Ментальная арифметика для детей: что это и зачем она нужна

Современным детям, ежедневно сталкивающимся с огромным потоком информации в интернете, довольно сложно сконцентрироваться на уроках и выполнении домашних заданий. Ментальная арифметика поможет вашему ребенку справиться с этой проблемой.
Что это такое
История появления
Программа
Плюсы
Минусы
Идеальный возраст
Как выбрать школу
Что это такое
История появления
Программа
Плюсы
Минусы
Идеальный возраст
Как выбрать школу
Ещё

Даже если вам кажется, что ваши дети такие же, какими были вы в детстве, — это не совсем так. Представители так называемого поколения альфа родились в эру общедоступного интернета и смартфонов. Как следствие — они лучше разбираются в технике, превосходят своих родителей в навыке быстрого поиска информации и проще адаптируются к изменениям в окружающем мире. 

<figcaption> Работа со счетами способствует развитию мелкой моторики и зрительной памяти </figcaption>
Работа со счетами способствует развитию мелкой моторики и зрительной памяти
Источник: Freepik

Однако у любой медали есть обратная сторона. По наблюдениям ученых, дети, которые проводят много часов в сутки с телефоном в руках (как правило, речь идет о рожденных после 2010 года), испытывают сложности с концентрацией внимания, хуже осваивают точные науки, часто отвлекаются и с трудом погружаются в изучение школьных предметов. 

Что такое ментальная арифметика и зачем она нужна

Ученые разработали специальную методику, которая помогает повысить успеваемость детей в школе и заинтересовать их изучением точных наук. Речь идет о ментальной арифметике. 

Если коротко, ментальная математика (иногда популярную методику называют и так) создана для гармоничного и всестороннего развития интеллекта.

Подходит она не только детям, но и взрослым и даже пожилым людям.

Благодаря ей люди учатся производить вычисления в уме. В работе с учениками используются абакусы и соробаны — специальные счетные доски. Строго говоря, между ними нет никакой разницы. Это одно и то же приспособление, которое в Японии называется соробаном, а в других странах мира — абакусом.

История появления ментальной арифметики

В нашей стране эта методика появилась сравнительно недавно, но если рассматривать общемировой опыт, то он составляет около 5000 лет. Первопроходцами стали учителя из Греции, Индии и Рима — много столетий назад они учили подрастающее поколение арифметике при помощи абакусов.

Современная ментальная арифметика берет свое начало в 1993 году — тогда этот предмет стали преподавать во многих уголках мира. На сегодняшний день методика распространена минимум в 50 странах. Особенно популярна она в Китае и Японии — там ее даже включили в школьную программу для учеников младших классов.

Что входит в программу ментальной арифметики

Во время обучения ментальной арифметике учителя используют несколько основных методик:

МетодикаСуть
Обучение счету в уме (иначе его называют «ментальный счет»)Такие занятия строятся на визуализации ментальной карты, когда при помощи схематичных изображений доносятся основные мысли и ключевые слова.
Применение механических счетов Счеты используются для решения арифметических задач, в том числе сложных. Такие упражнения развивают мелкую моторику и зрительную память.
Упражнения на логическое мышлениеУчителя используют простые игры и фокусы, которые помогают ученикам развивать навык счета и самостоятельно строить логические цепочки в ходе освоения математики.
Развитие концентрации внимания Этот навык тренируется во время использования всех вышеупомянутых методик. Со временем он становится для ребенка автоматическим.

Важная особенность ментальной арифметики состоит в том, что детей не заставляют зубрить материал (что приводит к выгоранию и нежеланию осваивать учебную программу). В этой методике упор делается на развитие логического мышления и элемент игры, которые мотивируют более глубоко и досконально разобраться в предмете. Со временем ученики относятся к школьным занятиям не как к чему-то скучному, а как к возможности получать новые интересные знания. 

<figcaption> Важная особенность ментальной арифметики состоит в том, что детей не заставляют зубрить материал </figcaption>
Важная особенность ментальной арифметики состоит в том, что детей не заставляют зубрить материал
Источник: Freepik

Стоит отметить, что само по себе включение в программу счетов-абакусов делает уроки более увлекательными, чем те, в ходе которых просто решаются стандартные задачи. К тому же учителя ментальной арифметики часто прибегают к использованию многочисленных визуальных и вербальных образов, что в перспективе помогает в изучении таких предметов, как черчение, геометрия и даже русский язык и литература.

Что дает ментальная арифметика: плюсы методики

Благодаря регулярным занятиям ученики становятся сильнее не только в математике и других точных науках. Со временем они и их родители видят и другие положительные изменения:

  1. Развитие памяти. В ходе занятий постоянно тренируется память и улучшается навык запоминания новой информации.
  2. Развитие мелкой моторики. Этому способствует работа со счетами-абакусами.
  3. Повышение успеваемости. Занятия ментальной арифметикой помогают легче осваивать школьную программу — это касается всех предметов, даже гуманитарных.
  4. Формирование интереса к обучению. Вместо скучных вычислений в столбик и зубрения материала детей учат выстраивать логические цепочки и применять понятные схемы, которые формируют интерес к получению новых знаний.
  5. Развитие навыка счета без калькулятора. Этот навык поможет ребенку решать сложные задачи на уроках математики и не только.
  6. Развитие концентрации внимания. Ученики лучше концентрируются, становятся менее рассеянными и не отвлекаются на внешние раздражители.
  7. Способность глубоко погрузиться в изучение предмета. Методика вырабатывает привычку детально разбираться в изучаемой теме. 
  8. Развитие навыка работы в режиме многозадачности. Очень полезный навык, который пригодится не только в школе, но и позже — во взрослой жизни.
  9. Умение доводить начатое до конца. На занятиях по ментальной арифметике преподаватели помогают ученикам развить такое важное качество, как целеустремленность.
  10. Развитие визуально-пространственного мышления. Оно помогает применять нестандартные подходы в решении сложных задач.

Главный плюс занятий ментальной арифметикой заключается в том, что она полезна не только для детей с техническим складом ума, но и для гуманитариев. В процессе обучения каждый найдет то, что его обязательно заинтересует.

Ментальная арифметика: минусы 

Как и любая другая методика обучения, эта также вызывает споры из-за некоторых неоднозначных моментов: 

  1. Разница в восприятии. Методы ментальной математики сильно разнятся с привычной российской школьной программой. Это может вызывать некоторые сомнения в эффективности методики. Однако мировые исследования и опыт других стран отмечают ее положительное воздействие на способности и успеваемость детей.
  2. Качество обучения. Как мы уже пояснили выше, многое зависит от квалификации педагога. И далеко не все родители внимательно и ответственно относятся к выбору преподавателя. Надо ли говорить, что от занятий со слабым педагогом не стоит ждать отличных результатов.
  3. Баланс. Новое занятие потребует много времени и сил. Чтобы ребенок не выгорел, нужно давать ему возможность отдохнуть. Иначе жизнь превратится в бесконечное обучение.

В каком возрасте отдавать детей на ментальную арифметику

Эксперты считают, что лучший возраст для того, чтобы начать заниматься ментальной арифметикой, — от 4 до 16 лет. Да, диапазон довольно большой, но именно в этом возрасте учащиеся лучше всего усваивают новую информацию. Однако строгих ограничений здесь нет, поэтому начать при желании могут люди и старше — даже пожилые. Им методика пригодится для того, чтобы предупредить и замедлить нарушения когнитивных способностей (например, ухудшение памяти).

Правда, в случае со взрослыми людьми все несколько сложнее: поскольку взрослый мозг не так пластичен, как детский, для качественного усвоения нового материала ему потребуется больше времени. Но взрослые люди куда больше замотивированы и усидчивы, а это, безусловно, положительно влияет на результат.

<figcaption> Занятия ментальной арифметикой помогают легче осваивать школьную программу </figcaption>
Занятия ментальной арифметикой помогают легче осваивать школьную программу
Источник: Freepik

Как выбрать школу ментальной арифметики

Вот несколько критериев, на которые стоит обратить внимание при выборе школы или курсов:

  1. Педагог. Основное условие при выборе — высокий уровень подготовки преподавателя и регулярное повышение его квалификации. От того, насколько детально он разбирается в теме, зависит то, насколько в перспективе ребенок будет заинтересован в предмете и какие результаты он в итоге получит. 
  2. Программа обучения. Важно, чтобы в ней присутствовали только проверенные методики, эффективность которых доказана мировым научным сообществом. Ребенку должны предоставляться качественные учебные материалы или доступ к онлайн-платформе, на которой родители смогут отслеживать прогресс обучения. 
  3. Практика. Суть ментальной математики не только в изучении предмета на уроках, но и в самостоятельном закреплении пройденной темы. Поэтому очень важно, чтобы учащимся задавали домашние задания. 
  4. Количество учеников. Дошкольники требуют большего внимания со стороны учителей, поэтому группы должны быть небольшими — в среднем до 8 человек. В начальных классах допустимо собирать в одной группе до 10 человек. 
  5. Пробное занятие. Наличие такой опции позволит вашему ребенку попробовать свои силы и понять, насколько ему близка и интересна эта методика. Родителям же предоставится возможность глубже разобраться в теме и решить, стоит ли отдавать ребенка на курсы.
Чего точно не стоит делать — обучаться ментальной арифметике самостоятельно.

В процессе обучения важно учитывать огромное количество факторов. Сделать это может только квалифицированный педагог, занятия с которым принесут максимум пользы. 

Заключение

Ментальная арифметика — сравнительно новая, но при этом очень полезная методика, которая позволит вашему ребенку легче адаптироваться к школьным нагрузкам и с интересом усваивать новые знания. Главное, грамотно выбрать педагога и давать ученику возможность отдыхать. Это поможет ему достигать успехов в учебе без ущерба для обычной внешкольной жизни.

Постарайтесь найти школу или курсы, которые предлагают пробное занятие — так вы сможете понять, подходит ли вашему ребенку эта методика, и решить, стоит ли двигаться дальше в этом направлении.

Фото на обложке материала: Freepik

Читайте также:

Смотрите видео о знаменитостях, которые решили оставить своих детей без наследства: