- Прикорм - это соки и пюре из овощей и фруктов, каши, мясо и рыба, кисломолочные продукты. Их начинают давать детям не раньше 4-5 месячного возраста, до этого времени ферментативные системы организма, которые вырабатывают необходимые для усвоения продуктов вещества, в состоянии «справляться» только с грудным молоком и адаптированными искусственными смесями.
- Введение прикорма раньше 4 месяцев может вызвать серьезные сбои в работе пищеварительной системы детей вплоть до пищевой аллергии и непереносимости тех или иных продуктов.
- Череда новых продуктов снабжает организм малышей необходимыми для роста и развития пищевыми веществами, поступление которых с грудным молоком и смесью становится недостаточным, а еще развивает пищеварительную систему и учит жевать.
В течение нескольких лет ученые разных стран мира проводили исследования, которые показали: для усвоения «взрослых» продуктов система пищеварения малышей созревает не раньше, чем к четырем месяцам. Введение прикорма до наступления этого срока может вызвать серьезные сбои в работе пищеварительной системы - вплоть до пищевой аллергии и непереносимости тех или иных продуктов.
К 4 месяцам поджелудочная железа начинает вырабатывать больше ферментов, формируется кишечная микрофлора, развиваются необходимые рефлексы, которые помогают ребенку не давиться более густой пищей.
Кроме того, в возрасте 4-6 месяцев малышам становится интересно пробовать новую пищу. Этот период специалисты называют «окном», когда организм ребенка «открыт» для начала введения новых продуктов. Доказано, что если приступить к знакомству с ними позже 6 месяцев, у детей возникают психологические проблемы, они просто не хотят пробовать и есть что-то новое.
Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) вводить прикорм малышам желательно с 4-6 месяцев, в документе используется и другая формулировка - «примерно в 6 месяцев», а еще, совет кормить детей, рожденных в срок, исключительно грудью примерно до полугода. То есть, как мы видим, рекомендации ВОЗ допускают разные сроки введения новых продуктов, но не раньше 4 месяцев, поощряют индивидуальный подход к срокам знакомства с ними и максимально возможную продолжительность кормления грудным молоком.
В западных странах, действительно, принято вводить новые продукты позже (с 6 месяцев), но нам с вами нужно учитывать климатические особенности России: короткий период теплой погоды и натуральных витаминов, которые так необходимы для роста и развития организма малышей.
Надо понимать, что, запоздалые нововведения в рационе ребенка могут быть чреваты для него нехваткой энергии и пищевых веществ, отставанием в физическом развитии, развитии двигательных навыков (таких как жевание, например). Плюс - мы упускаем время, когда малышу будет проще всего принять и новый вкусы и непривычную структуру пищи.
Если же мы станем вводить ее и вовремя и постепенно, малыш не только получит новые питательные вещества, необходимые для развития, но, к тому же, будет по-прежнему получать достаточное количество грудного молока.
Некоторые состояния могут отложить сроки введения новых продуктов малышам, например, тяжелые формы дисбактериоза, пищевой аллергии. Но по окончании курса лечения, или на каком-то его этапе, нововведения станут возможны.
Итак, расширение рациона ребенка, когда в дополнение к грудному молоку (или смеси) в нем начинают появляться и другие продукты (то есть прикорм), необходимо.
Во-первых, организм растущего малыша нуждается для своего развития в энергии и пищевых веществах, а их поступление только с грудным молоком (или его заменителями), начиная с определенного этапа, обычно с 4-6 месяцев, становится недостаточным.
Во-вторых, пищеварительной системе малышей требуется тренировка. Когда система готова к развитию, но этого развития не получает - мы теряем и время и важный для жизни навык. Если в рационе ребенка не появляются новые продукты, новые ферменты, необходимые для их переработки и усвоения, тоже не вырабатываются, и система пищеварения, достигнув определенного уровня, «останавливается».
В третьих, жевательный аппарат малышей тоже нуждается в развитии: чтобы ребенок научился жевать, он должен питаться не только жидкой пищей. Иначе, в момент неизбежной встречи с твердыми продуктами, он начнет ими давиться.
И, наконец, новые продукты стимулируют способность кишечника сокращаться и продвигать пищу «к выходу», защищая малышей от запоров. Известно, что до введения прикорма дети чаще страдают от этих досадных затруднений.