• Логопеды отмечают, что судить о том, нет ли у ребенка нарушений речи, можно только когда ему исполнится 5-6 лет.
• До этого времени его речь проходит этап становления, и совершенно нормально, если малыш не выговаривает какие-то буквы. Главное, чтобы он говорил и развивал эти навыки.
• Чтобы определить причины нарушения речи, может потребоваться не только консультация логопеда, но и невролога или ЛОР-врача.
Поводы для беспокойства
Нарушение речи у ребенка – это сложности с произношением, грамматическим строем предложений, бедность словарного запаса, порывистая, невнятная или прерывающаяся речь. Этими проблемами занимается и медицина, и психология, и педагогика, поэтому эффективность логопедической коррекции зависит, как правило, от квалификации врача, который ее проводит. Заметим, что на фоне проблем с речью, слух ребенка может быть в пределах нормы, как и его интеллектуальный уровень.
Косноязычие (дислалия)
Это нарушение речи у ребенка не требует вмешательства специалистов до определенного возраста. Однако если четырехлетний малыш при наличии хорошего слуха, достаточного словарного запаса, строит предложения без серьезных грамматических ошибок, но искажает звуки при произношении (С вместо Ш, Л вместо Р и т.д.), стоит обратиться за консультацией к логопеду.
Ринолалия
Нарушение звукопроизношения и тембра голоса из-за физиологических дефектов речевого аппарата, которые приводят к тому, что ребенок гнусавит, говорит «в нос» – устраняется терапевтически, а в некоторых случаях и хирургически. Наиболее сложные формы ринолалии вызывают расщепление мягкого и твердого неба, травмы носовой или ротовой полости, паралич мягкого неба.
Ребенок с ринолалией говорит неразборчиво, монотонно. Заболевание также может вызывать искривление носовой перегородки, полипы или аденоиды. В этом случае необходима консультация ЛОР-врача.
Дизартрия
Это нарушение речи у ребенка вызвано органическими поражениями нервной системы, при которых страдает сразу вся произносительная сторона. Дизартрия представляет собой ограничение объема движения органов речи и ослабление контроля над ними.
Ребенок с дизартрией испытывает сложности с надуванием щек, выполнением простейших упражнений, вроде «лошадки» или «трубочки», кроме того, он не может поднять брови или нахмуриться. Дизартрия предполагает комплексное неврологическое лечение органических поражений нервной системы и их последствий. Необходима консультация невролога.
Алалия
Алалия – это частичное или полное отсутствие речи на фоне нормального слуха. Ребенок может пытаться общаться с окружающими жестами или рисунками, но не является умственно отсталым, его речевой аппарат хорошо сформирован, парезы, паралич или другие аномалии развития отсутствуют.
Алалия вызвана, как правило, поражением речевых областей мозга до рождения. Когда ребенок не понимает человеческую речь, алалию называет сенсорной, если же понимает, но не может воспроизвести – моторной. Нужна консультация логопеда и психолога.
Заикание (логоневроз)
На сегодняшний день причины и сущность заикания не до конца понятны. Это нарушение предполагает повторение звуков или слогов, растягивание гласных, остановки речи. Как правило, заикание связывается со страхом, волнением или сильным испугом, в этом состоянии нарушается дыхание и координация движений речевого аппарата.
Как показывает практика, различные авторские методики лечения заикания обладают разной эффективностью, и родителям есть из чего выбрать. Ребенку потребуется консультация логопеда.