего дома, неприятное.
3. Ну и квартира. Изначально это была двушка, 2 спальни по 12 и 13кв.м и кухня 15кв.м. Семью это устраивало. 
Что-то изменилось в проекте и одну стену застройщик немного сдвинул,  и получилась двушка с 2 спальнями 10 и 11кв.м и кухня 19кв.м. В общем, визуально спальни крошечными смотрятся, да и жить в этих малютках неудобно. Перепланировку не сделать, стена несущая.
Как бы вы поступили?
1. Ждали бы сдачу дома и продавали квартиру. Но за эти деньги хорошую двушку, которая точно полностью нравится,  точно  не купить, доплата 1,3-1,6млн. Денег нет, да и если бы были, то лучше за 1,8-2млн можно купить однушку ребенку или под сдачу. Можно конечно продать свою двушку, где живут сейчас, но тогда будет в активе только хорошая двушка (а сейчас своя маленькая двушка и двушка в этой новостройке)
2. Переехали и приспособились к минусам
3. Переехали бы в менее удобный район, но в хорошую квартиру
4. Ну и ваш вариант со стороны)
Ситуация моих близких друзей. Мы тоже в мыслях имеем желание поменять квартиру и в теории рассматривали этот же ЖК, поэтому тему прямо очень стала актуальной
101
ПушистаяЧто подарить парню на 14 летие?
Кроме денег. 
Племянник. 
Бюджет до 5-8 тысяч. 
У мамы спрашивала - говорит, дарите что хотите)
100
Наши души ещё живыСтранствия продолжаются: п.2: Новосибирск
Фроша, Богдашка и немного истории
97
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru