Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как ребенок учится говорить: этап «взрослой» речи

- После трех с половиной и до пяти лет малыш овладевает всеми сторонами речи и к окончанию этого периода он уже должен внятно и правильно произносить слова, набрать достаточный словарный запас, правильно, то есть соблюдая правила, строить фразы, уметь связно рассказывать и вести беседу.


- Все эти новообретенные навыки превращают его в великого говоруна. И, хотя выдержать натиск вопросов и реплик бывает непросто, ребенку очень важно иметь возможность участвовать в семейных беседах, высказываться и задавать вопросы. Он учится речи, участвуя в полноценном общении внутри семьи, а не только когда занимаются с ним лично!

Фотобанк Лори

В норме, ребенок в пять лет должен правильно произносить 97 процентов звуков. Остающиеся 3 попадают на 1-2 звука, которые могут еще «хромать», чаще всего «р» или «л».

Малыш уже пользуется в среднем 1 200 слов (активный словарный запас) и понимает значение еще 4 200 слов (пассивный запас). В его речи заметно прибавляется обобщающих слов и названий категорий: «посуда», «овощи», «времена года», «мебель»...

Появляется множество сложносочиненных предложений, соединенных уже не только связями типа «потому что», но и с помощью «когда», «если», «поэтому»...

Ребенок пользуется правильными формами слов, точно выстраивает отношения с помощью предлогов и союзов, и - о ужас! - начинает замечать ошибки в речи окружающих. Хорошо, если эти окружающие - другие дети.

Но может перепасть и бабушкам-старушкам, и не очень грамотным соседям... Несмотря на неудобное положение, в которое может поставить родителей такой грамотей, ругать его нельзя! - попробуйте как-то смягчить ситуацию, а дома, наедине с ребенком, объясните ему все про вежливость, и похвалите за внимание и знание родного языка.

Ребенок в этом возрасте приобретает и другие полезные речевые навыки, например, передачу прямой речи в косвенной форме. То есть, вместо «Мама сказала: «положи на место!» ребенок донесет младшему брату то же самое распоряжение как «Мама сказала, чтобы ты положил это на место!»

Складывается умение рассказывать - ребенок уже может поведать какой-то случай по порядку хода событий, соблюдая логику и последовательность: завязка - кульминация - развязка. Вот сказка, придуманная и рассказанная моей младшей дочкой: «Пятачок был очень старый, и он спал в замке. Он спал доооолго-дооооолго, и тут пришла злая принцесса. Пришла злая принцесса, и его съела. Ну вот так подошла, сначала понюхала... Она же должна знать, горячее или холодное... Вот, она его понюхала... А потом - аммм!!! - съела всего! А потом вытащила. ... Изо рта. А знаешь, почему она его вытащила? Потому что она уже большая девочка!» (Я так думаю, что большим девочкам не к лицу уже питаться старыми поросятами).

В этот период ребенок окончательно усваивает законы и приемы беседы:
- не выходит за пределы темы;
- соблюдает очередность реплик в разговоре;
- точно отвечает на заданные ему вопросы; 
- дополняет разговор важной информацией по теме;
- и сам умеет начинать и завершать беседу! 
Например, когда он звонит по телефону, он должен поздороваться, назвать себя, правильно попросить того, кого ему нужно, и так далее.

А теперь страшное. Все эти новообретенные навыки он использует для того, чтобы произносить 200 слов в час и задавать до 500 вопросов в день. Вот, например, цитата, на сей раз, из «фильма ужасов» о моей старшей дочери:

- Куда мышка бегает?
- Почему поезд едет?
- Зимой цветы расцветают или зацветают?
- А кукла видит?
- Из чего зубы растут?
- А нос у меня какого роста?
- Почему пальцев пять?
- У всех людей щекотно одно и то же, или нет?
- Почему человеки бывают злые? Б-г же не хотел делать злых.
- Как люди знают, когда кефир испортится?
- Почему правая рука главная? Это люди так решили?
- Почему взрослые не могут бегать?
- А можно проспать так долго, чтоб в глазах не было сонек?
- А вот пингвин - может жить в морозилке?
- Как крошки в пироге все вместе держатся?
- Почему Солнце горячее?
- А есть светофоры для самолетов и вертолетов? 
- А почему все пираты с одним глазом?
... и так до бесконечности!

Понятно, что выдержать этот натиск - непросто. Но придется. Больше того, именно сейчас ребенок, как никогда, нуждается в том, чтобы вокруг него была так называемая «стимулирующая среда»: окружение людей грамотных, в полной мере владеющих родной речью, общение с которыми позволяет малышу развивать свою речь структурно и накапливать словарь. Ребенок учится речи, участвуя в полноценном общении внутри семьи, а не только когда занимаются с ним лично!

В связи с этим, стоило бы пересмотреть оценку полезности двух патриархальных семейных правил: «Когда я ем - я глух и нем» и «Твой номер восемь - когда надо, тогда спросим».

Современная семья обычно встречается и общается именно за общим столом. Очень важно дать ребенку возможность участвовать в этих семейных беседах, высказываться и задавать вопросы, соблюдая правила такого застолья: прожевал, проглотил, дождался паузы и, никого не перебивая, - говори. Спрашивай, рассказывай, дополняй. Наконец-то, малыш, настало время, когда тебя так интересно слушать!

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
14
Та самая Лиля
Омень здорово объяснено, именно к этому возрасту - начиная учить иностранный язык, ребенок воспринимает его как игру и даже с юмором. Я делала замечания своему прадедушке "Не сентиметр, а САнтиметл" А он мне - я украинец, я по-русски плохо".Так рассказывала мама и до сих пор эти случаи вспоминаются. диалектная среда очень сильна но он же обогащает граммматический запас.
СсылкаПожаловаться
Виктор
В ответ на комментарий от Анастасия Стасова
Анастасия Стасова
А мне понравился авторский взгляд ) моей дочери чуть больше четырех, и совершенно точно такое поведение мы наблюдаем ) за общим столом едим и говорим, это развивает, особенно душевые разговоры с прабабушкой заставляют не просто поупражняться в том,сколько истории успеха каждого, но и узнать. Семью и отношения внутри)
СсылкаПожаловаться
Горностаевым не до Бога, не до Развития Ребенка, им тоько для животного существования- Дух отсутствует...
СсылкаПожаловаться
Анастасия Стасова
А мне понравился авторский взгляд ) моей дочери чуть больше четырех, и совершенно точно такое поведение мы наблюдаем ) за общим столом едим и говорим, это развивает, особенно душевые разговоры с прабабушкой заставляют не просто поупражняться в том,сколько истории успеха каждого, но и узнать. Семью и отношения внутри)
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
Ваше ВеличествоПро наряды. Красивая тема.

Добрый день! Новый год все ближе, уже появляются темы про подарки, скоро пойдут темы про салаты, а я предлагаю серию тем (из 4 штук) про наряды. Наряды будут разные, для разных обстоятельств - одни подойдут для корпоратива, другие - для встречи Нового года в кругу семьи с детьми и многочисленными родственниками, а будут и такие, которые можно показать только любимому мужчине. Сегодня в теме будут представлены образы из коллекций осень-зима 2018  от House of Fame, Bella Potemkina, Antonio Berardi, Rachel Zoe, Elie Saab, Ralph & Russo, Brandon Maxwell.

305
людмила ЗвагельскаяБал Viva 2018

Создаю тему в первый раз,так что не судите строго.Покажу вам наших украинских селебритис на балу журнала Viva 2018

236
Идеальная женщинаСитуация в школе

Здравствуйте!   У ребёнка сложилась следующая ситуация в школе: мама одноклассника очень хочет, чтоб её сына кто-нибудь из одноклассников провожал в школу и домой. Наш ребёнок категорически против такого. Мы тоже. Хочется избежать конфликта по возможности. А он возможен. Как считаете, чем лучше аргументировать свой отказ? Заранее всем спасибо за советы!

195
Лунева Маринапроблема

нужны мнения форума дано: дочь 12 лет. увлекается голубиной темой((((( везде ищет символику, роли в кино, шиперит актеров мужеского полу, ну и все в таком духе(( уже надоело мне

176
Олька-карамболькаПодарок из сэконд-хэнда из-за границы

Тётушка купила нашим детям обувь в сэконде. Собирается передавать через однокурсницу своей дочери нам в другую страну. У детей проблемы с ногами (вальгус) и мы даже младшему не передаём обувь в хорошем состоянии от старшего, хотя есть малоношенная в хорошем состоянии.  Я тактично мычала в Скайпе при демонстрации сего подарка. Если честно, жалко девочку-студентку, которая будет тащить эти 4 пары из общаги на вокзал, а потом домой, а потом встречаться с мужем моим, тётушкинным племянником. Помню это время. Каждые сто граммов в сумке на счету, и каждая минута, проведённая с друзьями и родственниками. Как и что сказать? Или пусть девчёнка побудет курьером?

144
Ильсияр ХасановаВиртуальный флирт

Мы оба самодостаточные люди. Он-бывший военный, разведен, на военной пенсии, но работает. Я давно разведена, дети взрослые, живу с больной мамой. Пока только встречаемся, но планы у нас далеко идущие-он предложил выйти замуж. Пока решаем вопрос с жильем. А дело в том, что он любит флитровать с женщинами в соц.сетях. Не знаю, сколько у него в мессенджере, но в группах постоянно слово за слово с кем-нибудь да поворкует....Знает, что я это вижу, говорит-ничего же там "такого" нет, а мне обидно! Порой за весь вечер мне слова не напишет, а в группах вижу его заигрывания.  Говорила, что мне это неприятно, на какое-то время притихнет и опять....

126
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru