Но как научиться понимать этого странного маленького человека? Что он осознает? Как он воспринимает мир? Насколько осмысленно его поведение? Какие его действия являются случайными, а какие - целенаправленными?
Прежде всего, поговорим о восприятии малыша.
Звук он научился различать и понимать еще в материнской утробе. Он отличает голос мамы от голосов остальных людей. Он спокойно реагирует на высокие и мягкие голоса и напрягается при низких и грубых. Он может блаженно затихнуть или начать радостно суетиться от звуков голоса человека, которого мама любит, и зайтись в крике, услышав голос не любимого мамой человека. Всему этому он научился еще до рождения. Конечно, ему многое еще предстоит понять и многому научиться, но слух сейчас у малыша - самое развитое чувство.
Вкус малыша еще не сформировался. Однако, пользоваться им он уже может. Ему знаком вкус околоплодной жидкости. И, скорее всего, он уже узнал вкус маминого молока. Сейчас малыш еще не способен получать удовольствия от вкусовых ощущений. Его вкусовые рецепторы работают как лаборатория, единственная цель которой - выявить опасные для малыша вещества, как только они попадут в рот и вызвать сильное желание убрать невкусное вещество изо рта. Умение получать удовольствие от вкуса придет гораздо позже.
Осязание у малыша достаточно развито, но не так, как у взрослого. Он пока не умеет ощупывать предметы и понимать их текстуру и форму. Зато его чувствительность к прикосновениям достаточно высока. Именно осязание активизирует сосательный рефлекс, и именно благодаря осязанию процесс сосания доставляет малышу огромное удовольствие. Сначала малыш учится сосать, и только потом понимает, что так можно кушать. В первые дни он не очень понимает связь между сосанием и появлением во рту молока. Ему просто нравится сосать. Осознание того, что таким образом он получает нечто очень приятное и важное, приходит не сразу.
Обоняние пока примитивно, но, тем не менее, играет более важную роль, чем у взрослого. Малыш быстро привыкает к окружающим его запахам. Запах маминого тела и маминого молока его успокаивает, незнакомые, новые запахи настораживают.
Зрение, ведущее чувство у человека, у новорожденного не развито. Он только учится использовать этот сверхсложный инструмент познания мира. Ему придется учиться буквально всему, даже просто фокусировать свои маленькие глазки на одном и том же объекте. Поначалу неуправляемые глазки малыша хаотично выхватывают случайные объекты. Постепенно он учится целенаправленно двигать глазами, и начинает смотреть туда, куда сам желает. Но даже тогда его зрение не совершенно. Первично сформированное зрение малыша двухмерное, осознание перспективы и объема будет формироваться в процессе передвижения и игры. Кидая игрушки и рассматривая их со всех сторон, малыш постепенно связывает разные ракурсы воедино и учится мысленно строить трехмерные модели предметов и пространства. Но до этого еще много времени. А пока он только начинает осознавать, что этот странный поток новых чувств очень важен. И первое, что он научится опознавать в этом мире, будет Ваше лицо.
Координация малыша
Новорожденный еще не умеет пользоваться своим телом. За исключением нескольких рефлексов, которые отвечают за процесс питания (поисковый рефлекс, который заставляет при прикосновении к щечке поворачивать голову в сторону соска, сосательный рефлекс и глотательный рефлекс), и нескольких примитивных рефлексов, регулирующих процессы жизнедеятельности и защиту от нежелательных воздействий, у малыша нет никаких навыков управления собственным телом. Шевелить ручками и ножками, а потом и пальчиками, он учится уже после рождения. Сначала его движения хаотичны, он сам не понимает, что происходит.
Постепенно малыш начинает улавливать связь между ощущением и результатом. Так формируются первые двигательные навыки, которые со временем станут основой всех наших движений.
Ощущения малыша
Пока малыш не осознает нюансов в своих ощущениях. Все ощущения делятся для него на приятные, неприятные и нейтральные. К приятным он стремится. На неприятные реагирует громким криком. Нейтральные исследует. В первые дни жизни малыш не может понять, вызван мучающий его дискомфорт голодом, холодом или мокрым подгузником. Он знает лишь то, что ему неудобно, и это нужно исправлять, причем срочно. Малыш не опознает позывы к дефекации, поэтому его испражнения непроизвольны, он даже не понимает, что что-то делает. Иногда малыш даже не опознает собственный голос. Тогда собственный крик может оказаться той самой причиной, по которой он кричит: малыш слышит пронзительный звук и кричит, чтобы от него избавиться. Но всего лишь через несколько дней это пройдет. Постепенно малыш начнет ориентироваться в ощущениях.
Обучаемость
Распространенной ошибкой является уверенность в том, что новорожденный ничего не понимает. Это не так. Он учится целыми днями. Учится и во сне и наяву. Его маленький, еще не сформировавшийся мозг, непрестанно фиксирует закономерности, новые объекты и стимулы и связи между ними. Именно сейчас, когда только-только начинают закладываться первоосновы будущей картины мира маленького человечка, его очень легко разбаловать. Именно в это время малышу легче всего ненамеренно привить такие дурные привычки, как укачивание, ночные бодрствования, сосание маминой груди ради удовольствия. Для него эти привычки, заложенные в первые дни жизни, станут настолько естественными, что отучение от них будет мучительными и болезненным.
Поэтому с самых первых дней жизни мама должна учитывать последствия своих поступков. Поняв, что при помощи крика можно не только избавиться от неприятных ощущений, но и добиться приятных, малыш начнет требовать, требовать и требовать - ведь он слишком юн, чтобы осознавать, что причиняет дискомфорт окружающим его людям.
Молодой маме следует взять за правило: сначала устранить причину крика. Потом дождаться, пока малыш успокоится (обычно это происходит очень быстро). И только потом ласкать его, играть с ним и общаться.
Так же маме надо понимать, что малыш прекрасно умеет засыпать сам. Если он не спит, значит, либо не хочет, либо что-то ему мешает уснуть. Не нужно качать и качать ребенка, пока он не затихнет и не заснет. Это вызовет привычку к укачиванию, и он будет нуждаться в укачивании постоянно, даже когда ничто не мешает ему спать.
Еще одна ошибка молодых неопытных мам - ночные бдения. Малыш достаточно быстро улавливает закономерность: ночью мама уделяет ему внимание более охотно, чем днем. Он не понимает, что это вызвано стремлением мамы защитить сон остальных членов семьи. Он просто неосознанно перестраивает собственный режим так, чтобы основной пик активности приходился именно на тот период, когда можно получить маму в свое полное распоряжение. Поэтому молодой маме следует ночью уделять ребенку внимания не больше, чем днем. А днем, наоборот, стараться привлекать его внимание и общаться с ним. Таким образом, мама сама может установить удобный для себя режим дня малыша.
Маленький, новорожденный человечек находится в самом-самом начале пути, который мы, взрослые люди, уже прошли. Нам даже представить трудно, какую сложную и важную работу он проделывает каждый день, каждый час, каждую минуту. Малыш кажется нам примитивным и несмышленым, но это не так. Наш малыш - исследователь мира, который проделывает огромную работу, не опираясь ни на чей жизненный опыт.