Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как ребенок учится говорить: этап «взрослой» речи

- После трех с половиной и до пяти лет малыш овладевает всеми сторонами речи и к окончанию этого периода он уже должен внятно и правильно произносить слова, набрать достаточный словарный запас, правильно, то есть соблюдая правила, строить фразы, уметь связно рассказывать и вести беседу.


- Все эти новообретенные навыки превращают его в великого говоруна. И, хотя выдержать натиск вопросов и реплик бывает непросто, ребенку очень важно иметь возможность участвовать в семейных беседах, высказываться и задавать вопросы. Он учится речи, участвуя в полноценном общении внутри семьи, а не только когда занимаются с ним лично!

Фотобанк Лори

В норме, ребенок в пять лет должен правильно произносить 97 процентов звуков. Остающиеся 3 попадают на 1-2 звука, которые могут еще «хромать», чаще всего «р» или «л».

Малыш уже пользуется в среднем 1 200 слов (активный словарный запас) и понимает значение еще 4 200 слов (пассивный запас). В его речи заметно прибавляется обобщающих слов и названий категорий: «посуда», «овощи», «времена года», «мебель»...

Появляется множество сложносочиненных предложений, соединенных уже не только связями типа «потому что», но и с помощью «когда», «если», «поэтому»...

Ребенок пользуется правильными формами слов, точно выстраивает отношения с помощью предлогов и союзов, и - о ужас! - начинает замечать ошибки в речи окружающих. Хорошо, если эти окружающие - другие дети.

Но может перепасть и бабушкам-старушкам, и не очень грамотным соседям... Несмотря на неудобное положение, в которое может поставить родителей такой грамотей, ругать его нельзя! - попробуйте как-то смягчить ситуацию, а дома, наедине с ребенком, объясните ему все про вежливость, и похвалите за внимание и знание родного языка.

Ребенок в этом возрасте приобретает и другие полезные речевые навыки, например, передачу прямой речи в косвенной форме. То есть, вместо «Мама сказала: «положи на место!» ребенок донесет младшему брату то же самое распоряжение как «Мама сказала, чтобы ты положил это на место!»

Складывается умение рассказывать - ребенок уже может поведать какой-то случай по порядку хода событий, соблюдая логику и последовательность: завязка - кульминация - развязка. Вот сказка, придуманная и рассказанная моей младшей дочкой: «Пятачок был очень старый, и он спал в замке. Он спал доооолго-дооооолго, и тут пришла злая принцесса. Пришла злая принцесса, и его съела. Ну вот так подошла, сначала понюхала... Она же должна знать, горячее или холодное... Вот, она его понюхала... А потом - аммм!!! - съела всего! А потом вытащила. ... Изо рта. А знаешь, почему она его вытащила? Потому что она уже большая девочка!» (Я так думаю, что большим девочкам не к лицу уже питаться старыми поросятами).

В этот период ребенок окончательно усваивает законы и приемы беседы:
- не выходит за пределы темы;
- соблюдает очередность реплик в разговоре;
- точно отвечает на заданные ему вопросы; 
- дополняет разговор важной информацией по теме;
- и сам умеет начинать и завершать беседу! 
Например, когда он звонит по телефону, он должен поздороваться, назвать себя, правильно попросить того, кого ему нужно, и так далее.

А теперь страшное. Все эти новообретенные навыки он использует для того, чтобы произносить 200 слов в час и задавать до 500 вопросов в день. Вот, например, цитата, на сей раз, из «фильма ужасов» о моей старшей дочери:

- Куда мышка бегает?
- Почему поезд едет?
- Зимой цветы расцветают или зацветают?
- А кукла видит?
- Из чего зубы растут?
- А нос у меня какого роста?
- Почему пальцев пять?
- У всех людей щекотно одно и то же, или нет?
- Почему человеки бывают злые? Б-г же не хотел делать злых.
- Как люди знают, когда кефир испортится?
- Почему правая рука главная? Это люди так решили?
- Почему взрослые не могут бегать?
- А можно проспать так долго, чтоб в глазах не было сонек?
- А вот пингвин - может жить в морозилке?
- Как крошки в пироге все вместе держатся?
- Почему Солнце горячее?
- А есть светофоры для самолетов и вертолетов? 
- А почему все пираты с одним глазом?
... и так до бесконечности!

Понятно, что выдержать этот натиск - непросто. Но придется. Больше того, именно сейчас ребенок, как никогда, нуждается в том, чтобы вокруг него была так называемая «стимулирующая среда»: окружение людей грамотных, в полной мере владеющих родной речью, общение с которыми позволяет малышу развивать свою речь структурно и накапливать словарь. Ребенок учится речи, участвуя в полноценном общении внутри семьи, а не только когда занимаются с ним лично!

В связи с этим, стоило бы пересмотреть оценку полезности двух патриархальных семейных правил: «Когда я ем - я глух и нем» и «Твой номер восемь - когда надо, тогда спросим».

Современная семья обычно встречается и общается именно за общим столом. Очень важно дать ребенку возможность участвовать в этих семейных беседах, высказываться и задавать вопросы, соблюдая правила такого застолья: прожевал, проглотил, дождался паузы и, никого не перебивая, - говори. Спрашивай, рассказывай, дополняй. Наконец-то, малыш, настало время, когда тебя так интересно слушать!

None
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
14
Та самая Лиля
Омень здорово объяснено, именно к этому возрасту - начиная учить иностранный язык, ребенок воспринимает его как игру и даже с юмором. Я делала замечания своему прадедушке "Не сентиметр, а САнтиметл" А он мне - я украинец, я по-русски плохо".Так рассказывала мама и до сих пор эти случаи вспоминаются. диалектная среда очень сильна но он же обогащает граммматический запас.
СсылкаПожаловаться
Виктор
В ответ на комментарий от Анастасия Стасова
Анастасия Стасова
А мне понравился авторский взгляд ) моей дочери чуть больше четырех, и совершенно точно такое поведение мы наблюдаем ) за общим столом едим и говорим, это развивает, особенно душевые разговоры с прабабушкой заставляют не просто поупражняться в том,сколько истории успеха каждого, но и узнать. Семью и отношения внутри)
СсылкаПожаловаться
Горностаевым не до Бога, не до Развития Ребенка, им тоько для животного существования- Дух отсутствует...
СсылкаПожаловаться
Анастасия Стасова
А мне понравился авторский взгляд ) моей дочери чуть больше четырех, и совершенно точно такое поведение мы наблюдаем ) за общим столом едим и говорим, это развивает, особенно душевые разговоры с прабабушкой заставляют не просто поупражняться в том,сколько истории успеха каждого, но и узнать. Семью и отношения внутри)
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
*****Родительский комитет или неужели все так ужасно.....
15 марта был назначен утренник -празднование 8 марта, моя просьба к заведующей перенести утренник на празднование до 8 марта не увенчался успехом, т к праздновать утренник именно 15 марта желает муз. руководитель. 
Итак: утренник-песни не выучена ни одна, поет только муз руководитель и при этом вопит на воспитателей и детей,в присутствии приглашенных.
При хореографическом исполнении танцев сплошная куча детей, пришли мамы , бабушки, кроме первых рядов детей других детей нельзя увидеть, т к муз руководитель просто не в состоянии организовать детей и постараться их расставить хотя бы в шахматном порядке и периодически менять первые ряды на последние.
Песни, исполняемые детьми про-"бабушка печет оладушки в инстаграмме"-это что вообще? На большее мозгов не хватило? У нас что в дошкольном образовании больше нет приличных песен, кроме как об отключении интернета и инстаграммов? Это мы таким образом стараемся привить детям какие то ценности в жизни?
Танец "Журавли" просто позор, причем после него надо срочно девочек переодеть в другие платья в жутко тесном коридоре, где вообще для этого нет места, дети нервничают, банты слетают, замки на платьях ломаются-это кому такое надо было? Мамам,которые пришли смотреть на своих детей и хлопать? 
Настолько все бестолково, неорганизованно, халатно, для галочки.
На утренник приходят бабушки, пожилые люди, скамеек нет, стульев нет, внуков не разглядеть в толпе, бедные стоят вдоль стенки....это праздник, организованный муз.руководителем???? Это позор и отстой. На месте заведующей я бы пересмотрела компетентность музыкального работника в сторону замены. Таких непрофессионалов нельзя допускать в детские учреждения. До этой дамы, был прекрасный руководитель, чуткий, ответственный, прекрасно разбирался в музыке, умела аккомпанировать, а эта дама кроме как скачать с интернета на большее просто не хватает ни воспитания, ни профессионализма.
Итог: Нет ни видео утренника, т к снять видео не представляется возможным,если только в отражении в зеркальной стене зала, не увидела своего ребенка совсем, и не только я, испорченное настроение и просто хамское отношение музыкального работника, когда ее спросили, чем мотивировано такое ужасное представление и какая расстановка детей. Она взбесилась, что все ее хвалят ,а тут подошли с вопросом и недовольством, она плевала мне на платье, когда отвечала,что заслужил ваш ребенок, там и стоит, взаду-значит взаду. Моя пелена упала и я чудом сдержалась,чтобы не дать ей в морду.
Страшно подумать какой будет выпускной. 
А теперь мамашка из род. комитета мне сегодня вернула все деньги ,сданные на выпускной и объяснила тем, что это решение род комитета в связи с ситуацией на последнем утреннике. Т. е на выпускном все будут стоять и запускать шары, а моя должна просто стоять? Всех снимает фотограф, а моя будет стоять?
Посоветуйте, что делать и как отреагировать на ситуацию?
498
Все будет офигенноО неработающих женах
Всем добрый день. Мой муж часто ставит мне в пример жён своих друзей, которые когда-то уволились с работ во время первого декрета и до сих сидят дома, рожают детей, занимаются бытом, детьми, мужьями.... И вот одна я такая строптивая все рвусь на работу, норовлю рассовать детей по садам/школам и бежать строить карьеру. Немного о них, жёнах друзей. Одна экономист, сидит дома, дочке 3 года, работу не ищет, ждёт второго ребёнка. Муж молодец, крутится, содержит. Вторая медик, работу она конечно не бросила, но переходит из одного декрета в другой, рожая с интервалом в 4 года, их уже трое. Тоже муж содержит всех один. При этом наверняка их не заставляют отчитываться за каждую потраченную на себя копейку, как меня, все хорошо одеты, ездят на своих авто. В общем, сидят и в ус не дуют. А вот мой коллега пашет на 2 работах, стонет, конечно, что тяжело, но жену на работу не гонит. Она тоже уволилась после второго декрета, занимается детьми, собой, собачкой, ходит на тренинги разные.
Вот и муж мой уверен, что я тоже так могу, сидеть на обеспечении, не думать ни о чем кроме семьи. А у меня крыша едет. Я люблю работу, люблю с людьми общаться, я на работе отдыхала от семейных забот. И заработок. Согласитесь, лучше заработать своё на свои нужды, а не сидеть с протянутой рукой. Не семейная я баба, наверно.
314
AcinonyxНЕпятница!!!
Всем привет! Не могу в шапку темы загрузить фото, потому без неё.
288
мама кошкаСитуация в школе. Я в шоке.
Девочки,случилась у нас в школе такая ситуация.Дочка ходит в 3 класс и сегодня после продленки когда я забрала ее домой,уже дома она мне пожаловалась что в школе 2 мальчика ее на продленки зажимали и пытались снять трусы.Дело было в 5 вечера и она и эти мальчики остались в классе в троем. Учитель в это время мыла соседний класс.Дочка попыталась дать им отпор и ударила веником.Мальчики побежали к учителю и пожаловались что она их ударила,она рассказала почему она так делала но умолчала что задирали юбку.Призналась мне уже дома,сказала что учителю такое говорить постеснялась.Я сразу позвонила педагогу,объяснила ситуацию и попросила провести беседу с мальчиками.Она конечно была очень удивлена,заверила что это без внимание не останется.Я в шоке,мальчишки то в 3 класс ходят.В мое время они еще в этом возрасти в машинки играют,а сейчас кошмар.Не знаю как себя в этой ситуации вести и как объяснить дочки что о током надо сразу рассказывать.Она начинает краснеть и говорит что ей стыдно но стыдно то должно быть не ей а мальчишкам за такие поступки.
243
Tatiana Volodina ответственность школы
На уроке физкультуры в 3 классе мальчик  силой дернул за руки сына, произошло смещение 5 шейного позвоночника. 3 дня ребенок пролежал в больнице на растяжке с гирями, на 4 день  прямо из больницы я приехала в школу , считая что виноват учитель физкультуры. Комиссия по ТБ в составе с инженером по технике безопасности  , учителем по физ-ре и классным руководителем обвиняет во всем ребенка. Я пыталась выяснить, почему  учитель по физ-ре не запретила во время урока  подходить и дергать за руки сидящего на скамейке одноклассника. Учитель говорит, что не видела происходящего, тюк. стояла спиной. Школа винит во всем моего ребенка. Школа образцово- показательная, директор имеет неограниченные связи, что делать?
232
Инна ОлейникРабота в удовольствие.
Нравится ли вам ваша работа, получаете удовольствие от того, чем занимаетесь?
Большую часть времени проводим на работе, поэтому это важно .
Я бухгалтер, понимаю, что занимаюсь нелюбимым делом. 
149
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru