Можно ли стать мамой при онкодиагнозе

Разбираемся в этом непростом вопросе накануне Дня матери, который празднуется в России 24 ноября.
Беременная женщина
Источник: Unsplash

О том, как пациентки с онкозаболеваниями сохраняют возможность рожать здоровых детей, рассказывает Анастасия Мочалова, д. м. н., зав. отделением противоопухолевой терапии КБ МЕДСИ, эксперт благотворительного фонда «Свет в руках».

Еще 20–30 лет назад злокачественное заболевание у будущей мамы считалось однозначным показанием для прерывания беременности. В последние годы благодаря прорыву в лекарственной терапии ситуация изменилась.

Если прежде рак воспринимался как что-то фатальное, то сейчас он перешел в разряд хронических заболеваний, которые можно долго лечить, наблюдать, контролировать. Сегодня это не приговор, а просто этап, после которого большинство пациентов продолжают жить полноценной жизнью, и в том числе рожать детей.

Возможна ли беременность при онкозаболевании?

Благодаря современным методам лечения и репродуктивным технологиям — без сомнения, да. Главное, чтобы женщина, у которой впервые выявили злокачественный процесс, до начала лечения обязательно обсудила с онкологами и репродуктологами, как сохранить фертильность.

Часто людям, напуганным тяжелым диагнозом, сложно думать о продолжении рода. Но сегодня большинство онкопациентов удается пролечить радикально, и когда непростой период лечения остается позади, они возвращаются к обычной жизни. Очень многих женщин, даже тех, у кого уже есть дети, посещает желание снова стать мамами. Вот почему, если пациентка хотя бы допускает беременность, важно заранее проинформировать об этом врача.

Как сохранить возможность иметь детей?

Женщине, которая рассчитывает стать мамой в будущем, онколог постарается подобрать терапию, которая минимально скажется на половой системе, и/или посоветует воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями. До начала лечения можно провести криоконсервацию яйцеклеток, забрав их в естественном цикле или после короткой стимуляции, а когда наступит ремиссия — сделать ЭКО.

То же самое касается и мужчин: даже пациенты с раком простаты и радикально удаленной предстательной железой могут иметь детей, сохранив свои половые клетки в криобанке спермы до операции.

Разумеется, врачи трезво оценивают каждую ситуацию. Все зависит от заболевания, степени распространенности процесса, потенциального прогноза. Если онкологи видят большой объем опухолевой массы, метaстазы, тяжелое агрессивное течение, — естественно, в приоритете будет стоять сохранение самой жизни женщины. Но на начальных стадиях, когда есть хорошие перспективы, можно подумать и о будущем материнстве.

Как «онкомаме» подготовиться к беременности?

По современным протоколам, между лечением онкозаболевания и планированием беременности рекомендуют выдержать хотя бы 2 года, чтобы полностью восстановиться (кроме того, этот период — самый опасный в плане возникновения ранних рецидивов). Более уверенно можно чувствовать себя при достижении стойкой ремиссии — 5 лет без проявлений онкозаболевания.

У женщин в ремиссии медицинская часть подготовки к беременности обычно проходит так же, как и у других будущих мам, только под контролем онколога.

Зато для таких пациенток особенно важна другая, психологическая подготовка. За время онкологического лечения, когда женщина буквально живет от обследования до обследования, накапливается стресс, страхи, тревожность, иногда развивается депрессия. Психологические проблемы могут осложнить процесс зачатия и вынашивания ребенка, и их важно заранее проработать.

Может ли беременность спровоцировать развитие или рецидив онкозаболевания?

На сегодняшний день это научно не доказано. Подтверждена обратная связь с материнством: например, рак молочной железы чаще встречается у пациенток, которые мало или вовсе не кормили грудью. Онкогинекологические заболевания тоже чаще возникают у женщин с нарушениями репродуктивного потенциала и менструальной функции (причем первыми их диагностируют акушеры-гинекологи, когда пациентки приходят к ним лечить бесплодие).

Пара у врача
Источник: https://ru.freepik.com

Во время беременности чаще всего выявляют рак молочной железы, яичников, шейки матки, но причина здесь — не в самой беременности, а в том, что в ожидании ребенка именно эти органы попадают под пристальное внимание врачей.

Как быть, если у будущей мамы обнаружили онкозаболевание?

Прежде чем решать, можно ли сохранить беременность, врачи, во-первых, оценивают стадию и тип рака. Во-вторых, помимо агрессивности и потенциала опухоли определяющее значение имеет срок вынашивания.

На поздних сроках специалисты будут делать все возможное, чтобы максимально продлить беременность и начать специфическую терапию уже после родов. В то же время, если к этому вынуждает состояние мамы, в третьем триместре можно провести лечение, которое не обладает тератогенным (то есть губительным для будущего ребенка) эффектом.

Самый опасный период — первый триместр, когда плод только формируется. В это время важно минимизировать любое воздействие: как токсичных препаратов, так и диагностических исследований.

К сожалению, злокачественный процесс чаще всего не может 9 месяцев находиться без лечения; а бывают и ситуации, когда радикальную терапию нельзя откладывать даже на неделю.

