Началась школа: снижайте нагрузку

«Мы стараемся так выстроить режим, чтобы у него ни одной свободной секунды не было», - говорит на приеме мама 7-летнего мальчика. Я слегка подпрыгиваю, глаза ощутимо лезут на лоб. Зачем?? Бога ради, зачем вы это делаете?
a74d86231c2b5c0b455dcacf24f95a92
Источник: Migration

Так жизнь-то какая, вы посмотрите, - отвечает мама. Конкуренция вокруг! Не будет успевать - потом вообще не догонит. Все его сверстники занимаются в трех кружках, плюс репетиторы, что же ему отставать?!

А как же гулять, - спрашиваю, - А просто играть в бессмысленные машинки и конструкторы? А смотреть бесконечные сериалы про супергероев?

Ну, уж нет, - решительно обрубает мои мечты мама. Никакого дуракаваляния. Он и так уже ничего не хочет делать.

У мальчика отчетливая депрессия, куча психосоматических болячек, на вопрос «Чем хочешь заняться у меня в кабинете» отвечает «Лежать на ковре и чтобы меня никто не трогал».
Мальчишку жалко.

Есть ли жизнь на этой планете?

Как жили дети всего одно поколение назад? То есть, нынешние мамы-папы? В школу шли с полных семи лет, «началка» состояла из трех классов, иностранный язык - с четвертого, два часа в неделю. Уроки заканчивались около часа дня, потом продленка или домой, дома никого нет, все на работе.

Можно гулять свободно до темноты, можно валяться целый день с интересной книжкой, можно в футбол-хоккей гонять, играть в куклы... Да мало ли чего восхитительно-детского было в нашей жизни! Я в лес уходила с собакой, никто даже не догадывался, где я брожу, мобильных не было.

Приготовление домашних заданий отнимало где-то час в первом классе, и полчаса вплоть до старшей школы. Нет, были, конечно, очень упорные ребята, которые корпели над уроками по несколько часов, но это скорее исключение.

Что еще было? Ненавистная «музыкалка», любимая хореография, «художка», спорт. Все пешком, самостоятельно, на троллейбусе или бегом. Редко-редко кого бабушки сопровождали.

То есть, с одной стороны, у детей было много времени, когда они были предоставлены сами себе (и могли сколько угодно фантазировать), было много неструктурированных занятий типа «игры на свежем воздухе с друзьями», что чрезвычайно важно для здорового самоощущения ребенка, кружки выбирались исключительно по интересам, ибо никакой связи с будущей жизнью и карьерой не наблюдалось.

Детской депрессии вообще не было (разве что в особо трагических случаях, типа потери родителей), болели какими-то понятными инфекциями, психосоматических заболеваний насчитывалось в разы меньше (свидетельство педиатра с 40-летним стажем).

Что происходит теперь?

Дети идут в школу в шесть с половиной лет. Не доиграв, не догуляв, иногда еще и с трех лет их водят на подготовку к школе. После уроков вместо гуляния их тащат на дополнительные, очень важные, но совсем не детские занятия. К седьмому классу мы имеем очень взрослых, натасканных на победы в Олимпиадах, амбициозных - кого? Детей ли?

Да, безусловно, есть детки, которым все эти занятия только в радость и удовольствие. Как правило, это девочки, как правило - у них довольно пофигистичные мамы, которые на вопрос «А чья была идея (участвовать в конкурсе, выучить третий язык, перевестись на домашнее обучение)» пожимают плечами и говорят: «Да кто его знает, само как-то придумалось». У этих детей ощутимо много энергии. Такое впечатление, что их просто распирает от разнообразных придумок.

И всегда я слышу от родителей, что они старательно ограничивали количество учебных занятий. Инициатива в большинстве случаев исходит от самих детей, которым просто интересно.

Так как от меня родители обычно ждут простых рекомендаций на «раз-два-три», я их дам. Они и правда несложные.

В детском саду не должно быть массированной подготовки к школе раньше подготовительной группы (то есть, возраста от 6 лет). Только рисование, лепка, танцы, музыка, бассейн и физкультура.

В первом классе приготовление уроков не должно занимать более получаса в день. Если ребенок не справляется самостоятельно - значит, нагрузка ему не по силам, или школа слишком пафосная, или ребенок маленький. Три-четыре часа на «домашку» - недопустимо. Пересматривайте всю систему.

Изучать иностранный язык с первого или второго класса могут далеко не все. Большого смысла в этом тоже нет. До 12 лет - в игровой форме, и не особенно рассчитывая на результат. (Особо одаренных не берем в расчет, их настолько мало, что можно в ту сторону не смотреть).

Основная задача начальной школы - научить ребенка учиться. Овладеть основными навыками: письмом, счетом, самостоятельной работой. Не более того. Глубокое и полное изучение дисциплин начнется позже. А вот посадить ребенку глаза или желудок в начальной школе проще простого.

Смысл моего послания очевиден. Уважаемые родители, избавьте маленьких детей (а они маленькие, им всего 7-10 лет, в старой литературе это называлось «малыш») от круглосуточного сидения над уроками!

Для их развития гораздо полезнее гулять, болтать, играть, рисовать ерунду и фантазировать. От красиво написанного упражнения еще ни один человек в мире не стал богаче, или счастливее, или умнее.

Ну, вот. Можно начинать спорить.

Детский и семейный психолог