Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Без игрушек и мультиков: как живут дети в буддийском монастыре

Эти дети не живут с родителями, у них нет плюшевых мишек, они не играют в компьютерные игры и почти не смотрят мультиков. С 5 утра до 9 вечера они учатся, и совсем не тому, чему учат детей на Западе. Но жалеть их не нужно: маленькие буддийские монахи выглядят счастливее многих своих ровесников. 


Фото: Екатерина Никищихина

Нам удалось побеседовать с Ламой Карма Озер, старшим монахом монастыря Ка-Ньинг Шедруб Линг, расположенного в Непале, неподалеку от знаменитой ступы Боднатх. Ка-Ньинг Шедруб Линг – или, как его здесь называют, «Белый монастырь» – один из самых образцовых тибетских монастырей. Возглавляет его известный во всем мире учитель тибетского буддизма Чокьи Нима Ринпоче.

– Почему родители отправляют детей в монастырь?

– Буддизм живет в Непале уже несколько тысяч лет. Его последователи уверены: становясь монахом, человек приносит огромную пользу себе, своей семье и стране. Так что если хотя бы один из детей в семье способен быть монахом, родители счастливы. 

А сами дети охотно оставляют свой дом?

Некоторые дети сами очень хотят стать монахами, настаивают на этом, даже если семья отправляет их в школу. А некоторые, проведя здесь какое-то время, уходят, и это нормально. Быть монахом – путь не для всех.

Вы принимаете всех детей?

К сожалению, наши возможности пока не позволяют взять всех желающих – к нам ведь едут со всех Гималаев. Сейчас у нас обучается более ста двадцати монахов в возрасте от 7 до 15 лет.

Во время загрузки произошла ошибка.

Легко ли дети привыкают к новой жизни?

Первое время многие очень скучают по дому, плачут. Мы стараемся создать такую атмосферу, чтобы они почувствовали себя здесь дома. Обычно им требуется недели две, чтобы привыкнуть, а потом они втягиваются: новые друзья, учеба… Скучать становится некогда. Через несколько месяцев, когда предлагаем им поехать домой на каникулы, многие говорят: «Я хочу остаться в монастыре, у меня здесь друзья, мне интересно с ними играть!»

Во что они играют? В монастыре есть игрушки?

Игрушек как таковых нет. А играют они в те же игры, что дети играли всегда – бегают, бросают мяч. Мы не думаем, что им нужно что-то еще: они много двигаются, общаются друг с другом. В результате вырастают здоровыми и открытыми людьми. Это лучше, чем часами играть в компьютерные игры.

Вы считаете, что компьютерные игры – это вредно?

Думаю, что в большом количестве – да. Я видел детей, которые только и делают, что сидят в комнате и играют. Они не общаются друг с другом, и в результате чувствуют себя обособленными. Им трудно делиться с другими, проявлять тепло в общении. К тому же, многие компьютерные игры основаны на агрессии – драках, войнах. Впечатление от таких игр откладывается в уме, а потом проявляется в виде тревог, страхов, нервозности. Это может сказаться даже во взрослом возрасте: когда у человека нет гармонии с миром, его жизнь пронизана чувством одиночества и незащищенности.

А кино дети в монастыре смотрят?

По выходным, если захотят. Мы выбираем для них познавательные фильмы, в основном – географические. А самые маленькие любят индийские мультфильмы.

Что вы делаете, если дети не слушаются?

Если, например, ребенок выходит за территорию монастыря, учителя ему объясняют, что это опасно, и что и мы, и семья за него беспокоимся. Как правило, первого предупреждения хватает. В самом крайнем случае вызываем родителей. Иногда отправляем ребенка на полдня посидеть одному в комнате, подумать. При этом главное, чтобы ребенок чувствовал любовь учителя, даже когда тот сердится.

Фото: Екатерина Никищихина

Я читала, что раньше в монастырях детей наказывали палкой.

Когда-то так было. Сейчас мы этого не делаем.

В чем особенность монастырского обучения?

Это не образование ради образования. Наша главная цель в том, чтобы дети выросли счастливыми и принесли пользу миру. В данном случае, это означает – научились применять учение Будды в повседневной жизни.

Как в соответствии с учением Будды вырастить счастливого человека?

Будда говорил, что гармонию и опору нужно искать в своем сердце. Внешние явления обманчивы и переменчивы. Тот, кто полагается на них, неизбежно будет страдать, независимо от материального состояния и положения в обществе. Так, мы видим много успешных людей, у которых есть все, что они пожелают, но они не очень-то счастливы. Путь к гармонии лежит через познание своего собственного ума, умение преобразовывать разрушительные эмоции – гнев, неведение и зависть – и быть теплым, сердечным человеком.

Как построено образование?

Пять-шесть лет дети учатся в начальной школе. При этом, семилетние могут сидеть за одной партой с пятнадцатилетними, если они начали учиться в один год. С 5 утра до 9 вечера дети изучают разные предметы: чтение, письмо, английский язык, и, прежде всего, письменный тибетский язык, на котором написаны традиционные буддийские тексты и ведутся ритуалы.

Далее средняя школа, она занимает три года. В это время ребята изучают буддийскую философию, ритуалы, учатся лепить торма (фигуры из масла и муки, используются как подношения во время ритуалов) и играть на ритуальных инструментах.

Далее у них есть выбор: можно пройти философский курс, который длится 9 лет, и стать лопоном (учителем), а затем, через несколько лет, возможно, кхенпо (наставник, глава монашеской общины). Можно остаться работать в монастыре или пойти в трехлетний ретрит (уединенная медитация).

С какими сложностями вы сталкиваетесь, когда ученики становятся подростками?

Фото: Екатерина Никищихина

– Конечно, это трудный возраст: у человека начинаются очень сильные эмоциональные качели. Кроме того, подростки подвержены дурному влиянию, и мы стараемся оградить их от этого. Объясняем ребятам, что увлечение алкоголем и наркотиками – это недальновидно и может разрушить красоту их будущего. Если человек дальновиден и заинтересован в духовном образовании, то он и сам знает, что дисциплина – в его интересах. Ему нравится вести себя правильно, в этом случае он собой доволен.

– А если «дипломированный» монах захочет уйти из монастыря, жениться?

– Большинство наших учеников понимают, что мирская жизнь только внешне выглядит привлекательной: если посмотреть глубже, в ней обнаружится много трудностей, много ответственности. Но если человек, понимая все это, действительно хочет уйти, мы не возражаем. Такое случается, хотя и не часто, примерно раз-два в год. Мы счастливы, что дали человеку образование, и теперь он может делиться знаниями с другими. Например, стать «нагпа» (лама-мирянин). Для нас главное, чтобы наш ученик никогда не оставлял медитацию, и я сейчас говорю не только о непосредственно занятиях ею. Медитация означает осознанность, наблюдение за своим умом и правильное поведение в любой момент повседневной жизни.

Какое поведение вы воспитываете в монахах?

– Доброту к другим. Нам всем свойственно считать себя самыми главными: например, стоит нам чуть заболеть, и мы сразу так нервничаем! Наш мир делится на «мы» и «другие», «свои» и «чужие». С помощью образования и медитации мы постепенно избавляемся от этих ограничений, учимся распространять любовь не только на ближнее окружение, но и на всех живых существ. Развиваем в себе так называемую безусловную любовь.

Нужно ли обладать верой, чтобы стать монахом?

Сам по себе буддизм – не столько религия, сколько наука об уме (когда тибетцы произносят слово «ум», они показывают на сердце). Он основан не на вере, а на стремлении открыть правду посредством личного опыта и размышлений. Так, чтобы понять все о лимоне, недостаточно прочитать о нем и его увидеть: нужно почувствовать вкус. Так же и здесь – если человек открыл правду учения Будды, почувствовал его «вкус» тогда у него появляется непоколебимая уверенность. А на пути к этому открытию верить не обязательно: вполне нормально быть скептиком.

С чего начинается понимание учения Будды?

Учение Будды основано на понимании пустоты всех явлений, то есть – на их взаимозависимости и изменчивости. Каждое событие не существует само по себе, отдельно от других: оно обусловлено множеством факторов. Все, что проявляется, имеет причины и следствие, и, кроме того, постоянно изменяется.

Это только на поверхностный взгляд мир выглядит постоянным: если вглядеться пристально, перемены происходят каждую секунду. Так, мы с вами уже не совсем те люди, что начали этот разговор. Мы за это время изменились, хотя можем этого и не чувствовать. Нужно много учиться и медитировать, чтобы действительно понять, как все это работает.

Фото: Екатерина Никищихина

Какому видению мира учат в монастыре?

Этот взгляд отличается от западного. На Западе люди уверены: существует только то, что можно увидеть глазами. Мы же основываемся на философском учении Будды, Абидхарме. Оно говорит, что наше человеческое восприятие очень ограниченно, а пространство безгранично. Существует очень много миров, которых мы в силу своей ограниченности видеть не можем. Вот мы сейчас с вами сидим, и вы, наверное, думаете, что в пространстве вокруг нас – пусто. А Абидхарма говорит, что нас постоянно окружает множество существ, которых мы не видим. Звучит странно? Но ведь если мы просто посмотрим в микроскоп, то увидим мир совсем другим.

Принимаете ли в монастырь западных детей?

Если ребенок заинтересован и его семья согласна, то почему бы нет? Учение Будды – для всех.

История монашества от учителя Шераба Гьямтцо

Я родом из Тибета, а мы, тибетцы, уверены в истинности учения Будды. Мама привела меня в монастырь, когда мне было 11 лет. Спросила, хочу ли я остаться там. Я испугался: «Значит, я останусь, а ты уедешь?» Она сказала: «Нет, я буду жить рядом». Сначала мне было страшно: я стеснялся, ведь я ничего не знал о монастырской жизни, вокруг были какие-то чужие люди... Но когда мама отвела меня к Чоки Нима Ринпоче (Ринпоче – драгоценный учитель), я сразу почувствовал себя хорошо. Тот спросил: «Хочешь быть монахом?» Я кивнул, хотя не очень представлял, что это значит быть монахом. В монастыре мне вскоре понравилось, он стал для меня домом. Через три года мама вернулась в Тибет, а я остался здесь, в Непале.

В детстве я почти не выходил за территорию монастыря: зачем? Здесь я учился, играл с друзьями.

Учиться мне вначале не очень нравилось. Я любил бегать и лепить торма. Интерес к учебе проснулся, когда я стал постарше и поступил в шедру (учебное заведение — Прим. ред.).

Сейчас я учитель, а это значит, что я отвечаю за жизнь и поведение детей, за их будущее. Стараюсь учить так, чтобы им было интересно, ведь я по себе знаю, каково быть непоседой. Учителя в монастырях, как правило, весь урок только говорят, а детям трудно долго слушать, не отвлекаясь, поэтому я «разбавляю» уроки разговорами с моими учениками, мы обсуждаем буддийские тексты не только с традиционной точки зрения, но и делимся друг с другом своими мыслями.

Также читайте правила и советы по воспитанию от тибетского ламы.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
101
Нэт
Это не у них пару лет назад шли уголовные дела из-за педофилии?
СсылкаПожаловаться
swetlana buklan
В ответ на комментарий от маленький гном История переписки2
маленький гном
Непал - бедная страна, земля сктоводов и крестьян. И монастырь для многих родителей - это шанс дать ребенку престижное духовное образование, более счастливую, качественно новую жизнь
СсылкаПожаловаться
Была в Непале, как и во многих других непонятных нам странах с принципиально чуждыми нам конфессиями. Сдается мне, что люди там ловят кайф просто от самого существования в этом мире. Так что вы приписываете им наш прагматичный взгляд на вещи. В том числе и по части "дать ребенку шанс".
СсылкаПожаловаться
Айрис
В ответ на комментарий от ...
...
Буддизм, христианство, мусульманство... Да, это всё официальные конфессии. Нравится православным или нет, но у нас есть прекрасный народ - буряты! И они буддисты. И говорить о том, что буддизм - не религия, значит проявлять неуважение к народу России. В каждой религии есть недостатки, в каждой религии есть недостойные люди, фанатики и те, кто прикрываясь религией, обманывают народ, удовлетворяя свои корыстные интересы. В православие нас тоже есть попы, которые ездят пьяными на мерседесах, сбивают людей, ездят в сауну к девочкам. Такие люди есть в любой религии, так как соблазн велик. И для некоторых священников храм - лишь место заработка, они воспринимают это как работу. И зачем по таким людям судить обо всех христианах, мусульманах, буддистах? Ведь Иисус был не такой, и Будда был не такой. Они учили состраданию к ближнему. И буддисты, кстати, доброжелательно относятся к христианам, они говорят, что христианин может быть буддистом, не отказываясь от вероучения Христа. Любой христианин может медитировать и молиться, верить в Бога. Но только православные не терпимы к другим конфессиям. Это все гордыня и глупость, если хотите.
СсылкаПожаловаться
Полностью с Вами согласна.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Божья КоровкаПоэтический конкурс № 9. Голосование

Всем доброго времени суток!
 
С огромной радость и не менее огромным волнением сообщаю об открытии Девятого внутрифорумского поэтического конкурса!!!
 
Напомню задание.
Тема – «В жизни всякое бывает».
Усложняющий элемент – божья коровка.
 

Вашему вниманию предлагаю 15 конкурсных произведений и 2 внеконкурсных стихотворения. Прошу прочитать и оценить каждое. Если не сможете прочитать все произведения сразу, то обязательно вернитесь к этой теме попозже, чтобы дочитать и проголосовать.
 
Голосование будет длиться с этого момента до позднего вечера четверга (17 января), потом тему закрою. Итоги конкурса я объявлю в пятницу 18 ноября.

Напомню о правилах.
1. Не комментировать, пока я не выложу все произведения на суд критиков. Подождите, когда стихотворение будет выложено до конца (на всякий случай в конце каждого будет маячок в виде слова КОНЕЦ).
2. Авторам произведений нельзя раскрывать свою анонимность до конца голосования. 
3. Голосовать могут только  пользователи с личной страницей на форуме.
4. Голосом за произведение считается только комментарий в виде  +1 №… непосредственно под  стихом. Если у вас нет на клавиатуре плюса, то ставьте *1 №…, но маякните об этом мне. Словами плюс один не пишем!!!
Огромнейшая просьба!!! Если пишите комментарий, то делайте примерно так:
+1
Текст (Нравится/не нравится то-то и за то-то…).
Данное нововведение связано с тем, что очень тяжело не пропустить +1, если он стоит в середине или в конце комментария.
5. Авторы просят конструктивной критики, поэтому прошу не стесняться выражать своё мнение. Только делайте это вежливо, указывая на конкретные недостатки. 
6. Голосовать можно за любое количество произведений, но только один раз.
7. Голоса пользователей, замеченных в явном троллинге  или оскорблениях, учитываться не будут.
8.  Голосование  продлится до позднего вечера четверга (17 января). После тема закрывается.
9. Победит произведение, набравшее больше всех +1, о чём будет сообщено в поздравительной теме в пятницу 18 января.

П.С. Авторы, если я забыла выложить ваше творение, то обязательно пишите мне на почту (mrs.ksu@mail.ru). Внимание: не в тему, а на почту.
П.П.С. Забывашки, вам оставлю место.

367
Карпова КарповаМногодетный отец узнал, что является отцом только одного ребенка

Переругались на работе по поводу этого случая. Большинство женщин ЗА этого папашу, и только я и еще одна моя сослуживица считаем, что папаша не прав.
Коротко кейс. мужик женился на женщине с ребенком, вместе строили дом, родили еще ЧЕТВЕРЫХ детей. Потом мужик выяснил, что родной ему только один, длвухлетний пацан. Тогда он выгнал жену со всеми неродными детьми, а родного двухлетнего оставил себе.
В чем я считаю он не прав. Во-первых, жена тоже имеет право на половину дома, так как строился он в браке, и она имеет право на половину имущества.

Во-вторых, двухлетнего пацана отрывать от мамы довольно жестоко. Ну маленький он еще!

В-третьих, чудовищно жаль остальных детей, которые всегда считали его папой, и вот такая фигня...

Женщина, конечно, агонь. Я вот все задаюсь вопросом: как она с таким количеством детей находила время еще и на любовника?!

  

284
excerptionФотографии Австралии.

Всем привет и замечательного настроения! 



Я к Вам уже с традиционной темой, с фотографиями с сайта ABC. 
Добавлю немного Тоби, куда же без Тоби? 

Добро пожаловать в лето, тем кому интересно! 

185
татьяна валиахметоваХочу! В 5 лет! Истерика

Задолбали эти истерики!!!! Хочу,дай,не хочу ,не буду........и все это командным голосом если не исполняется,то истерика! Ор стоит визг все швыряется ,мне может сказать,что то типа: достала ,отвали,не люблю и т.д! Я и отводила в комнату проораться и шлепала ,спокойно разговаривала .пробовала обнимать ,переводить все в шутку....но уже нервов не хватает,придушить охота .сегодня устроил истерику :Не хочу в сад! (давно такого не было)мультики хочу.! Упал и орет! Я его одела вытащила на улицу посадила в санки(обычно на автобусе) все это сопровождалось визгом ором ,потом начал, мама мне плохо,мама я тебя люблю......в саду как будто ничего не было! А я после всего этого себя чувствую как смену в шахте отпахала опустошение.....может перерастет,избаловали?

177
Катерина тримКак поступить

Всем добрый день.
Ситуауия я бы сказала щекотливая. Итак, этажом выше, над моей квартирой, где то месяц как поселилась некая семья с ребенком лет 3-5, незнаю точно. Так вот этот малыш постоянно плачет, утром и в 6 и днем и вот сейчас 19.20 а он заливается плачет. Честно не знаю что делать, поднятся и спросить что вы делаете с ребенком, скажут не ваше дело. Или в отдел опеки позвонить или участковому. Вот как поступить? Вот сейчас заливается слезами и женский ор. 

153
*КаГГи-Карр*Подарки воспитателям на день рождения. Нужно ли?

Всем привет! Сегодня у одной из воспитательниц день рождения, о чем вчера вечером проинформировала звонком вторая восп. одну из мам родительского комитета. Мы не собирались ничего дарить, тк бюджет итак трещит по швам. А тут еще три подарка получается плюсом (няня, 2 воспитателя).
Воспитателям дарим подарки на новый год, 8 марта и день воспитателя. На мой взгляд этого достаточно.  Подарки хорошие, не рафаэлло с советским))) 
А тут такой звонок с напоминанием. Мне это не понравилось конечно. Ну ладно, купили букет роз,красивых, на длинной ножке, символически, поздравили утром. Может я мнительная, но уловила разочарование. 
Как у вас, девочки? в садах и школах? дарите подарки на дни рождения?

149
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети