- Все эти новообретенные навыки превращают его в великого говоруна. И, хотя выдержать натиск вопросов и реплик бывает непросто, ребенку очень важно иметь возможность участвовать в семейных беседах, высказываться и задавать вопросы. Он учится речи, участвуя в полноценном общении внутри семьи, а не только когда занимаются с ним лично!
В норме, ребенок в пять лет должен правильно произносить 97 процентов звуков. Остающиеся 3 попадают на 1-2 звука, которые могут еще «хромать», чаще всего «р» или «л».
Малыш уже пользуется в среднем 1 200 слов (активный словарный запас) и понимает значение еще 4 200 слов (пассивный запас). В его речи заметно прибавляется обобщающих слов и названий категорий: «посуда», «овощи», «времена года», «мебель»...
Появляется множество сложносочиненных предложений, соединенных уже не только связями типа «потому что», но и с помощью «когда», «если», «поэтому»...
Ребенок пользуется правильными формами слов, точно выстраивает отношения с помощью предлогов и союзов, и - о ужас! - начинает замечать ошибки в речи окружающих. Хорошо, если эти окружающие - другие дети.
Но может перепасть и бабушкам-старушкам, и не очень грамотным соседям... Несмотря на неудобное положение, в которое может поставить родителей такой грамотей, ругать его нельзя! - попробуйте как-то смягчить ситуацию, а дома, наедине с ребенком, объясните ему все про вежливость, и похвалите за внимание и знание родного языка.
Ребенок в этом возрасте приобретает и другие полезные речевые навыки, например, передачу прямой речи в косвенной форме. То есть, вместо «Мама сказала: «положи на место!» ребенок донесет младшему брату то же самое распоряжение как «Мама сказала, чтобы ты положил это на место!»
Складывается умение рассказывать - ребенок уже может поведать какой-то случай по порядку хода событий, соблюдая логику и последовательность: завязка - кульминация - развязка. Вот сказка, придуманная и рассказанная моей младшей дочкой: «Пятачок был очень старый, и он спал в замке. Он спал доооолго-дооооолго, и тут пришла злая принцесса. Пришла злая принцесса, и его съела. Ну вот так подошла, сначала понюхала... Она же должна знать, горячее или холодное... Вот, она его понюхала... А потом - аммм!!! - съела всего! А потом вытащила. ... Изо рта. А знаешь, почему она его вытащила? Потому что она уже большая девочка!» (Я так думаю, что большим девочкам не к лицу уже питаться старыми поросятами).
В этот период ребенок окончательно усваивает законы и приемы беседы:
- не выходит за пределы темы;
- соблюдает очередность реплик в разговоре;
- точно отвечает на заданные ему вопросы;
- дополняет разговор важной информацией по теме;
- и сам умеет начинать и завершать беседу!
Например, когда он звонит по телефону, он должен поздороваться, назвать себя, правильно попросить того, кого ему нужно, и так далее.
А теперь страшное. Все эти новообретенные навыки он использует для того, чтобы произносить 200 слов в час и задавать до 500 вопросов в день. Вот, например, цитата, на сей раз, из «фильма ужасов» о моей старшей дочери:
- Куда мышка бегает?
- Почему поезд едет?
- Зимой цветы расцветают или зацветают?
- А кукла видит?
- Из чего зубы растут?
- А нос у меня какого роста?
- Почему пальцев пять?
- У всех людей щекотно одно и то же, или нет?
- Почему человеки бывают злые? Б-г же не хотел делать злых.
- Как люди знают, когда кефир испортится?
- Почему правая рука главная? Это люди так решили?
- Почему взрослые не могут бегать?
- А можно проспать так долго, чтоб в глазах не было сонек?
- А вот пингвин - может жить в морозилке?
- Как крошки в пироге все вместе держатся?
- Почему Солнце горячее?
- А есть светофоры для самолетов и вертолетов?
- А почему все пираты с одним глазом?
... и так до бесконечности!
Понятно, что выдержать этот натиск - непросто. Но придется. Больше того, именно сейчас ребенок, как никогда, нуждается в том, чтобы вокруг него была так называемая «стимулирующая среда»: окружение людей грамотных, в полной мере владеющих родной речью, общение с которыми позволяет малышу развивать свою речь структурно и накапливать словарь. Ребенок учится речи, участвуя в полноценном общении внутри семьи, а не только когда занимаются с ним лично!
В связи с этим, стоило бы пересмотреть оценку полезности двух патриархальных семейных правил: «Когда я ем - я глух и нем» и «Твой номер восемь - когда надо, тогда спросим».
Современная семья обычно встречается и общается именно за общим столом. Очень важно дать ребенку возможность участвовать в этих семейных беседах, высказываться и задавать вопросы, соблюдая правила такого застолья: прожевал, проглотил, дождался паузы и, никого не перебивая, - говори. Спрашивай, рассказывай, дополняй. Наконец-то, малыш, настало время, когда тебя так интересно слушать!