Верит или не верит ребенок в новогоднее чудо? А если верит, то до какого возраста эту веру поддерживать, а с какого - уже можно расслабиться?
Родители всерьез обеспокоены этими вопросами. И есть ли на них правильные ответы? И что значит для каждой семьи детская вера или неверие в новогодние чудеса? Одной из версий на этот счет я бы хотела с вами поделиться.
Поправьте меня, если я не права, как говаривала Сова в книжке про Винни-Пуха, но в целом и по-честному взрослых скорее пугает, чем радует безграничная детская фантазия.
Поясню свою мысль. Если ребенок под руководством мамы, воспитателя в саду или ведущего кружка аккуратно фантазирует на заданную тему, например, рисует сказку, лепит зверюшек или играет в пьесе игрушечного зайчика, то мы одобряем детскую непосредственность, умиляемся ходу мысли, не устаем повторят: «Ну что за чудо эти детки! Ну как умеют все придумать!»
Совсем иначе выглядит ситуация, когда детская фантазия проявляется, так сказать, в чистом виде, без всякого для взрослого видимого смысла и пользы. То и дело за консультацией обращаются мамы, обеспокоенные фантазией своих чад. «У него есть какой-то воображаемый друг, он с ним и гулять ходит, и за стол его с собой сажает, и спать ведет. Это не вредно для психики? Может, надо к невропатологу?»
Или: «Не знаю, что делать. Дочке 4 года, целыми днями болтает с какими-то гномами, которые, как она утверждает, живут у нас в комоде. Она их всех по именам знает, рассказывает, кто с кем женился и у кого родились детки... Я боюсь, не зашла ли она слишком далеко? Нам ведь в школу скоро...» И снова - может, нам к доктору? "Глицину" попить или еще там чего?
Тревога родителей вполне объяснима: в детях, вообще, с самого начала, много непонятного. Они выглядят, действуют, думают, чувствуют вроде почти также как взрослые, но, на самом деле, как-то иначе. И взрослым, родителям хочется, чтобы ребенок побыстрее приблизился к ним, как в своем внешнем виде, так и в понимании действительности, в ее восприятии.
Бурная фантазия детей, их способность самостоятельно производить самые невероятные, чудесные миры тревожит родителей ничуть не меньше, чем то, что кто-то из детей начинает позже, чем предписано (кем?) говорить, кто-то - ходить, а кто-то вовремя не научается складывать пирамидку.
Не слишком ли много фантазий? - думают родители, которым, конечно, хочется, чтобы ребенок как можно комфортнее чувствовал себя в мире. Ведь нельзя же все время витать в облаках...
Что с ним/с ней будет, когда он/она вырастет? Вот вопросы и соображения, которые часто предъявляют родители детишек-фантазеров. За ними, на самом деле, стоит тревога перед непонятной, полной событий внутренней жизнью ребенка, в которую родителям далеко не всегда отрыт доступ.
И это беспокоит, потому что родители часто думают, будто "быть в контакте" со своим ребенком - это то же самое, что полностью знать и контролировать его жизнь, как внешнюю, так и внутреннюю. И тогда вера в Деда Мороза, которую большинство мам и пап старательно поддерживают в собственных детях - это, так сказать, официально одобренная, разрешенная, для всех безопасная площадка для проявления бурной детской фантазии.
Не надо тебе гномиков в комоде, которых ты сама придумала. А вот тебе чудесный дед с подарками. Его, кстати, и в воспитательных целях хорошо использовать: например, шантажировать малыша. Мол, если он будет плохо слушаться папу и маму, то волшебный дед обойдет его подаркам. А вот если будет вести себя хорошо...
Так как же быть, вообще-то? А если он, правда, рассекретит Деда Мороза? Увидит на нем папины ботинки и все поймет? А если расстроится из-за этого? А если, наоборот, доживет до "преклонных" подростковых лет с искренней верой в новогодние чудеса?
Мне кажется, детское горе из-за потери веры в новогоднюю сказку, в чудо, означает, скорее всего, что оно стало еще одним из разочарованием и бед, постигших ребенка. Грустно ведь, если единственно Дед Морозом держалась в человеке вера в волшебство жизни.
На днях я попросила своих знакомых рассказать о том, как в их детстве существовал Дед Мороз, верили ли они в него или нет. Из всех чудесных историй я выбрала две. Потому что, мне кажется, в них сквозит и любовь, и уважение к детской душе, которая сама знает, когда расставаться с чудом, и стоит ли с ним расставаться вообще.
А еще, там есть главное, что отличает чудо и волшебство от так называемой реальности. Там есть чувство неопределенности, открытых возможностей и ощущение тайны. Вот эти две истории:
«Я никогда особо не верила в Деда Мороза, но родители каждую новогоднюю ночь обязательно прятали подарки под елкой. Для этого мама сшила бордовые мешочки, на каждом из которых было вышито наше с сестрой имя. Мы неоднократно пытались их подкараулить, но никогда не удавалось. Подарков от себя родители на Новый год никогда не дарили, и нам никто никогда не рассказывал про Деда Мороза. Благодаря этому у меня в душе до сих пор остался маленький огонек надежды на чудо».
«Я никогда не понимала, как другие дети, вообще, допускают, что Дед Мороз существует. Но однажды моя бабушка очень удачно переоделась в него и нос помадой накрасила. У меня случился шок. Бабушка -"мороз" быстро прошла под елку, оставила подарки и ушла, а потом и не призналась, что это была именно она. Осталось в результате такое место для сомнений. То ли я видела, то ли нет... Знаю ведь почти наверняка - бабушка, кто же еще. А с другой стороны - кто его знает, а вдруг...».
Расскажите, а как Дед Мороз и Новый год приходят в вашу семью? Как это было в вашем детстве? И как сейчас это чудо существует в жизни ваших детей?