Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как ребенок учится говорить: этап двусловных предложений

Первые предложения из двух слов могут появиться в речи ребенка в любой момент в возрасте от полутора до двух с половиной лет. Малыш хочет говорить предложениями, но ему не хватает слов и он не умеет их связывать. Сейчас родители могут помочь ему научиться грамотно строить фразы. Но, чтобы дать правильный пример, нужно точно понять, что именно хотел сказать ребенок.


Фотобанк Лори


• На этом этапе нужно обратить внимание и на то, как ребенок понимает смысл слов. Дети в этот период осваивают нужный уровень обобщения и на первых порах часто ошибаются.

Малыш слышит вокруг себя фразовую речь, он хочет говорить предложениями, но ему не хватает слов и умения связывать их между собой. Как же дети выходят из положения?

Многие из них начинают попытки говорить фразами, присоединяя к значимому слову бессмысленное звукосочетание, например: «бабуля патпат», то есть, «бабуля пришла», или «ононо кафета!», то есть, «вкусная конфета».

Это не «собственное» слово ребенка (то есть, придуманное им для обозначения какого-то понятия), а просто набор слогов, который меняется раз от раза в одном и том же по смыслу предложении. Такие фразы дополняются обычно очень выразительными жестами и мимикой, что помогает родителям их понять.

Когда малыш набирает больший словарный запас, он может уже использовать значимые слова, но еще не умеет правильно связывать их между собой. Поэтому первые предложения из двух слов обычно носят характер «телеграфной речи».

Такие предложения могут состоять из разных частей речи, например: «Бабуя бакоо» («бабуля балкон» — два существительных), «киса куфать» («кошка кушать» — существительное и глагол), «лябака басая» («яблоко большая» — существительное и прилагательное).

Очень часто в первых двусловных фразах используются служебные словечки типа «это», «туда», «вот» — ребенок усваивает их очень рано и легко. В этих первых предложениях никогда не бывает предлогов и личных местоимений. Даже о себе ребенок говорит в третьем лице и называет по имени: «Петя гуясь», то есть, «Я (Петя) иду гулять», или «Я (Петя) хочу гулять», или «Я (Петя) только что погулял».

Вне конкретной ситуации невозможно понять, что именно имел в виду ребенок, поэтому постарайтесь разобраться и определить что значат его слова. Именно сейчас родители могут помочь ребенку научиться грамотно строить фразы.

Чтобы дать ему пример правильно построенного предложения, нужно точно понять, что именно он хотел сказать. «Кошка кушать» — это значит «кошка просит кушать», или «кошка покушала», или, вообще, «я хочу скушать кошку» (если кошка шоколадная, например)?

Родители должны сориентироваться в ситуации, предположить, что имел в виду ребенок, произнести правильно построенную фразу и обязательно получить подтверждение от малыша: «Кошка (или киса) просит кушать, да? Ты это хотел сказать? Она мяукает, просит молочка? Конечно, мы ей дадим молочка!».

На этом этапе нужно обратить внимание и на то, как ребенок понимает смысл слов. Дети сейчас осваивают нужный уровень обобщения, и на первых порах часто ошибаются: приписывают словам либо слишком узкий, либо, напротив, слишком широкий смысл.

Многие родители замечали, что малыши этого возраста могут считать, например, «столом» только один-единственный стол: тот, за которым семья обедает. Если, оказавшись в другом месте, попросить ребенка принести что-то с письменного или с кухонного стола, он не поймет задание, или побежит в другую комнату, к обеденному столу.

В этом случае нужно постараться придать этому слову в сознании малыша обобщенный смысл, создать «образ стола». Для этого не нужно пытаться сформулировать  признаки объекта, это и невозможно, достаточно просто взять ребенка на руки и походить по дому, показывая разные столы: «это стол, и это стол, и это тоже стол, только маленький стол, видишь? А это — не стол, это табуретка, мы на ней сидим!».

Гораздо реже родители обращают внимание на противоположную крайность: когда дети называют одним словом совсем разные предметы или действия, чем-то похожие между собой. Например, моя старшая дочка называла все сладкие блюда из теста «пирогами»: вареники и печенье, пончики и пирожные.

А младшая обожала глагол «а-кой» (то есть, «открой»), но употребляла его в смысле «приведи эту вещь в действие»: «открой это» по отношению к бутылке воды обозначало «открой бутылку», «открой это» по отношению к телевизору - «включи телевизор», а «открой это» по отношению к яблоку и вовсе — «разрежь мне яблоко на ломтики так, как я люблю».

И это тоже работа для заботливых родителей: научить ребенка разным словам для отличающихся друг от друга предметов и действий.

Об авторе

Лара Шпильберг, коррекционный педагог. От первого лица: «Я занимаюсь диагностической педагогикой, то есть умею научить детей всему, что угодно: считать, читать, писать, понимать сложные науки. Из общения с ребенком мне становится понятно, в чем его сложность, почему не получается. Я придумываю разные игры, которые помогают детям легко и с удовольствием учиться, даже тем, кто сильно отстает в развитии, болен или травмирован. И мне кажется, что результат получается весьма убедительный».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
4
NATALY TEN
Будим развиваться
СсылкаПожаловаться
Katerina
Спасибо,очень полезно.
СсылкаПожаловаться
Ольга Ишина
Спасибо за статью, поняла, что мой малыш развивается правильно, и я верно выбираю методику в его развитии
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Елена НаумоваЛишний вес у девочки (?)
Здравствуйте! Хотелось бы спросить у вас совета.

Дело в том, что моей дочке (12 лет) на танцах сказали, что она за последние пару месяцев потолстела, и что до конца июня надо бы сбросить лишний вес. Но на самом деле она у меня даже худенькая (ну так, на взгляд).

Я спросила у неё, говорил ли ей кто-нибудь о том, что она "довольно пышненькая". Она грустно ответила, что некоторые друзья. Но она совсем не полненькая и очень активная. Вот и что с этим делать?
242
МаковаяПлавание и бассейн. Растроилась :(
Девочки ,подскажите, у кого как. я понимаю, что все индивидуально ,но все же.
У меня неплавающая семья. Бабушка с дедом, Мама, ее сестра, их 4 детей на двоих - все мы плавать не умеем. Исключение мой папа и на счет деда еще не уверена.  Я первый раз на море поехала лет в 20 и немножко научилась: вдоль берега проплыву по лягушачьи метров 20, на спине побольше, и мне достаточно. Воды не боюсь, с маской могу плавать долго.
Отдала сына в бассейн в октябре этого учебного года. В том числе ,чтоб мать спас, если что :) и чтобы прервать эту череду неплавающих детей! сын море любит очень! ныряет хорошо, прям подныривает, прыгает, бегает, скачет, бесится... Вроде вот-вот поплывет, но нет. Но мы ездим нерегулярно и не надолго, он не успевал научиться. Да и я тот еще учитель. Бассейн - спортшкола, но группы частные, тренеры те же, что и в школе. Три раза в неделю, по 45 минут. В группе человек 25, но по факту ходят 6-10, редко когда больше 10. Бассейн - малая ванна, 17 м. Я его регулярно спрашивала, что они делают, они то так учатся, то так, но меня напрягало, что всегда в руках или дощечка нетонущая, то трубка или как шланг. И я его спрашивла, а как же по-лягушачьи? На что он сказал, что, по словам тренера, это лучший способ утонуть. :) ну мало ли, может и так. Ноги у него и попа такие мускулистые стали. Я ходила на открытый урок дважды в ноябре и январе. везде они с доской или трубой. плавают на спине без доски, а так то одной рукой гребут, то другой, и держатся за дощечку. ныряют много.
Было жарко в выхи, поехали на карьер местный на даче. Он не плавает вобще! никакого прогресса. Ныряет хорошо, под водой плывет, на спине. но на животе - 2-три взмаха и на спину переворачивается :(( ну как так? :( Сыну 8 лет. из-за аллергии он не ходил с апреля в бассейн, даже с середины марта. Но до этого довольно регулярно. И на турник ходит, не могу сказать, что слабак. Тренеры у него два разных, иногда третий заменяет первого или второго.
есть какие-то сроки, за которые можно научиться? и как должны занятия проводится? или моему не дано? поделитесь, пожалуйста... Очень обидно за него. В сентябре хотели возобновить.
234
ЛягушенцияОкорочка с картохой гостям это совсем отстойно?
В духовке. Ещё думала блинов напечь с сёмгой...ну и салат свежий, или кабачок в панировке
Обещают жару 32 градуса, но времени и желания делать окрошку абсолютно никакого нет. Гости нежданные и нежеланные. Поэтому в принципе вообще заморачиваться не хочу!!! Закупаться идти тоже не хочу.
Или всё же придумать что то другое?..
201
Александра ПрохороваСкрытность и закрытость у людей
Такая черта как скрытность, это приобретенная черта характера или врожденная передаваемая по генам

Скрытность, закпытость ...замечаю еще есть категория людей, которая никогда о себе ничего не расказывает, но очень очень любят расспрашивать о других: куда в отпуск едете, где работаете, какая зарплата ...p s 
Я раньше всегда делилась с людьми, но когда я поняла, что спрашивают ради праздного любопытства в последнее время тоже закрылась .. от других и всё о себе ,..только в общих чертах.... куда поедешь в выходные? - По делам. Где рабо аешь? В офисе в административном персонале.
96
яПоделитесь опытом.
Как вы планируете бюджет, когда доход нестабильный и ежедневный?
Поделитесь опытом. 
95
АннаБолеет ребенок(((((
Не получается с телефона нужный раздел выбрать, извините...У нас час ночи.... я уснуть не могу...посоветуйте кто-нибудь...Дочке 11 месяцев, болеет уже почти месяц...за этот месяц ее смотрели 3 врача! Если и есть улучшения, то временные...Началось с соплей....сейчас уже дошли до антибиотиков, лор нашел отит и сопли эти наши не проходящие месяц, назначил супракс. Пропили 5 дней, сопли вроде прошли и все ок, а на 6-ой день ударила температура 38,2. Сбиваю Цифеконом, опустрлась до 37, сейчас опять поднялась до 38, я снова свечку. С лором еще днем пообщались, сказала Супракс убирать, а температура из-за дисбактериоза (у ребенка и правда все дни приема жидкий стул был несколько раз в день). Но у меня сердце не на месте. Дождусь утра и вызову еще другого врача. Может нам анализы надо сдать? Может нам уже в больницу надо? Господи, что с ребенком?! Месяц лечимся!....Сил нет..
90
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru