Ольга Егерева, воспитатель детского сада, мама троих детей, бабушка
«Я работаю с детьми уже больше 20 лет. Вы удивитесь, потому что, наверное, для воспитателя детского сада, особенно, с советским опытом, это не стандартная позиция, но я категорически против наказаний как таковых.
Я считаю так: наказания разделяют взрослого и ребенка, делают их противоборствующими сторонами, а в этом нет ничего хорошего. Я уверена, что такие меры не укрепляют родительский (или воспитательский) авторитет, а наоборот, разрушают доверие и сеют недопонимание.
У меня трое детей, и я всегда старалась не злоупотреблять наказаниями: никаких «встань в угол», «останешься без сладкого» или, тем более, «получишь ремня». Понятно, что иногда срываешься, но важно к этому так и относиться: «я сорвалась», «я сделала что-то, что делать не надо».
Плохо говорить с ребенком с позиции силы. Воспитание состоит не в том, чтобы заставлять и шантажировать (а наказание – это, по сути своей, шантаж), а в том, чтобы объяснять, почему не надо делать те или иные вещи. Иногда говорить об этом приходится помногу раз. Иногда даже мы терпим неудачи, и объяснить не получается в принципе. Но это не повод подавлять волю ребенка силовыми методами.
Дети понимают, что можно делать, а что нельзя, не под угрозой наказания, а на примере, который они видят перед собой. Если мама неряшлива, то, как вы ребенка не наказывайте, он аккуратистом не станет. Если папа ругается скверными словами, то неважно, моете ли вы малышу рот с мылом или нет, он тоже будет использовать бранную лексику. И так далее.
Конечно, бывают ситуации, когда нам не до объяснений: если ребенок делает что-то опасное или непозволительное ни при каких обстоятельствах. Например, у меня в группе часто бывают агрессивные дети, которые нападают на других малышей.
Это всегда тяжелая ситуация, и мне приходится много работать с такими драчунами, чтобы сменить их настрой. Я уже давно заметила, что ими становятся те дети, которых много наказывают, особенно кулаками. Так они вымещают обиду и копируют взаимоотношения с позиции силы.
Я никогда не наказываю детей, но всегда хватаю за руку и останавливаю. Отвожу в сторону, долго объясняю, и не даю уйти, пока не договорю. Этот метод действует не сразу, зато я уверена, что не калечу детскую психику и даю человеку возможность вырасти таким, каков он есть».
Константин Сыроедин, семейный консультант, отец двоих детей
«Это сложный и дискуссионный вопрос. Конечно, все зависит от конкретной семьи: какие отношения установились в ней между родителями и детьми, как мама и папа общаются между собой.
Если дома часто ведут разговоры на повышенных тонах, ребенок привыкает к такой манере общения. Наказания для него – нормальное дело, ему понятны методы, направленные на подавление. Он внутренне готов к тому, что его ругают, и уже понимает, как надо себя в такой ситуации вести.
Если в семье у ребенка тишь да гладь, любое наказание будет для него болезненным. В этом случае я бы посоветовал вводить их очень аккуратно и неэмоционально. То есть, малышу надо заранее объяснять, что если ты будешь поступать так-то, мы будем тебя наказывать так-то. В этом случае наказание должно идти не от эмоций, а от разума.
В принципе, я уверен, что наказания необходимы. Детям сложно понять, что можно, а что – нет. Усвоить рамки дозволенного – трудное дело. В этом смысле наказание – хороший помощник: не нам, а именно детям.
Есть вещи, которые делать нельзя. Если нарушил запрет – будешь наказан. Это простая и понятная система.
Главное, чтобы наказание было соразмерно проступку и чтобы эта классификация «какое наказание за какое деяние» была постоянной и неизменной.
То есть, если ребенок, например, бьет маму, и вы считаете, что его необходимо поставить в угол, делайте это всегда. Что бы ни случилось: ударил маму – пошел в угол. И только так. Это как правила игры, которые, в случае их соблюдения, помогают ребенку научиться контролировать себя.
Но наказания должны меняться с возрастом, и главное, – чем старше ребенок, тем реже нужно к ним прибегать. Для малышей, которые еще не в состоянии правильно воспринимать слова, такой способ применим.
Но все же, это вспомогательный метод воспитания, к детям постарше требуется другой подход. И я категорически против телесных наказаний. На мой взгляд, они недопустимы».