Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Началась школа: снижайте нагрузку

«Мы стараемся так выстроить режим, чтобы у него ни одной свободной секунды не было», - говорит на приеме мама 7-летнего мальчика. Я слегка подпрыгиваю, глаза ощутимо лезут на лоб. Зачем?? Бога ради, зачем вы это делаете?


Фотобанк Лори

Так жизнь-то какая, вы посмотрите, - отвечает мама. Конкуренция вокруг! Не будет успевать - потом вообще не догонит. Все его сверстники занимаются в трех кружках, плюс репетиторы, что же ему отставать?!

А как же гулять, - спрашиваю, - А просто играть в бессмысленные машинки и конструкторы? А смотреть бесконечные сериалы про супергероев?

Ну, уж нет, - решительно обрубает мои мечты мама. Никакого дуракаваляния. Он и так уже ничего не хочет делать.

У мальчика отчетливая депрессия, куча психосоматических болячек, на вопрос «Чем хочешь заняться у меня в кабинете» отвечает «Лежать на ковре и чтобы меня никто не трогал».
Мальчишку жалко.

Есть ли жизнь на этой планете?

Как жили дети всего одно поколение назад? То есть, нынешние мамы-папы? В школу шли с полных семи лет, «началка» состояла из трех классов, иностранный язык - с четвертого, два часа в неделю. Уроки заканчивались около часа дня, потом продленка или домой, дома никого нет, все на работе.

Можно гулять свободно до темноты, можно валяться целый день с интересной книжкой, можно в футбол-хоккей гонять, играть в куклы... Да мало ли чего восхитительно-детского было в нашей жизни! Я в лес уходила с собакой, никто даже не догадывался, где я брожу, мобильных не было.

Приготовление домашних заданий отнимало где-то час в первом классе, и полчаса вплоть до старшей школы. Нет, были, конечно, очень упорные ребята, которые корпели над уроками по несколько часов, но это скорее исключение.

Что еще было? Ненавистная «музыкалка», любимая хореография, «художка», спорт. Все пешком, самостоятельно, на троллейбусе или бегом. Редко-редко кого бабушки сопровождали.

То есть, с одной стороны, у детей было много времени, когда они были предоставлены сами себе (и могли сколько угодно фантазировать), было много неструктурированных занятий типа «игры на свежем воздухе с друзьями», что чрезвычайно важно для здорового самоощущения ребенка, кружки выбирались исключительно по интересам, ибо никакой связи с будущей жизнью и карьерой не наблюдалось.

Детской депрессии вообще не было (разве что в особо трагических случаях, типа потери родителей), болели какими-то понятными инфекциями, психосоматических заболеваний насчитывалось в разы меньше (свидетельство педиатра с 40-летним стажем).

Что происходит теперь?

Дети идут в школу в шесть с половиной лет. Не доиграв, не догуляв, иногда еще и с трех лет их водят на подготовку к школе. После уроков вместо гуляния их тащат на дополнительные, очень важные, но совсем не детские занятия. К седьмому классу мы имеем очень взрослых, натасканных на победы в Олимпиадах, амбициозных - кого? Детей ли?

Да, безусловно, есть детки, которым все эти занятия только в радость и удовольствие. Как правило, это девочки, как правило - у них довольно пофигистичные мамы, которые на вопрос «А чья была идея (участвовать в конкурсе, выучить третий язык, перевестись на домашнее обучение)» пожимают плечами и говорят: «Да кто его знает, само как-то придумалось». У этих детей ощутимо много энергии. Такое впечатление, что их просто распирает от разнообразных придумок.

И всегда я слышу от родителей, что они старательно ограничивали количество учебных занятий. Инициатива в большинстве случаев исходит от самих детей, которым просто интересно.

Так как от меня родители обычно ждут простых рекомендаций на «раз-два-три», я их дам. Они и правда несложные.

В детском саду не должно быть массированной подготовки к школе раньше подготовительной группы (то есть, возраста от 6 лет). Только рисование, лепка, танцы, музыка, бассейн и физкультура.

В первом классе приготовление уроков не должно занимать более получаса в день. Если ребенок не справляется самостоятельно - значит, нагрузка ему не по силам, или школа слишком пафосная, или ребенок маленький. Три-четыре часа на «домашку» - недопустимо. Пересматривайте всю систему.

Изучать иностранный язык с первого или второго класса могут далеко не все. Большого смысла в этом тоже нет. До 12 лет - в игровой форме, и не особенно рассчитывая на результат. (Особо одаренных не берем в расчет, их настолько мало, что можно в ту сторону не смотреть).

Основная задача начальной школы - научить ребенка учиться. Овладеть основными навыками: письмом, счетом, самостоятельной работой. Не более того. Глубокое и полное изучение дисциплин начнется позже. А вот посадить ребенку глаза или желудок в начальной школе проще простого.

Смысл моего послания очевиден. Уважаемые родители, избавьте маленьких детей (а они маленькие, им всего 7-10 лет, в старой литературе это называлось «малыш») от круглосуточного сидения над уроками!

Для их развития гораздо полезнее гулять, болтать, играть, рисовать ерунду и фантазировать. От красиво написанного упражнения еще ни один человек в мире не стал богаче, или счастливее, или умнее.

Ну, вот. Можно начинать спорить.

None
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
37
Лилия Крыгир
Согласна с Катериной. У меня 5летний ребенок. Только в этом году начали ходить в ИЗО-студию, логопеду и на айкидо. Там встречаю мамашек, у которых старшие дети уже школьники. Слушаю их, и волосы дыбом встают от того, какая нынче у детей колоссальная нагрузка в школе. Апогеем всего стал один случай, когда одна из мамашек рассказывала, что в началке дети получили задание нарисовать звенья электрической цепи.... ЭТО ЧТО ВООБЩЕ???? Порой кажется, что у властьимущих в МинОбре не все в порядке с головой... В Советском союзе было много чего нехорошего, но качество образования было на высшем уровне. Сколько смертей и поломанных судеб вполне умненьких детей от неудачно сданного ЕГЭ, сколько детишек - регулярных пациентов неврологов.... Куда мы катимся, неизвестно... В такой стране уже просто страшно рожать детей...
СсылкаПожаловаться
Нелли Лобова
Согласна полностью со статьёй Катерины !!! Нельзя лишать детей свободы, Я где-то читала, что на Руси дети спали сколько хотели, их не будили. И работать не заставляли, они сами, подрастая и глядя на родителей, начинали им помогать по хозяйству, по силам. И делали это естественно. Поэтому труд воспринимали правильно и с детства многое умели. И нервы у детей были крепкими. А сейчас что? Детям и так достаётся! В любую погоду из тёплой постели выдернут и тащут их, полуспящих, то в детсад, то в школу, При такой жизни ещё хотим, чтобы не болели!
СсылкаПожаловаться
Марія
В ответ на комментарий от КАА
КАА
Жестоко вспоминать детство нынешних мам и пап. Очень жестоко. Свобода - это то чего лишены наши дети сейчас. Поди ка, отпусти сегодня ребенка гулять одного - это гарантированно нарваться на его гибель, не этот день, так в другой. На гибель бессмысленную и жестокую. В нашей стране быть ребёнком не безопасно, это значит быть предметом охоты кучи существ внешне похожих на людей. Я бы с удовольствием отпускала бы ребенка гулять одного, но я хочу его видеть живым и здоровым и не хочу кусать себе локти от горя не дай бог случись что (тьфу-тьфу-тьфу). Так что не надо так уж гнать на бедных мам и пап, которые не знают как занять свое чадо, лишь бы лень и скука не поселились в его жизни. Это замена самостоятельных прогулок. Я, если честно, так и не поняла, что именно предлагает нам автор статьи, выгнать детей на улицы гулять одних? А если не одних то с кем? С работающими мамами и папами? Куда девать ребенка? Чем его занять так чтобы это было безопасно? что конкретно то предлагается? Можно и не занимать вовсе - запереть дома, навешать решеток на окна, чтоб не спрыгнул, отключить электричество, чтоб бессмысленное тв не смотрел и инете не сидел. Только я не совсем понимаю, чем эта альтернатива лучше? Конечно иногда родители перебарщивают, но уж точно не из вредности характера и желания сделать ребенку хуже.
СсылкаПожаловаться
Это точно, во всем должна быть золотая середина наверное, большая нагрузка - это плохо, но и пускать все на самотек - еще хуже...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
*****Родительский комитет или неужели все так ужасно.....
15 марта был назначен утренник -празднование 8 марта, моя просьба к заведующей перенести утренник на празднование до 8 марта не увенчался успехом, т к праздновать утренник именно 15 марта желает муз. руководитель. 
Итак: утренник-песни не выучена ни одна, поет только муз руководитель и при этом вопит на воспитателей и детей,в присутствии приглашенных.
При хореографическом исполнении танцев сплошная куча детей, пришли мамы , бабушки, кроме первых рядов детей других детей нельзя увидеть, т к муз руководитель просто не в состоянии организовать детей и постараться их расставить хотя бы в шахматном порядке и периодически менять первые ряды на последние.
Песни, исполняемые детьми про-"бабушка печет оладушки в инстаграмме"-это что вообще? На большее мозгов не хватило? У нас что в дошкольном образовании больше нет приличных песен, кроме как об отключении интернета и инстаграммов? Это мы таким образом стараемся привить детям какие то ценности в жизни?
Танец "Журавли" просто позор, причем после него надо срочно девочек переодеть в другие платья в жутко тесном коридоре, где вообще для этого нет места, дети нервничают, банты слетают, замки на платьях ломаются-это кому такое надо было? Мамам,которые пришли смотреть на своих детей и хлопать? 
Настолько все бестолково, неорганизованно, халатно, для галочки.
На утренник приходят бабушки, пожилые люди, скамеек нет, стульев нет, внуков не разглядеть в толпе, бедные стоят вдоль стенки....это праздник, организованный муз.руководителем???? Это позор и отстой. На месте заведующей я бы пересмотрела компетентность музыкального работника в сторону замены. Таких непрофессионалов нельзя допускать в детские учреждения. До этой дамы, был прекрасный руководитель, чуткий, ответственный, прекрасно разбирался в музыке, умела аккомпанировать, а эта дама кроме как скачать с интернета на большее просто не хватает ни воспитания, ни профессионализма.
Итог: Нет ни видео утренника, т к снять видео не представляется возможным,если только в отражении в зеркальной стене зала, не увидела своего ребенка совсем, и не только я, испорченное настроение и просто хамское отношение музыкального работника, когда ее спросили, чем мотивировано такое ужасное представление и какая расстановка детей. Она взбесилась, что все ее хвалят ,а тут подошли с вопросом и недовольством, она плевала мне на платье, когда отвечала,что заслужил ваш ребенок, там и стоит, взаду-значит взаду. Моя пелена упала и я чудом сдержалась,чтобы не дать ей в морду.
Страшно подумать какой будет выпускной. 
А теперь мамашка из род. комитета мне сегодня вернула все деньги ,сданные на выпускной и объяснила тем, что это решение род комитета в связи с ситуацией на последнем утреннике. Т. е на выпускном все будут стоять и запускать шары, а моя должна просто стоять? Всех снимает фотограф, а моя будет стоять?
Посоветуйте, что делать и как отреагировать на ситуацию?
501
Все будет офигенноО неработающих женах
Всем добрый день. Мой муж часто ставит мне в пример жён своих друзей, которые когда-то уволились с работ во время первого декрета и до сих сидят дома, рожают детей, занимаются бытом, детьми, мужьями.... И вот одна я такая строптивая все рвусь на работу, норовлю рассовать детей по садам/школам и бежать строить карьеру. Немного о них, жёнах друзей. Одна экономист, сидит дома, дочке 3 года, работу не ищет, ждёт второго ребёнка. Муж молодец, крутится, содержит. Вторая медик, работу она конечно не бросила, но переходит из одного декрета в другой, рожая с интервалом в 4 года, их уже трое. Тоже муж содержит всех один. При этом наверняка их не заставляют отчитываться за каждую потраченную на себя копейку, как меня, все хорошо одеты, ездят на своих авто. В общем, сидят и в ус не дуют. А вот мой коллега пашет на 2 работах, стонет, конечно, что тяжело, но жену на работу не гонит. Она тоже уволилась после второго декрета, занимается детьми, собой, собачкой, ходит на тренинги разные.
Вот и муж мой уверен, что я тоже так могу, сидеть на обеспечении, не думать ни о чем кроме семьи. А у меня крыша едет. Я люблю работу, люблю с людьми общаться, я на работе отдыхала от семейных забот. И заработок. Согласитесь, лучше заработать своё на свои нужды, а не сидеть с протянутой рукой. Не семейная я баба, наверно.
292
AcinonyxНЕпятница!!!
Всем привет! Не могу в шапку темы загрузить фото, потому без неё.
263
Tatiana Volodina ответственность школы
На уроке физкультуры в 3 классе мальчик  силой дернул за руки сына, произошло смещение 5 шейного позвоночника. 3 дня ребенок пролежал в больнице на растяжке с гирями, на 4 день  прямо из больницы я приехала в школу , считая что виноват учитель физкультуры. Комиссия по ТБ в составе с инженером по технике безопасности  , учителем по физ-ре и классным руководителем обвиняет во всем ребенка. Я пыталась выяснить, почему  учитель по физ-ре не запретила во время урока  подходить и дергать за руки сидящего на скамейке одноклассника. Учитель говорит, что не видела происходящего, тюк. стояла спиной. Школа винит во всем моего ребенка. Школа образцово- показательная, директор имеет неограниченные связи, что делать?
223
мама кошкаСитуация в школе. Я в шоке.
Девочки,случилась у нас в школе такая ситуация.Дочка ходит в 3 класс и сегодня после продленки когда я забрала ее домой,уже дома она мне пожаловалась что в школе 2 мальчика ее на продленки зажимали и пытались снять трусы.Дело было в 5 вечера и она и эти мальчики остались в классе в троем. Учитель в это время мыла соседний класс.Дочка попыталась дать им отпор и ударила веником.Мальчики побежали к учителю и пожаловались что она их ударила,она рассказала почему она так делала но умолчала что задирали юбку.Призналась мне уже дома,сказала что учителю такое говорить постеснялась.Я сразу позвонила педагогу,объяснила ситуацию и попросила провести беседу с мальчиками.Она конечно была очень удивлена,заверила что это без внимание не останется.Я в шоке,мальчишки то в 3 класс ходят.В мое время они еще в этом возрасти в машинки играют,а сейчас кошмар.Не знаю как себя в этой ситуации вести и как объяснить дочки что о током надо сразу рассказывать.Она начинает краснеть и говорит что ей стыдно но стыдно то должно быть не ей а мальчишкам за такие поступки.
178
Инна ОлейникРабота в удовольствие.
Нравится ли вам ваша работа, получаете удовольствие от того, чем занимаетесь?
Большую часть времени проводим на работе, поэтому это важно .
Я бухгалтер, понимаю, что занимаюсь нелюбимым делом. 
140
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru