О декрете с юмором и без прикрас

Москвичка Екатерина Суворова рассказывает о своей жизни с маленькими детьми в довольно интересной форме – в виде комиксов. Мама двух очаровательных девочек говорит, что специально не придумывает сюжеты для своих рисунков – все из жизни.

Контент недоступен

Мы увидели веселые комиксы Екатерины Суворовой в Фейсбуке и решили узнать у нее, как ей пришла в голову эта интересная идея, а также что для нее является самым сложным в материнстве.

– Екатерина, у вас двое детишек. Расскажите о них.

– У меня две дочки – Маргарита и София. Маргарите шесть лет, она – яркая, активная, с забавной мимикой. Мы в семье шутим, что «ей нужно в мультиках сниматься». Совершенно не узнаю в ней себя, она – лидер-экстраверт. Спокойно снимается в рекламе, поет и читает на сцене, знакомится с людьми. Учится в первом классе. Считает, что самое важное в школе – это секция шахмат и продленка. Я в шесть лет была унылым интровертом, который тихо грустит у школьного подоконника.

Контент недоступен

Софии пока шесть месяцев, она ползает только назад, мы с мужем называем ее не иначе как лобстер.

Контент недоступен

– А какая ваша основная профессия?

– Я арт-директор рекламного агентства в декрете. До декрета работала над роликами одного известного оператора телефонной связи. Писала шутки для Сергея Светлакова. Ну и раскадровки делала.

Контент недоступен

– Вы раньше увлекались рисованием?

– Еще со школы мои тетрадки использовались с двух сторон: с первой страницы были школьные задания, а с последней начинались рисунки, и где-то в середине они встречались (улыбается).

Контент недоступен

– А как вам пришла идея рисовать комиксы?

– Наверное, у каждой женщины, находящейся в декрете, наступает такой момент, когда кажется, что ты одна, как Золушка, а все остальные члены твоей семьи сговорились сделать твою жизнь невыносимой... И вот однажды муж отказался вставать рано в выходной, я опять – одна с двумя детьми, не выспавшаяся – прихожу на кухню, хлюпая носом от обиды. Ко мне подходит старшая дочка и так по-взрослому руки в боки поставила и говорит маленькой: «А ну-ка пойдем папу закусаем, чтобы маму не обижал».

Контент недоступен

Меня настолько тронула эта забота и солидарность, что я тут же решила поделиться этим в одном мамском сообществе. Но когда написала, поняла, что простыми словами это не выразить, никто не прочувствует. Ну и нарисовала. И тут обрушился вал комментариев: «Рисуй еще».

Контент недоступен

Это стало и до сих пор остается для меня колоссальной поддержкой: то, что я не одна, то, что огромное количество мам думает так же, как и я. И в их семьях происходит то же самое. Потому что иногда сидишь и чувствуешь себя полной дурой, а почитаешь, что такая не одна, и сразу полегче становится.

Контент недоступен

– Сколько времени занимает у вас создание комикса, и как вы все успеваете?

– Я не придумываю комиксы. Я рисую только то, что происходит в моей семье или происходило и вдруг вспомнилось сейчас. Вот прямо то, что на душе, даже если это странно и глупо. Одним из первых моих комиксов была серия «Что делает мама после того, как не спавший всю ночь ребенок наконец-то к утру уснул». Я рисовала прямо то, что со мной происходило, как по квартире ходила и карандашики точила... И я была поражена, сколько мам делает так же.

Контент недоступен

А как это рассказать? Тут уже опыт помог, я все-таки арт-директор. За свою рекламную жизнь я километры раскадровок на 30 секунд нарисовала.

Контент недоступен

– Интересно, что к тяготам родительства вы относитесь с юмором. Что вам помогает, когда становится совсем тяжело?

– Ну клинической депрессии, надеюсь, нет и не будет. А «господикакжемневсеэтонадоело», конечно, бывает постоянно. Я не отношу себя к мамам – хранительницам домашнего очага, которые наслаждаются домом. Я люблю свою работу, я люблю людей. Но в то же время и бросить детей на няню я тоже не могу. Я должна прожить это время с ними. Вот и живу между молотом и наковальней. Рисунки и поддержка других мам очень помогают.

Контент недоступен

– Что для вас самое сложное в материнстве?

– Самое сложное то, что это непрерывный процесс. Невозможно повременить, отключить, уйти. Ты всегда должен быть готов ко всему, как бы ни устал, как бы ни хотелось забиться в уголок. И еще выдерживать этот баланс: когда действительно нужно ребенку только отдавать, а когда учить его быть самостоятельным, отказывать в чем-то.

Контент недоступен

– Не секрет, что многие мамы очень сильно хотят детей, а после их рождения так устают, что забывают, почему собственно они этого хотели. Были ли у вас такие моменты?

– Почти каждый день, когда я их тандемом укладываю спать. Шутка, конечно. Но для меня рождение ребенка – это не проект. У меня есть своя жизнь, радости и интересы и есть какой-то свой путь. У меня родились дети – это часть моего пути, они – мои ученики, я должна защищать их, оберегать, растить, учить и отпустить. Они временно у меня, скоро они вырастут и уйдут в большой мир, а я пойду дальше.

Контент недоступен

А вообще дети учат колоссальному терпению и самоорганизации. До первой дочки я на работе впадала в депрессию после каждого комментария клиента, и ничего не успевала. После первого декрета я выполнила весь объем работы за неделю в течение дня.

Контент недоступен

– Кто вам помогает ухаживать за детьми?

– Няни или помощницы у меня нет. Есть любящие бабушки и дедушки, есть два любящих папы (Маргарита – от первого брака, а София – от второго). Они, насколько это возможно, помогают мне, но большую часть времени я сейчас с детьми одна.

Контент недоступен

– Что можете посоветовать родителям, которые попали в «день сурка»?

– Нужно найти способ, как выражать свои чувства. У меня это получилось через рисунки и юмор. Не накапливайте раздражение в себе, потому что от этого страдаете не только вы, но и ваш муж с детьми. Не развивайте у них чувство вины, за то, что ради них вы сидите в клетке. Подумайте, чем вам всегда хотелось заняться, но не было времени, и реализуйте это в декрете. И не сидите 24/7 возле детей, они развиваются в разы лучше, если видят увлеченную маму.

Контент недоступен
Виктория Зайченко
Журналист, редактор