Как приучить ребенка ходить на горшок?

«Приучен к горшку» означает, что ребенок полностью овладел навыком: чувствует, что хочет в туалет, снимает штаны, писает и какает в горшок, а не на пол, одевается, а не просто может «сделать свои дела куда надо».
Детский и семейный психолог

• Самый здоровый способ научения чему бы то ни было — это не замечать промахов и поддерживать успехи.
• Cлишком настойчивое или жестокое принуждение «ходить на горшок» может привести к формированию упрямого или, наоборот, пассивного характера у ребенка.

Прекрасный повод снять подгузник с младенца — теплое лето на даче. Сначала детеныш обнаружит, что вода льется именно из него, и страшно этому будет рад, и удивлен тоже. Через некоторое время, когда пройдет первый восторг, ваш малыш установит связь между напряжением определенных мышц своего тела и появлением такой красивой лужицы на дорожке.

Дома экспериментировать в разы труднее, очень мешают ковры и мягкая мебель. Но можно попробовать снимать подгузник, например, в кухне, если напольное покрытие и ваше воспитание вам позволяют. В любом случае, ребенок найдет способ выяснить, откуда льется.

Теперь пора обучать правильному и одобряемому поведению: захотел писать — подбежал к горшку — снял штаны — пописал — оделся — позвал маму. Последний пункт обязательный, если вы не хотите потом вытирать море. Малыш будет все копировать за вами, а координация движений у него еще не та.

Я думаю, что самый здоровый способ научения чему бы то ни было — это не замечать промахов и поддерживать успехи (без фанатизма, конечно; не к чему устраивать национальные гуляния при каждой удаче с горшком). Получилось сложить все свои большие достижения и свершения куда полагается — молодец, умничка, давай я тебя поцелую. Не получилось — тоже не беда, уберем, помоем, застираем. И не станем больше об этом говорить.

Совсем на бытовом уровне, соблюдайте несколько правил.

• Не смешивайте несколько занятий. Я имею в виду, никакого чтения, просмотра телевизора и еды на горшке. Не сделал ничего за пять-десять минут — свободен до следующего раза.

• Нельзя силой удерживать ребенка на горшке, заставлять сидеть подолгу, ругать и т.д. Почему — сказано выше, да еще и запор начнется, потом лечить замучаетесь.

• Не оставляйте ребенка на горшке без присмотра: малыши приходят (иногда) в такой восторг при виде творения из собственного тела, что могут брать кал в руки, размазывать его по всему, что попадется, даже есть.

Иногда дети используют свои естественные отправления совсем не по назначению: в полном согласии с эволюционным учением Чарльза Дарвина метят территорию, как обезьянки или коты. Писают на ковры, тихонько прячутся за штору и выкладывают кучку в уголке, где никто не заметит (зато унюхает).

Я встречала сложные случаи в практике, когда ребенок соглашался какать только в подгузник (остальное время суток уже обходился без него), или только в строго определенном месте и с определенным ритуалом.

В таких случаях нужно обращаться за консультацией специалистов: невропатологов или психоневрологов, так как вычурное и очень странное поведение в части приучения к опрятности может сигнализировать о сложных психических проблемах. А может и ни о чем не говорить, но лучше будет, если врач скажет вам об этом, нежели будет упущено драгоценное время.

Благополучно миновав этот возрастной кризис (а то, что это именно кризис мы ведь уже договорились?), ребенок научится контролировать свои импульсивные желания, подчиняться правилам приличий, и, помимо всего прочего, выражать себя.

Помочь ему в реализации последнего пункта можно, помня о том, что, если малыша слишком сильно заставлять, мелочно опекать, наказывать за промахи, он или превратится в маленького упрямца, или станет тихим и послушным неумехой: ведь раз мама ругает меня за то, что не получилось (правильно сходить на горшок), лучше я и пробовать не буду.