Медицинские аспекты воспитания детей 9-12 месяцев

В последнем триместре первого года жизни продолжает нарастать двигательная активность ребенка, формируются навыки ходьбы. Возникает настоящая («моторная») речь. Существенно обогащаются эмоциональные проявления – могут появиться стеснительность и робость, на разных людей малыш реагирует по-разному.
Врач-педиатр
Depositphotos_12834556_s800.jpg
Источник: Фото: Legion-Media.Ru

К 10 месяцам ребенок свободно залезает на невысокую поверхность и слезает с нее. Некоторые дети решаются на первые самостоятельные шаги. Малыш свободно манипулирует предметами: открывает и закрывает коробочку, вынимает матрешек одну из другой, следит за движением бросаемых предметов. Повторяет за взрослым произносимые им слоги, а иногда и сам произносит «ма-ма», «па-па». Знает названия частей тела и может их показать. Свободно пьет из чашки.

В 11 месяцев ребенок, увлекшись, уже отпускает опору, чтобы взять заинтересовавший его предмет двумя руками, стоит без поддержки, способен сам сделать один-два шага. Он ставит кубики один на другой, снимает кольца с пирамидки, выполняет элементарные требования взрослых. Малыш начинает произносить первые осмысленные слова (обычно девочки начинают говорить раньше мальчиков), понимает обобщения (показывает носик не только у мамы, но и у куклы, мишки и у волка на картинке).

К 12 месяцам большинство детей осваивают ходьбу. Часто дети совершают первые шаги раньше, но в некоторых случаях появление этого навыка задерживается до 1 года 4 месяцев. Первые шаги ребенка сильно отличаются от ходьбы взрослого: малыш идет на широко расставленных и полусогнутых в коленных и тазобедренных суставах ногах, согнув туловище, вытянув вперед ручки или балансируя ими для поддержания равновесия. Достигнув намеченной цели, испытывает нескрываемое облегчение и бурную радость.

Малыш произносит 10-12 слов, но понимает гораздо больше, узнает на фотографии знакомого взрослого, ищет спрятанную игрушку. Ребенок становится способен открывать дверцы шкафов, выдвигать ящики, может сам взять чашку и попить из нее. Понимает слова «нельзя», «надо». Адекватно реагирует на высаживание на горшок и сам просится на него в дневное время суток. Начинает помогать, когда его одевают.

Основными задачами воспитания в этом периоде остаются совершенствование двигательных навыков ребенка и развитие сенсорной и моторной речи.

Для этого необходимо побуждать ребенка к самостоятельной ходьбе, ласково подзывая к себе, осторожно подхватывая и поддерживая его. Продолжать играть с ним в «догоню-догоню!», когда ребенок весело убегает от «догоняющего» его взрослого, или «прятки», когда малыш «прячется» за своими ладошками или под одеялом.

С 10 месяцев надо вместе рассматривать картинки в книжках, называя нарисованные на них предметы, просить малыша показать, где у волка хвостик, а у зайчика – ушки.

Среди игрушек ребенка в этом возрасте должны появиться пирамидки из 2-3 крупных колец, матрешки. Очень хороши развивающие игрушки типа набора цилиндров разного диаметра. Если их нет, можно использовать пластмассовые стаканчики или пятистенные кубики разного размера – их тоже можно вкладывать один в другой. К концу года ребенок осваивает подражательные игры – может «нянчить» или «кормить» куклу или мишку.

Необходимо стимулировать развитие моторной речи, предлагая малышу повторять новые для него слова (Скажи: «киса», Скажи: «дай»).

С 8-9 месяцев надо воспитывать у ребенка гигиенические навыки: во время умывания просить, чтобы он подставлял руки под струю воды, хвалить его, когда он просится на горшок. С 11-12 месяцев следует привлекать его к процессу одевания: поднимать руки при снятии футболки, протягивать ножку при надевании обуви.

Учитывая, что ребенок стал перемещаться самостоятельно, нужно убрать все потенциально опасные для него предметы в верхние ящики. Он вполне способен воспринимать запреты, и необходимо установить «табу» на некоторые действия (не трогать краны и кнопки на бытовой технике, не лазить по шкафам). Важно помнить, что уже к году при несогласованности требований у малыша могут возникать капризы и непослушание, потому взрослым необходимо договориться о единстве требований к ребенку.