Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Мир глазами младенца: что и как видят малыши

Родителям всегда интересно, что именно видит их новорожденный малыш? И если видит, то как: четко или расплывчато, нормально или вверх ногами? На эти и многие другие интересные вопросы специально для проекта «Дети Mail.Ru» ответил детский офтальмолог.


Фото: lori.ru

Взрослый человек почти 80% информации получает благодаря зрению. Новорожденный в этом плане ничуть не отстает, кроме того, внимательно смотря на мир, он развивается физически, умственно и эмоционально. Мамы стараются ловить взгляд крохи, им интересно знать, как развиваются его глазки, когда он начинает различать лица и, самое главное, почему им все время кажется, что ребенок немного косит...

На наши вопросы ответил детский офтальмолог, академик АМТН РФ, доктор медицинских наук, руководитель детских глазных клиник «Ясный взор» Игорь Эрикович Азнаурян.

– Когда новорожденный начинает что-то видеть?

– Если малыш родился в срок и его глазная система сформирована правильно, как и та часть головного мозга, которая отвечает за работу зрительных анализаторов – то он видит сразу после рождения. Конечно, только что родившийся малыш видит откровенно плохо – не больше 4-5% от того, что видит взрослый человек с хорошим зрением. 

Зрительная система – самая сложная в организме. Об этом свидетельствует тот факт, что 40% активности мозга приходится на управление зрительной системой (и у взрослых и у новорожденных).
Это интересно!

Если сравнивать зрительную систему с компьютером, то глаза у нас – видеокамеры, а вот серверы, видеокарты и монитор находятся в головном мозге. Зрительная система начинает работать тогда, когда в мозг начинают поступать импульсы, т.е. с первого момента, когда кроха открыл глаза.

– А что именно ребенок видит?

Фото: lori.ru

– Как я уже сказал, 4-5% зрения дают возможность малышу видеть все предметы очень нечетко, как бы в тумане, причем крупные предметы выделяются на общем фоне. Первые два-три месяца ребенок видит те предметы, которые находятся близко от него – на расстоянии не больше 20-25 см. Поэтому лицо мамы в момент кормления, которое находится как раз в области видимости, запоминается очень быстро. Хотя кроха узнает ее прежде всего по запаху, по звуку биения сердца, по той чувствительности, которые во взрослом состоянии теряются безвозвратно.

К концу первого месяца жизни малыш видит немного дальше – на расстоянии 30 см, он умеет следить за предметом, различать силуэты, причем на расстоянии до 1 метра. В полтора месяца кроха отличает круглые объемные предметы, например, шар. К трем месяцам ребенок способен различать лицо не только мамы, но и тех, кто находится с ним в постоянном контакте – папы, бабушки, няни.

К четырем месяцам малыш различает движущиеся игрушки, а к полугоду начинает четко видеть мелкие предметы. А к одному году он видит почти как взрослый человек, хотя зрение развивается еще несколько лет, примерно до 3-4 лет.

В самую первую неделю жизни ребенок не может останавливать взгляд на предмете более чем на 3-4 секунды, а через четыре месяца взгляд уже уверенно фокусируется на чем-то, что его заинтересовало. А вот картинку в целом он не воспринимает примерно до 1 года.
Это интересно!

– А когда малыш начинает различать цвета?

– Поначалу он не воспринимает одинаково яркие цвета, это умение придет к  2,5 месяцам. Основные цвета ребенок различает примерно к 5-му месяцу жизни. Оттенки – гораздо позже.

Надо ли налаживать с ребенком зрительный контакт?

– Конечно! Ваша мимика и улыбка очень помогут в этом. Лучше всего, как говорилось выше, если ваше лицо находится на расстоянии не более 20-25 см от глаз ребенка. Ну и поговорите с крохой – негромко, спокойно, с ласковой интонацией.

– На что малыш больше любит смотреть?

– Безусловно, на маму – ее лицо самое прекрасное для него. А также на игрушки ярких цветов, особенно на черно-белые геометрические узоры, фигуры. Если близкие ему взрослые резко меняют внешний облик, он может отвернуться и даже расплакаться.

– На что нужно обратить внимание родителям, чтобы не пропустить признаки болезней глаз?

–  Я не буду говорить о банальных случаях конъюнктивита. Но надо внимательно отнестись к возможным проблемам со зрением в том случае, если кроха в группе риска: он родился недоношенным или у него отягощена наследственность, т.е. если кто-то из родителей или оба сразу имеют близорукость, косоглазие, дальнозоркость, астигматизм.

Но даже если родители в плане зрения здоровы, то насторожитесь, если кроха ведет себя неадекватно, когда, например, вы вошли в комнату и включили свет, а не спящий малыш, вместо того, чтобы дернуться и зажмурится, лежит спокойно, не реагирует на свет. Или если он в 1-1,5 месяцев не видит мать, которая отошла от него на расстояние около метра и плачет. Если глазки начинают «бегать», малыш не может сфокусировать взгляд на чем-то одном.

– Бытует мнение, что все дети рождаются с косоглазием, а потом это проходит.

Фото: lori.ru

– Ничего подобного! Просто у новорожденных глаза близко посажены, плюс широкая переносица, т.е. лицевой скелет еще не сформирован. Со временем, к 6 месяцам, все выправляется и создается впечатление, что косоглазие ушло. А вот если у малыша один глаз смотрит прямо, а второй «уходит» вверх, вниз, право или влево, то это реальное косоглазие и надо идти к врачу.

– Нужен именно детский офтальмолог?

– Да, обязательно. У нас в стране, к сожалению, таких специалистов очень мало. А зря – ведь врач должен учитывать все нюансы детского организма, знать по месяцам этапы развития и быть опытным именно в работе с детьми.

Также читайте о 7-ми удивительных навыках маленьких детей

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
23
в.А.в.209
В ответ на комментарий от Виктория Прокопова История переписки2
Виктория Прокопова
Ну, да! У педиатров ведь своих детей не бывает.
СсылкаПожаловаться
простите, но это ваши фантазии.
СсылкаПожаловаться
Kallisto
В ответ на комментарий от Юлия Сикора
Юлия Сикора
Подобные статьи читала и раньше. Да и в университете на физиологии человека нам примерно то же самое преподавали. Только вот когда стала мамой, я поняла, что точка зрения официальной медицины о детском зрении - некорректна.
Дочь родилась в 38 недель. Как только приехали из роддома (а это 6 день жизни), мы развесили по квартире воздушные шары разных цветов (зеленый, синий, красный, оранжевый розовый, голубой, желтый).
Если дочка плакала, я ей говорила: "пойдем шарики смотреть". Мы подходили по-очереди к разным шарикам, она успокаивалась. При чем шарики она находила с расстояния 2-4 метра и тянулась ручкой, показывая, куда надо идти. С близкого расстояния интересовалась картинками, которые напечатаны на шариках, тыкая в них пальчиком.
В возрасте 2-3 недель, она рассматривала картинки на пододеяльнике (не очень четкие рисунки около 10 см ростом). Я говорю: "Где лягушка?" - она смотрит на лягушку и тыкает пальчиками. Я спрашиваю:" А где котик?" - ребенок тянется к котику.
Я уверена, что уже в недельном возрасте она различала не только цвета, но и оттенки. И фокусировать взгляд могла на предмете, расположенном на другом конце комнаты.
Ей еще не было месяца, когда она стала реагировать (смотреть и гудеть), когда я входила в комнату. Когда входила бабушка, а не мама, - выражать недовольство. От ее кроватки до двери - 3,5 метра. Когда ребенку исполнилось 4 месяца, ее реакция на входящих людей дополнилась словами (!) "Мама" или "Баба".
При этом, маленький ребенок в незнакомой обстановке или с чужими людьми - замыкается в себе, и не показывает выраженных реакций. Поэтому-то педиатрия и "видит" немного другую картину о реакции и поведении новорожденных, чем их мамы.
СсылкаПожаловаться
Недельный ребёнок рукой показывает, куда идти? А сам чего не ходит? )))
Простите, просто очень тяжело поверить )
СсылкаПожаловаться
Катушка
Неправда. Дочери было не больше 10 дней, я заметила, что она следила глазами за нарисованными на стене шариками в больнице, когда я ее несла мимо. Расстояние метра полтора. Неужели у офтальмологов нет своих детей?
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Завидуйте_МолчаБросить ребёнка...

Не знаю как правильно назвать тему. Не знаю зачем пишу, наверно и выговориться и может хорошего совета получить. Сложилась такая ситуация, что мне необходимо выйти на работу. Ребёнку 2 года. Бабушка/дедушка живущие рядом (свекры) с ребёнком не помогают. Я второй месяц вожу ее в частный сад с 9 до 16, ходит отлично, радостная бежит в группу. График моей работы будет с 8 до 20/21.00, сад на полный день с 8 до 20. Следовательно ни отвести в сад, ни забрать я не смогу, нужно будет нянечку нанимать (про мужа прошу не спрашивать, тема не о нем). Если ребёнок заболеет, то сидеть нянечка будет, а это 3600 в день. Итого сад+нянечка без учета «а вдруг заболеет» уже в 50 минимум выйдет, а в случае болезни ребёнка вообще во всю зп.... Есть другой вариант, отвезти ребёнка к моим родителям, они хоть и работают, но там и садик в 3 раза дешевле и ребёнка моя мама и водить и забирать и если заболеет на больничном с ней сидеть будет. Но это 3,5 часа на самолёте от меня. И тут 2 вопроса: во-первых как ребёнок с психологической точки зрения к этому отнесётся. Она два года неразлучна со мной, даже спим вместе. А тут я хоть и к родным бабушке с дедушкой, но в чужой для неё дом привезу, неделю побуду и уеду... и боюсь что оставлю минимум до сентября. Смогу конечно раз в 2 месяца на пару дней прилетать и по скайпу общаться.... ну и как мне эту разлуку выдержать... простите за много букв, я вся в катастрофическом расстройстве и растерянности.... но на работу просто необходимо выйти. Спасибо кто осилил весь текст!

1374
ВасилискаЗавуч ударила пятиклассницу за рисование на уроке биологии

С нашими школами происходит что-то очень не то. Что-то очень плохое. Правда, раньше это все тоже могло происходить, но оставалось внутри школьных стен, а теперь этот беспредел можно снять на телефон и придать огласке. Я понимаю, почему во многих школах запрещают проносить телефоны с камерами. только самые простые кнопочные! Или заставляют перед уроком их сдавать учителю. Потому что камеры помогают выносить сор из изб.

Очередной учительский скандал разыгрался в Самарской области. Как рассказали журналистам жители Тольятти, в школе № 93 завуч и преподавать биологии Валентина Я. ударила на своем уроке ученицу 5 класса.


— Она побила ее за то, что та рисовала. Как говорят другие ученики, причем из разных классов, такое поведение этого учителя можно наблюдать неоднократно, — делятся очевидцы.

Происшествия сумели заснять на мобильный телефон одноклассники школьницы. Видео начинается с того, что женщина держит руку у лица девочки и несколько раз дает ей пощечину.


— Вы что, с ума сошли? — чуть ли не плача спрашивает ребенок.


— Я да, я да, а ты нет. Поэтому я хочу, чтобы ты вела себя, как положено. Как девочка-ученица! — в учительском тоне ответила женщина.


Ролик уже разлетелся по социальным сетям. Судя по комментариям, Валентина, действительно, отличается жестким педагогическим подходом к занятиям.


— Слышал предысторию именно этого случая, вроде как, девочка сидела рисовала, не мешая проведению занятия. Я бы понял, если бы она так какого-нибудь наказала, который семки на уроках жует или мешает проведению урока, но чем ей рисующая девочка-то помешала? Я хоть и сам согласен, что многих стоит наказывать, в некоторых случаях возможно и такими методами, но точно не ребенка, который развивает свои художественные навыки... да на уроке биологии, однако опять же, не похоже, чтобы это мешало проведению занятия, — пишет Савелий Е.


— Этот учитель может спокойно вызвать ученика к доске, а если тот не выучил, то может взять и со всей дури головой об учебники ударить. Одному мальчику так разбили нос, — уже другая щекотливая подробность из комментариев в социальных сетях.


В школе ситуацию пока не прокомментировали (соображают, чем можно прикрыться).

По-моему это лютый АД.

П.С. Я в школе всегда рисовала на уроках, все мои тетрадки были изрисованы. Это не только не мешало мне усваивать информацию, но и помогало (я всегда училась отлично). Более того, привычка рисовать у меня сохранилась до сих пор - на лекциях или собраниях я постоянно рисую. Если бы кто-то посмел в этот момент подойти и ударить меня НЕСКОЛЬКО РАЗ ПО ЩЕКЕ, я бы вызвала полицию! А детей, значит, можно бить безнаказанно? Чтобы они вели себя так, как положено ученицам?

258
татьяна конюховаА какая она, хорошая бабушка для Вашего ребенка?

Как много тем о том, какие ужасные свекрови. да и мамы порой по отношению к собственному внуку. Воспитывают не так,  кормят не тем, гуляют не там и не тогда. Так какая она, бабушка- мечта для Вашего ребенка?

257
Марина Луневаэгоизм и дружба

честно признаюсь, что решила создать тему после вчерашней темы Елки про свекровь и другие темы про помощь, навеяло
БЫЛА у меня подруга. подружились гуляя в парке с годовалыми дочерьми, т.е. дети подружились, ну и мы, взрослые
всегда прослеживалось у нее, что другие должны подстраиваться под нее, ее ребенка, начиная с родственников и заканчивая подругами. случаев много, за 10 лет всех не упомню и приводить не буду. я старалась как -то это нивелировать и идти на компромисс, когда мои интересы не сильно страдали
потом я стала безработной и наши материальные возможности стали несовместимы по объему от слова совсем(((((, естественно она это понимала
что стало "Вишенкой на торте": ДР моей дочери, я приглашаю только дочь подруги (денег нет, взяла 1000 руб. у отца дочери). и тут подруга начинает мне говорить, что ее дочь "это" (заказной торт из пекарни и пиццу) есть не будет, а будет тоже самое, но только из ресторана (дороже и неудобнее мне), все мои слова, что на этот ресторан денег нет идут лесом. после этого я уже не смогла с ней общаться и прекратила дружбу.
вопрос к форуму, скажите, вот такой эгоцентризм в отношениях, перетягивание одеяла на себя, все мне должны делать как Я хочу -это сейчас нормально для людей, таких большинство?
ЯЖЕМАТЬ -победила разум почти всех?
откуда эта фигня?
сорри за многабукав)))))))))

208
EvaУчусь за дочь...Или отсутствие желания у ребёнка учиться.

Доброй ночи.
У меня создаётся впечатление,что я плыву против течения.Все дело в том,что моя дочь (2 класс)с большой неохотой делает уроки,если это можно назвать «делать».После выполнения домашних заданий урока у меня создается ощущение,будто я толкаю руками каток, который утрамбовывает асфальт,чуть сдвину,а он пятится назад.
Делаются уроки по 5-6 часов.Переписываются вовсе неаккуратно.Иногда я иду спать,потому что мне тяжело сидеть до часу ночи и оставлю это в её руках.Если я не проверю домашнюю работу,то обязательно 2 по математике,иногда тройки.
Мне паршиво на душе,потому что я не могу заставить её учиться.
И за неё делать домашнее задание не могу.У неё мотивация ниже плинтуса.
Мои увещевания,разговоры по душам,а тем более ругань на нее по этому поводу не действуют.Иногда могу перейти на мат, могу дать по голове,если на грани.
Она начинает пытаться меня стукнуть.С ошибками списывает условия задачи. Не советуйте мне прописи,они у нас они есть:но там все то же самое: каракули,тк.левша и писать сложно.По математике наловчилас решать только примеры,от задач нервная почесуха. Постоянно разбираем вместе.
Она часто не может найти тетради в портфеле,читает и учит не то,что нужно,бывало и такое.
Приносит не те тетради.
Короче,несобранность во всей красе.
Я не знаю,что мне делать.
И здоровья от этого не прибавляется.
Я потеряла уже 15 кг,выгляжу так,будто в гроб кладут.
У неё уже от слова уроки слезы и в школу со слезами встаёт.

191
МумикИдеальный перекус

в офисе-что для вас?
Всем здравствуйте!
Поделитесь, особенно интересно, кто на ПП. У нас не принято есть в офисе-максимум шоколадка и кофе/чай, я завтракаю очень рано-в 6:30. к 10:30 неприлично громко начиню урчать на весь офис от голода)))))), надо что то закинуть в топку, а вот что? Конфеты, шоколад не хочу, кто как выходит из положения?
вот заварила семена чиа, сижу, жду, не знаю, поможет ли)))
Ну и всем хорошего дня/вечера/ночи/утра)))))

174
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети