Если вашему ребенку 5 и более лет, то попробуйте, интереса ради, задать ему вопрос: «Чем ты больше всего любишь заниматься?». Кто-то вспомнит про свою любимую куклу\машинку, кто-то скажет, что лучше пряток ничего на свете нет, кому-то запал в душу запуск воздушного змея, но готовы спорить - большинство детей все-таки вспомнят про телевизор и компьютер. Да, в наше время, когда технический прогресс идет семимильными шагами, это неизбежно: компьютерные квесты, стрелялки, бродилки, а также мультики настолько прочно вошли в жизнь наших детей, что вытесняют те занятия, которыми любили заниматься их родители.
С одной стороны, ничего страшного в этом нет: в конце концов, поколение 60-х не знало кукол Барби, в которых с таким удовольствием играли их дети. С другой стороны, мимо наших детей проходит целый культурный пласт. Кто из современных детей собирает, скажем, солдатиков? Им это в принципе не нужно: захоти они устроить сражение, достаточно лишь нажать кнопку запуска и загрузить игрушку. Кстати, дети наши много упускают. Те же солдатики могут стать не просто игрушкой, а пропуском в увлекательный мир. Мир истории.
К великому сожалению, наши дети мало интересуются историей. А ведь, согласитесь, увлечение это привить им было бы весьма полезно. Оно способствует развитию воображения, любви к чтению, как следствие - богатому словарному запасу, развитию интеллекта. Какой же родитель не ждет всего этого от своего чада? Все в ваших руках, уважаемые родители. Привить ребенку любовь к истории - не так сложно, как может показаться.
Начать можно хотя бы с тех же, уже упомянутых, солдатиков. Купите своему малышу набор рыцарей и поведайте увлекательную историю, скажем, о Ледовом побоище. Ключевое слово здесь «увлекательную». Если вы, вооружившись энциклопедией, пробубните, что Ледовое побоище произошло в апреле 1242 года, на Чудском озере, упомянув поход епископа Германа, то чуда, скорее всего, не случится. Ребенок повертит-повертит фигурки солдатиков, да и благополучно забудет про них.
Преподнесите историю с долей пафоса. Выложите весь ваш актерский талант, ведь это же маленький ребенок, главное сейчас - увлечь его. Начните рассказывать не с начала, а сразу с самого захватывающего: «Сначала сражаться вышли русские стрелки» (изобразили натягивание лука), «Немцы построились клином и хотели «пробурить» русское войско» (покажите, как шли немцы), «рыцари были окружены» (самое время разделить солдатиков на два войска и «построить» свою мини-битву). Ну а в конце выкладывайте козырь: про то, как под тяжестью доспехов Тевтонских рыцарей не выдержал лед Чудского озера, результатом чего стала гибель большинства рыцарей.
Как показывает практика, этот момент действует на ребенка завораживающе: глаза его округляются, он явно живо представляет треск льда и уход под темную воду рыцарей прямо на конях. Историческая достоверность данного эпизода не доказана, но пятилетнему ребенку никакие доказательства и не нужны. Ему главное, что история интересна.
Не исключено, что малыш, выслушав вашу историю, сам начнет задавать вам вопросы. Наберитесь терпения. Подумайте заранее, о чем может спросить ребенок, и подготовьте ответы. Хотя дети есть дети: шестилетний Павлик спросил своего папу, как они могли утонуть, ведь лошади умеют плавать. К такому вопросу папа оказался не готов.
Раз уж зашла речь про солдатиков, то, получается, что к истории мы приучаем мальчиков, ведь редко какая девочка заинтересуется рыцарями, пусть они даже на лошадях толпами падают под лед. Исправим досадную оплошность. Маленькую девочку можно заинтересовать историей, предложив ей раскрасить старинный гребень или фигурку девушки-крестьянки. И то, и другое, сейчас легко можно купить. Фигурки выполнены из дерева или пластмассы и, как правило, в комплекте к ним идут специальные краски. Раскрашивайте вместе, а вы попутно рассказывайте, что это за девушка, почему она в таком, а не ином, наряде, что такое кокошник и чем сарафан крепостной отличался от наряда барышни.
История вокруг нас. Редко в каком городе не найдется старинное здание или краеведческий музей. Поверьте, вашему ребенку будет интересен визит в музей не менее, чем визит в цирк. Опытный экскурсовод сможет увлечь малыша рассказом про первобытные орудия труда, которыми пользовались древние люди, жившие на территории вашего города. В музее города Воронежа маленьким посетителям дают листок бумаги и предлагают написать свое имя пра-пра-пра-карандашом, которым пользовались наши предки. Восторг детей надо видеть! Все из них без исключения дома попробовали самостоятельно изготовить такой же чудо-карандаш и показывали его всем вокруг.
Главная задача родителей - «схватить» волну. Рассказывайте, рассказывайте и еще раз рассказывайте вашему чаду. Читайте ему вслух, читайте вместе, ищите старинные дома, древние монеты, выискивайте информацию о названии вашего города - почему он назван именно так, а не иначе. Не забудьте про свою фамилию, это ведь тоже история. Причем история ваша собственная.