Людмила Петрановская: как общаться с детьми из детдома

Сегодня воспитанники детских домов учатся в тех же школах, занимаются в тех же кружках, что и домашние дети. Они – обычные дети. Но так было не всегда. Психолог Людмила Петрановская в эксклюзивном интервью для проекта «Дети Mail.Ru» рассказала о главных стереотипах о детях из детских домов и о том, как с ними общаться (если вдруг вы боитесь сказать или сделать «что-то не то»). 

Пресс-служба Благотворительного фонда «В ответе за будущее»
Пресс-служба Благотворительного фонда «В ответе за будущее»

Дети из детдома такие же разные, как все остальные

У нас есть фундаментальный стереотип о том, что вообще есть какие-то дети-сироты. И все они обладают некими общими качествами. Но это просто дети, которые остались на данный момент по той или иной причине без попечения родителей.

Общее у них может быть только то, что все они потеряли семью. Разные бывают ситуации. Может быть, эти дети еще воссоединятся с родителями. Например, взрослые находятся в местах лишения свободы, выйдут – и заберут их.

Но все это говорит только об опыте этих детей, не о них самих. Мало ли, что с нами случалось – это же не делает нас одинаковыми. Они такие же разные, как все остальные.

Собирали в одном месте за забором

Особое отношение к детям из детского дома досталось нам в наследство от советской системы таких учреждений. Их суть была в том, чтобы всех детей, у которых что-то пошло в жизни не так, собрать в одном месте, желательно где-то далеко за городом, и окружить его забором.

Там была своя школа, свои врачи. А если куда-то этих детей и вывозили, то только на автобусе на экскурсию, в зоопарк.

В итоге у нас вырастало много поколений людей, для которых эти сироты были виртуальными, можно было ни раз в жизни не увидеть детдомовского ребенка. Если только мельком в зоопарке – вереницу в одинаковых курточках.

Во всем мире это не так, и мы тоже движемся сейчас в сторону нормального, интегративного подхода. Детдомовские дети ходят в обычные школы, детские сады, поликлиники. Они теперь гуляют в обычных дворах, занимаются в тех же кружках и секциях, что и домашние дети.

Ребенок ведет себя так, как подсказывает ему опыт

Чем меньше мы будем выделять детей из детского дома, относиться к ним как-то «по-особенному», тем для них лучше. Однако нужно иметь в виду, что ребенок с таким опытом может, скажем так, меньше доверять миру и взрослым, болезненно реагировать в каких-то ситуациях.

Например, на косой взгляд или недоброе слово он может ответить бурной вспышкой агрессии. Скорее всего, у него в опыте уже могло быть такое, что начиналось со слова, а потом переходило в серьезное насилие. Естественно, он и реагирует на такие ситуации более нервно.

Syda Productions / Фотобанк Лори
Syda Productions / Фотобанк Лори

Или, например, ребенок из детского дома может не почувствовать ваши личные границы: придет в гости и будет задавать неловкие вопросы, заглядывать в шкафы.

Это вещи, которые ваши дети усваивают незаметно для себя, а у него могут быть (а могут и не быть) пропущены. Представьте, что он вообще первый раз в жизни пришел в гости и не знает, что можно, а что нельзя. В этой ситуации нужно спокойно рассказать ему о правилах вашего дома. Как иностранцу.

Почему они так себя ведут?

Многое из того, что проявляется в поведении приемных детей, может даже наводить нас на мысли, что с ними плохо обращаются. Например, у ребенка, который пережил опыт недоедания или опыт долгой жизни в учреждении, когда все кормление было по расписанию, может довольно долго сохраняться жадность к пище.

Он будет у вас в гостях выгребать все конфеты из вазочки, рассовывая их по карманам и пряча за пазуху. Это не означает, что в приемной семье ему не дают сладкого. Иногда проходит год или два, прежде чем такой вид поведения рассасывается.

Если ребенок рассказывает, что его бьют, это тоже совсем не значит, что это происходит на самом деле (а может, и значит). Дети, которых бьют, к сожалению, часто не рассказывают об этом. Возможно, у ребенка был такой опыт раньше, и для него побои – это признак «настоящего родителя», «бьет – значит любит». И они хвастаются, когда рассказывают об этом.

Как поступать с такими «тревожными сигналами»? Это зависит от того, какие у вас отношения с родителями ребенка. Если отношения хорошие, дружеские, можно просто откровенно поговорить. Может быть, они вам все объяснят, и ваша тревога развеется.

Если в ответ приемные родители, наоборот, напрягаются, начинают увиливать, обманывать, значит, имеет смысл поговорить с кем-то, кто отвечает за этого ребенка. Это может быть школьный социальный педагог, классный руководитель, в крайнем случае – органы опеки (если очень серьезные у вас опасения).

Но вы должны четко понимать, что после этого произойдет. Иногда побили – это не самое страшное в жизни по сравнению с возвращением в детский дом. Может быть, сначала поговорить с кем-то менее уполномоченным, кто как-то по-человечески сумеет разрешить этот вопрос, а не сразу принимать радикальные меры?

Редакция благодарит фонд «В ответе за будущее» за помощь в подготовке материала.

Татьяна Меньщикова
Журналист, филолог