Беременная у врача

В таких случаях врачам приходится серьезно разговаривать с женщиной и ее ближайшими родственниками. Перед семьей и врачами встает очень сложное решение, и его должны принимать на мультидисциплинарном консилиуме с участием онкологов, акушеров-гинекологов и специалистов по конкретному заболеванию.

Вот почему беременным онкопациенткам важно обращаться в многопрофильные стационары, которые объединяют широкий круг врачей и располагают возможностями для выбора методов лечения. Если беременность решили сохранять, то вести ее желательно у акушеров, имеющих опыт работы с такими больными: их можно найти в крупных перинатальных центрах.

Насколько опасно для беременных онкологическое лечение?

Современные противоопухолевые препараты абсолютно разные. Например, в группе цитостатиков есть вещества, которые вызывают выпадение волос, а есть те, которые не приводят к таким последствиям. То же самое касается химио- и таргетных препаратов.

Разумеется, опасные для будущего ребенка средства стараются не использовать ни у женщин «в положении», ни у тех, кто планирует зачатие. А вот, например, таргетную терапию могут проводить даже во время беременности, поскольку воздействие этих препаратов минимально.

Что касается диагностических исследований, все опять-таки зависит от срока ожидания. Чем он больше, тем меньше воздействие на ребенка. В любом случае врачи оценивают, сопоставима ли диагностическая ценность с потенциальным риском для плода.

В первом триместре онкологи по возможности стараются ограничиваться УЗИ как самым щадящим методом; во втором и третьем триместрах возможна МРТ (она считается достаточно безопасной), а при необходимости – даже рентгенография и КТ. Абсолютно исключается у беременных только лучевая терапия.

Влияет ли онкозаболевание мамы на здоровье ребенка?

новорожденный
Источник: Unsplash

Онкозаболевание у мамы — это ее личная, отдельная история, не связанная с ребенком. Он может родиться абсолютно здоровым даже на фоне специфического лечения — все индивидуально, как и у любой беременности.

В последние десятилетия возможности онкологии колоссально расширились. Сегодня для будущих мам врачи могут подобрать максимально безопасные технологии и многократно повышать шансы на рождение здоровых детей.

Как «онкомаме» улучшить свое психологическое состояние?

Комментирует Индира Даурова, семейный и репродуктивный психолог, эксперт благотворительного фонда «Свет в руках».

Любая женщина, осознанно вступающая в беременность, вправе испытывать опасения и беспокойство, но у будущих мам с онкодиагнозом эта естественная тревога часто «зашкаливает». Таким пациенткам обязательно нужна поддержка профессионалов – не только врачей, но и психологов (особенно в том случае, когда маме приходится делать тяжелый выбор: идти на риск и сохранять беременность, либо потерять ребенка).

Девушка
Источник: Freepik

Найти специалистов, которые занимаются онкопсихологией и помощью пациентам и их близким, можно как в медучреждениях, так и в благотворительных фондах. Формат работы бывает разным: индивидуальные консультации, группы поддержки, равные консультанты (люди с похожим опытом, прошедшие специальное обучение), арт-терапия (работа с внутренним состоянием через рисование, лепку, музыку).

Будущая мама может выбрать любой способ поддержать себя — подойдет все, что приносит радость и делает жизнь немного лучше. Кому-то помогает общение с другими «онкомамами», кому-то — книги, написанные пациентами, преодолевшими рак. Если состояние позволяет, можно попробовать доступные упражнения, прогулки, уход за собой (физическая активность и переключение на тело помогают уменьшить тревогу и стресс).

Любому онкопациенту важно создать вокруг себя команду поддержки в лице родных, друзей, «товарищей по несчастью» из групп в соцсетях и чатов. Лучшая помощь, которую они могут оказать, — это теплые слова и сочувствие без осуждения, отвержения и нравоучений.

К сожалению, многие пациентки с онкозаболеваниями сталкиваются с тем, что близкие самоустраняются именно в тот момент, когда очень нужны. Чаще всего причина в том, что людям непонятно, как поддержать больную и что ей говорить; им тяжело соприкасаться с чужой болью и чувствовать свою беспомощность. Единственный выход — прямо говорить о своих потребностях (предварительно осознав их): «Мне хотелось бы, чтобы ты сделал(а) мне чаю / посидел(а) рядом / сходил(а) со мной на прогулку». Это помогает близким чувствовать себя нужными и становится якорем для пациентки.

Где найти помощь на пути к материнству после онкозаболевания?

Объясняет Александра Краус, президент благотворительного фонда «Свет в руках».

Когда желание стать мамой соединяется с тяжелым диагнозом, в одиночку преодолеть трудности невозможно.  Благотворительный фонд «Свет в руках» помогает женщинам получить бесплатную консультацию репродуктолога по вопросам сохранения фертильности и планирования беременности, предоставляет психологическую, юридическую и информационную поддержку. Фонд сопровождает семьи даже в самые трудные минуты: например, если родители сталкиваются с тяжелым заболеванием или утратой ребенка. 

журналист, филолог