Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как ребенок учится говорить: этап связных предложений

Примерно с двух с половиной до трех с половиной лет ребенок открывает для себя значение связи слов в предложении. В его речи появляются предлоги, а еще местоимения, обозначающие принадлежность, прилагательные, наречия, числительные, личные местоимения. Поговорим об этапах этого большого пути.


- И самое важное достижение малыша - грамматические формы: он учится изменять сами слова, пытается ставить их в разные числа и падежи, меняет род прилагательных, и даже начинает спрягать глаголы.

- Исправлять ошибки ребенка на этом этапе нужно, а вот заучивать сложные обороты речи совсем ни к чему, малыш сам, своим путем, научится строить сложные и точные фразы.

- Сейчас разумнее прививать ему первые навыки беседы: как обратиться к взрослому или ребенку, как правильно поздороваться, как начать разговор и задать вопрос, как вежливо участвовать в беседе, не прерывая и не перебивая других, внимательно выслушивая ответ, и так далее.

Примерно с двух с половиной до трех с половиной лет в развитии речи ребенка наступает бурный и интереснейший этап, который специалисты называют ранним грамматическим периодом. Откуда такое название?

Сейчас ребенок открывает для себя значение связи слов в предложении. Он вдруг понимает, что «кукля каватка» (кукла кроватка) может значить: «кукла [лежит] в кроватке», или «кукла [спряталась] под кроваткой», или даже «кукла [вылезла] из кроватки» - в речи малыша возникают предлоги.

В это время также появляются:

- слова, означающие принадлежность (то есть, притяжательные местоимения): мой, твой, его..;
- много прилагательных для обозначения признаков предмета (красивый, длинная, новое);
- и даже наречия, обозначающие признаки действия (быстро, высоко, весело);
- числительные, пока только количественные (моя младшая дочка в этот период восхищалась на прогулке численностью мира: «Тетя - два! Собачка - два! Девочка - один!!»);
- наконец-то, личные местоимения, - не без труда, с пробуксовками, входят в обиходную речь: «Упая с лесицы и удалилась (упала с лестницы и ударилась)! Дула (дура)! - самокритично говорит моя младшая дочь Маргоша, потирая в районе попы. - Кто дура-то? - Магоса. - А Маргоша - это ты? - Я!» Ничего, очень скоро станет проще: «Девоцка плацет? А поцему она плацет?».
- и, что очень важно - грамматические формы. Ребенок начинает употреблять для связи слов в предложении не только предлоги и союзы, но и изменять сами слова, пытается ставить их в разные числа и падежи, меняет род прилагательных, и даже начинает спрягать глаголы.

Эта работа по усвоению правил родного языка колоссальна, и, конечно, малыш нередко ошибается. Однако, есть категория ошибок, которую специалисты называют «умными ошибками», когда ребенок применяет правило в случаях, где оно не работает.

Например, моя старшая дочка говорила про себя, что она «деть» - образовывала несуществующее единственное число от существительного «дети».

А младшая - резонно! - отнесла существительное «папа» к женскому роду и изъяснялась чрезвычайно нежно: «Папа моя дорогая, папа любимая, куда ты пропала??!!» Конечно, ребенка надо поправлять в этих случаях, но сами по себе такие ошибки - признак правильного речевого развития, они говорят нам, что все идет как надо.

Общий словарный запас ребенка в этот период достигает 600-900 слов, и произносит чадо примерно 170 слов в час. Родителям, привыкшим к бессловесному младенцу, может на первых порах прийтись трудновато.

Часто родители задают вопрос, может ли в этот период речь ребенка сохранять черты более ранних этапов, например, нормально ли, если малыш, говорящий согласованными фразами, употребляет в речи какие-то свои, только маме понятные, детские словечки?

Или, как относиться к тому, что он невнятно произносит некоторые обыкновенные слова?

Считается, что 10 процентов таких «детских» и невнятных буквосочетаний - на данном этапе норма.

Есть также несколько звуков речи, которые в этом возрасте ребенок с полным правом может не выговаривать или путать между собой, например: «р», «ц», «ч», «ж», «ш», «щ»...

На этом же этапе появляются самые первые сложные предложения, чаще всего связанные союзами «и», «но», «а». Моя старшая дочка, например, говорила о себе: «Все кушают, и Алиса кушает вилком», - то есть, слово «вилка» склонять еще не научилась, личное местоимение «я» еще не освоила, но предложение уже сложносочиненное.

Из сложноподчиненных предложений обычно первыми, по понятной причине, появляются связанные союзным словом «потому что»: «Ветер дует, потому что деревья качаются?». Но это не строгое правило, и вообще, разные дети предпочитают разные структуры, навыки построения предложений развиваются у них по-разному.

Вот почему хотелось бы посоветовать родителям не навязывать детям те структуры сложных предложений, которые им кажутся лучшими или правильными. Исправлять ошибки нужно, а вот заучивать сложные обороты речи совсем ни к чему, ребенок сам, своим путем, научится строить сложные и точные фразы.

На этом этапе стоит обратить внимание совсем на другое. Малыш начинает активно общаться с помощью речи, и разумно прививать ему первые важные навыки беседы: как обратиться к взрослому или ребенку (на «вы» или на «ты»), как правильно поздороваться, как начать разговор и задать вопрос, как вежливо участвовать в беседе, не прерывая и не перебивая других, внимательно выслушивая ответ, и так далее.

В этом возрасте ребенок учится еще «удерживать тему» беседы. Способность не перепрыгивать с предмета на предмет, так же как и вышеперечисленные навыки, тоже считается «умением себя вести».

От мам, кстати, очень часто можно услышать жалобы на то, что ребенок «не умеет себя вести». Может быть, на самом деле, речь идет о том, что ребенка не научили правилам ведения беседы? Стоит задуматься.

None
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
3
nikto
Со мной в детстве забавно получилось. Придурочный терапевт сказал маме,что я буду недоразвитая. Та перепугалась так,что просто жуть. И как начала меня упорно всему учить. Вот удивилась докторша, когда встретила нас на улице: мне год и 9, я иду с мамой за ручку и рассказываю связными предложениями маме обо всем, что происходит на улице. Ну а в два года я изучила уже весь репертуар Алены Апиной (родилась я в 92-ом. Тогда как раз была хитом песня про электричку). В общем,спасибо некудышной докторше и добросовестной маме за мое раннее развитие)
СсылкаПожаловаться
Изюминка Я
А мы видно норму опережаем))) Все это началось раньше 2х лет, болтаем и болтаем, предложениями, считаем до 10, конечно звуки не все четкие, но большинство слов понятно...
СсылкаПожаловаться
Элеонора
ну значит у нас все в пределах нормы
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АльцинаС тихим шелестом шурша....
 А у нас родители совсем весной овеяны? В Алтайском крае уволили учительницу русского языка и литературы вот за эти фотографии,выложенные в соцсети. Учитель школы занималась зимним плаванием,участвовала в празднике моржей,посвященным Универсиаде и несколько фоток выложила в соцсети. Какие то особоморальные родители увидели и пожаловались директору школы. Та предложила учителю написать заявление на увольнение. Другие родители встали в защиту,но последняя новость ,учитель все таки уволилась или ее уволили. Вот что это? Зависть к красивой тетке,какие то непонятные мне моральные устои. Что в этих фотках не так? Подробности все в новостях,с телеыона сложно много текста писать...Грустно все это как то...
258
excerptionВсем, кто боится пауков и змей, в тему не заходите...
А всем остальным привет и хорошего настроения 

Будет у меня сегодня пугающая подборка фотографии об Австралии. 
Надеюсь, что эта тема не отпугнет желающих приехать в Австралию. 
Австралия - страна большая. И тут много безопасных мест :)
Такое может произойти только в Австралии....
256
не люби мне мозги!Долгожданное счастье обернулось
Милые девочки!
Не знаю, зачем пишу. Может просто выговориться, может поддержку получить.

Родилась наша долгожданная дочечка. Роды были ужасны. И диагноз- подозрение на Синдром Дауна.
А потом к нему присоединился еще один- подозрение на порок сердца. Экстренная траспортировка малышки в детскую клинику, меня выписывают, и мы мчимся за машиной скорой помощи.
У малышки не хватает кислорода, лежит моя маленькая, обвешенная проводками и трубочками, везде все пищит и мигает. А в голове одни вопросы? Как? Почему? Почему в развитой стране, где медицина на таком уровне, несмотря на все обследования, и о таком диагнозе становится известно только после родов? Как жить дальше? Какое будущее и какая жизнь будет у ребенка? Жизнь ли это? А старшие дети? У старшего эпилепсия, его тянули за уши, чтоб на уровень обычного ребенка вывести. Среднему и так внимания не оставалось, а что дальше будет?
Столько вопросов, и ни одного ответа.
189
СветланкаРынок или магазин?
Всем доброго и солнечного дня!
Недалеко от дома у м. Пражская есть продовольственный рынок. Вчера я туда ездила чтоб закупиться овощами и пр. Для примера: кабачки 100 р, баклажаны 150. Поскольку я держу пост, а кабачки активно добавляю в пищу ребенка, то закупилась я ими основательно, дней на 10 вперед. Не помню точно до копейки, но баклажаны в Магните рядом с домом стоили больше 250, а кабачки больше 200.
Не буду перечислять весь список покупок))
Вечером обсуждая такой разброс цен с подругой услышала резкое ФИ на все рынки и вообще все продукты нужно только во ВкусВилл брать (готова к подобным комментариям и в этой теме).
Но вопрос открыт. Почему такая разница в стоимости? Рынок официальный, крытый, на вид и вкус кабачки и баклажаны от магазинных ничем не отличаются.
153
MimiВода из крана
Когда, в каком возрасте вы начали, и начали ли вообще, давать воду из под крана ребёнку?
90
Светыч и ЛёвычУвлечения ребенка, есть ли стандарты?
Добрый вечер, девочки. Хочу обсудить тему увлечений детей и что делать если они не совсем вписываются в рамки.
Вот чем обычно увлекаются мальчики 6-7 лет? Кто-то фанатеет от лего и готов всю комнату заставить конструкторами, кому-то нравятся роботы или динозавры, например. Есть дети фанаты спорта и активного образа жизни, которые только и делают, что бегают-прыгают.
Ну вот, а мой сын тащится от ужастиков и мистики. Он таким был всегда, с фантазией, и в сфере всякой жути/страшилок она у него наиболее ярко открывается. Он варит зелья, пишет к ним списки ингридиентов, рисует магические символы и заклинания, сочиняет истории про призраков и вампиров. Идеи конечно берутся из фильмов, смотрим вместе, если страшно — выключаем, много спрашивает что да как.
Когда вырастет собирается стать экзорцистом.

Как бы вы отнеслись к таким увлечениям ребенка? Пресекали бы или считаете, что нужно давать ребенку самому выбирать?
87
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru