Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Без игрушек и мультиков: как живут дети в буддийском монастыре

Эти дети не живут с родителями, у них нет плюшевых мишек, они не играют в компьютерные игры и почти не смотрят мультиков. С 5 утра до 9 вечера они учатся, и совсем не тому, чему учат детей на Западе. Но жалеть их не нужно: маленькие буддийские монахи выглядят счастливее многих своих ровесников. 


Фото: Екатерина Никищихина

Нам удалось побеседовать с Ламой Карма Озер, старшим монахом монастыря Ка-Ньинг Шедруб Линг, расположенного в Непале, неподалеку от знаменитой ступы Боднатх. Ка-Ньинг Шедруб Линг – или, как его здесь называют, «Белый монастырь» – один из самых образцовых тибетских монастырей. Возглавляет его известный во всем мире учитель тибетского буддизма Чокьи Нима Ринпоче.

– Почему родители отправляют детей в монастырь?

– Буддизм живет в Непале уже несколько тысяч лет. Его последователи уверены: становясь монахом, человек приносит огромную пользу себе, своей семье и стране. Так что если хотя бы один из детей в семье способен быть монахом, родители счастливы. 

А сами дети охотно оставляют свой дом?

Некоторые дети сами очень хотят стать монахами, настаивают на этом, даже если семья отправляет их в школу. А некоторые, проведя здесь какое-то время, уходят, и это нормально. Быть монахом – путь не для всех.

Вы принимаете всех детей?

К сожалению, наши возможности пока не позволяют взять всех желающих – к нам ведь едут со всех Гималаев. Сейчас у нас обучается более ста двадцати монахов в возрасте от 7 до 15 лет.

Легко ли дети привыкают к новой жизни?

Первое время многие очень скучают по дому, плачут. Мы стараемся создать такую атмосферу, чтобы они почувствовали себя здесь дома. Обычно им требуется недели две, чтобы привыкнуть, а потом они втягиваются: новые друзья, учеба… Скучать становится некогда. Через несколько месяцев, когда предлагаем им поехать домой на каникулы, многие говорят: «Я хочу остаться в монастыре, у меня здесь друзья, мне интересно с ними играть!»

Во что они играют? В монастыре есть игрушки?

Игрушек как таковых нет. А играют они в те же игры, что дети играли всегда – бегают, бросают мяч. Мы не думаем, что им нужно что-то еще: они много двигаются, общаются друг с другом. В результате вырастают здоровыми и открытыми людьми. Это лучше, чем часами играть в компьютерные игры.

Вы считаете, что компьютерные игры – это вредно?

Думаю, что в большом количестве – да. Я видел детей, которые только и делают, что сидят в комнате и играют. Они не общаются друг с другом, и в результате чувствуют себя обособленными. Им трудно делиться с другими, проявлять тепло в общении. К тому же, многие компьютерные игры основаны на агрессии – драках, войнах. Впечатление от таких игр откладывается в уме, а потом проявляется в виде тревог, страхов, нервозности. Это может сказаться даже во взрослом возрасте: когда у человека нет гармонии с миром, его жизнь пронизана чувством одиночества и незащищенности.

А кино дети в монастыре смотрят?

По выходным, если захотят. Мы выбираем для них познавательные фильмы, в основном – географические. А самые маленькие любят индийские мультфильмы.

Что вы делаете, если дети не слушаются?

Если, например, ребенок выходит за территорию монастыря, учителя ему объясняют, что это опасно, и что и мы, и семья за него беспокоимся. Как правило, первого предупреждения хватает. В самом крайнем случае вызываем родителей. Иногда отправляем ребенка на полдня посидеть одному в комнате, подумать. При этом главное, чтобы ребенок чувствовал любовь учителя, даже когда тот сердится.

Фото: Екатерина Никищихина

Я читала, что раньше в монастырях детей наказывали палкой.

Когда-то так было. Сейчас мы этого не делаем.

В чем особенность монастырского обучения?

Это не образование ради образования. Наша главная цель в том, чтобы дети выросли счастливыми и принесли пользу миру. В данном случае, это означает – научились применять учение Будды в повседневной жизни.

Как в соответствии с учением Будды вырастить счастливого человека?

Будда говорил, что гармонию и опору нужно искать в своем сердце. Внешние явления обманчивы и переменчивы. Тот, кто полагается на них, неизбежно будет страдать, независимо от материального состояния и положения в обществе. Так, мы видим много успешных людей, у которых есть все, что они пожелают, но они не очень-то счастливы. Путь к гармонии лежит через познание своего собственного ума, умение преобразовывать разрушительные эмоции – гнев, неведение и зависть – и быть теплым, сердечным человеком.

Как построено образование?

Пять-шесть лет дети учатся в начальной школе. При этом, семилетние могут сидеть за одной партой с пятнадцатилетними, если они начали учиться в один год. С 5 утра до 9 вечера дети изучают разные предметы: чтение, письмо, английский язык, и, прежде всего, письменный тибетский язык, на котором написаны традиционные буддийские тексты и ведутся ритуалы.

Далее средняя школа, она занимает три года. В это время ребята изучают буддийскую философию, ритуалы, учатся лепить торма (фигуры из масла и муки, используются как подношения во время ритуалов) и играть на ритуальных инструментах.

Далее у них есть выбор: можно пройти философский курс, который длится 9 лет, и стать лопоном (учителем), а затем, через несколько лет, возможно, кхенпо (наставник, глава монашеской общины). Можно остаться работать в монастыре или пойти в трехлетний ретрит (уединенная медитация).

С какими сложностями вы сталкиваетесь, когда ученики становятся подростками?

Фото: Екатерина Никищихина

– Конечно, это трудный возраст: у человека начинаются очень сильные эмоциональные качели. Кроме того, подростки подвержены дурному влиянию, и мы стараемся оградить их от этого. Объясняем ребятам, что увлечение алкоголем и наркотиками – это недальновидно и может разрушить красоту их будущего. Если человек дальновиден и заинтересован в духовном образовании, то он и сам знает, что дисциплина – в его интересах. Ему нравится вести себя правильно, в этом случае он собой доволен.

– А если «дипломированный» монах захочет уйти из монастыря, жениться?

– Большинство наших учеников понимают, что мирская жизнь только внешне выглядит привлекательной: если посмотреть глубже, в ней обнаружится много трудностей, много ответственности. Но если человек, понимая все это, действительно хочет уйти, мы не возражаем. Такое случается, хотя и не часто, примерно раз-два в год. Мы счастливы, что дали человеку образование, и теперь он может делиться знаниями с другими. Например, стать «нагпа» (лама-мирянин). Для нас главное, чтобы наш ученик никогда не оставлял медитацию, и я сейчас говорю не только о непосредственно занятиях ею. Медитация означает осознанность, наблюдение за своим умом и правильное поведение в любой момент повседневной жизни.

Какое поведение вы воспитываете в монахах?

– Доброту к другим. Нам всем свойственно считать себя самыми главными: например, стоит нам чуть заболеть, и мы сразу так нервничаем! Наш мир делится на «мы» и «другие», «свои» и «чужие». С помощью образования и медитации мы постепенно избавляемся от этих ограничений, учимся распространять любовь не только на ближнее окружение, но и на всех живых существ. Развиваем в себе так называемую безусловную любовь.

Нужно ли обладать верой, чтобы стать монахом?

Сам по себе буддизм – не столько религия, сколько наука об уме (когда тибетцы произносят слово «ум», они показывают на сердце). Он основан не на вере, а на стремлении открыть правду посредством личного опыта и размышлений. Так, чтобы понять все о лимоне, недостаточно прочитать о нем и его увидеть: нужно почувствовать вкус. Так же и здесь – если человек открыл правду учения Будды, почувствовал его «вкус» тогда у него появляется непоколебимая уверенность. А на пути к этому открытию верить не обязательно: вполне нормально быть скептиком.

С чего начинается понимание учения Будды?

Учение Будды основано на понимании пустоты всех явлений, то есть – на их взаимозависимости и изменчивости. Каждое событие не существует само по себе, отдельно от других: оно обусловлено множеством факторов. Все, что проявляется, имеет причины и следствие, и, кроме того, постоянно изменяется.

Это только на поверхностный взгляд мир выглядит постоянным: если вглядеться пристально, перемены происходят каждую секунду. Так, мы с вами уже не совсем те люди, что начали этот разговор. Мы за это время изменились, хотя можем этого и не чувствовать. Нужно много учиться и медитировать, чтобы действительно понять, как все это работает.

Фото: Екатерина Никищихина

Какому видению мира учат в монастыре?

Этот взгляд отличается от западного. На Западе люди уверены: существует только то, что можно увидеть глазами. Мы же основываемся на философском учении Будды, Абидхарме. Оно говорит, что наше человеческое восприятие очень ограниченно, а пространство безгранично. Существует очень много миров, которых мы в силу своей ограниченности видеть не можем. Вот мы сейчас с вами сидим, и вы, наверное, думаете, что в пространстве вокруг нас – пусто. А Абидхарма говорит, что нас постоянно окружает множество существ, которых мы не видим. Звучит странно? Но ведь если мы просто посмотрим в микроскоп, то увидим мир совсем другим.

Принимаете ли в монастырь западных детей?

Если ребенок заинтересован и его семья согласна, то почему бы нет? Учение Будды – для всех.

История монашества от учителя Шераба Гьямтцо

Я родом из Тибета, а мы, тибетцы, уверены в истинности учения Будды. Мама привела меня в монастырь, когда мне было 11 лет. Спросила, хочу ли я остаться там. Я испугался: «Значит, я останусь, а ты уедешь?» Она сказала: «Нет, я буду жить рядом». Сначала мне было страшно: я стеснялся, ведь я ничего не знал о монастырской жизни, вокруг были какие-то чужие люди... Но когда мама отвела меня к Чоки Нима Ринпоче (Ринпоче – драгоценный учитель), я сразу почувствовал себя хорошо. Тот спросил: «Хочешь быть монахом?» Я кивнул, хотя не очень представлял, что это значит быть монахом. В монастыре мне вскоре понравилось, он стал для меня домом. Через три года мама вернулась в Тибет, а я остался здесь, в Непале.

В детстве я почти не выходил за территорию монастыря: зачем? Здесь я учился, играл с друзьями.

Учиться мне вначале не очень нравилось. Я любил бегать и лепить торма. Интерес к учебе проснулся, когда я стал постарше и поступил в шедру (учебное заведение — Прим. ред.).

Сейчас я учитель, а это значит, что я отвечаю за жизнь и поведение детей, за их будущее. Стараюсь учить так, чтобы им было интересно, ведь я по себе знаю, каково быть непоседой. Учителя в монастырях, как правило, весь урок только говорят, а детям трудно долго слушать, не отвлекаясь, поэтому я «разбавляю» уроки разговорами с моими учениками, мы обсуждаем буддийские тексты не только с традиционной точки зрения, но и делимся друг с другом своими мыслями.

Также читайте правила и советы по воспитанию от тибетского ламы.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
101
Нэт
Это не у них пару лет назад шли уголовные дела из-за педофилии?
СсылкаПожаловаться
swetlana buklan
В ответ на комментарий от маленький гном История переписки2
маленький гном
Непал - бедная страна, земля сктоводов и крестьян. И монастырь для многих родителей - это шанс дать ребенку престижное духовное образование, более счастливую, качественно новую жизнь
СсылкаПожаловаться
Была в Непале, как и во многих других непонятных нам странах с принципиально чуждыми нам конфессиями. Сдается мне, что люди там ловят кайф просто от самого существования в этом мире. Так что вы приписываете им наш прагматичный взгляд на вещи. В том числе и по части "дать ребенку шанс".
СсылкаПожаловаться
Айрис
В ответ на комментарий от ...
...
Буддизм, христианство, мусульманство... Да, это всё официальные конфессии. Нравится православным или нет, но у нас есть прекрасный народ - буряты! И они буддисты. И говорить о том, что буддизм - не религия, значит проявлять неуважение к народу России. В каждой религии есть недостатки, в каждой религии есть недостойные люди, фанатики и те, кто прикрываясь религией, обманывают народ, удовлетворяя свои корыстные интересы. В православие нас тоже есть попы, которые ездят пьяными на мерседесах, сбивают людей, ездят в сауну к девочкам. Такие люди есть в любой религии, так как соблазн велик. И для некоторых священников храм - лишь место заработка, они воспринимают это как работу. И зачем по таким людям судить обо всех христианах, мусульманах, буддистах? Ведь Иисус был не такой, и Будда был не такой. Они учили состраданию к ближнему. И буддисты, кстати, доброжелательно относятся к христианам, они говорят, что христианин может быть буддистом, не отказываясь от вероучения Христа. Любой христианин может медитировать и молиться, верить в Бога. Но только православные не терпимы к другим конфессиям. Это все гордыня и глупость, если хотите.
СсылкаПожаловаться
Полностью с Вами согласна.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
НехочухаДетоненавистница, или следите за своими детьми сами!

     Девочки, уж извините, но два случая за короткий промежуток времени заставили меня выплеснуть сюда своё возмущение.       Проблемы-то по сути нет. Но никогда раньше такого в моей жизни не было. Поэтому нужен взгляд со стороны. [b]     Итак, случай №1:[/b]      Выхожу из магазина, впереди меня идет мой ребенок (8,5 лет). Слышу за спиной возмущенный голос. Оборачиваюсь. Молодая женщина с маленькой девочкой (года 2-3) выговаривает мне: [i]"Что вы даже не смотрите, когда выходите. Вы ребенка чуть дверью не придавили".[/i]       То есть пока эта дама продукты выбирала, её ребенок ушел к дверям и попытался выскочить следом за мной. И вот эта мама на меня оторвалась. Высказала мне, что выходя из магазина, я должна оглянуться и аккуратно закрыть за собой дверь. И, главное, орет на меня, никак успокоится не может.      Девочки, первый раз за свою немаленькую жизнь я ответила грубо: [i]"Вот мой ребенок, я слежу за ним. А это твой ребенок, вот ты за ним сама и следи".[/i]      Главное, что обидно, я детей люблю, общий язык практически с любым ребенком могу найти. Уже сколько раз в тех же магазинах было такое: когда малыши начинают капризничать, орать, выкручиваться, я им потихоньку подмигиваю, рожицы корчу, они сразу замолкают, глазищи вытаращат на меня и все, тишина и покой:))). Родители даже и не понимают, что произошло, почему ребенок вдруг успокоился. А тут, блин, сделали из меня какую-то детоненавистницу, которая специально детей дверьми давит! [b]     Случай № 2.[/b]      Коротенько, не важно где это произошло: отступаю шаг назад (ну никого там не было!), слышу возглас, оборачиваюсь - возмущенная мама ведет несколько малышей (по возрасту года 4). И снова полетели обвинения в мой адрес. Да такие агрессивные, возмущенные, как будто я специально этих детей изничтожить хочу! Причем я никого не задела, никакого вреда не причинила.      Я обе ситуации на себя примерила. В первом случае я бы на ребенка наругалась. Во втором случае я бы уже заранее увидела, что нужно проявить бдительность и, скорее всего, подходя к человеку, сказала бы [i]"Осторожно"[/i]. Но уж точно не стала бы орать, потому что мои дети - зона моей ответственности.      А как вы считаете?

384
Ваше ВеличествоОбувь и сумки с Недель моды в Нью-Йорке и Лондоне.

В теме фото обуви и сумок с прошедших показов весна-лето 2019 в Нью-Йорке и Лондоне. И если с сумками все очень неплохо, то с обувью.... Смотрите сами.

361
Татьяна ЛоктионоваУвольнение беременной

Добрый день! Работаю на новой работе 2 мес. Беременна. Начальство недовольно моей работой, ошибок достаточно. Не материально ответственна. Просто составление планов, ведение табелей. Вобщем, хотят уволить. Что делать?

244
Ваше ВеличествоСветская жизнь - 3

Добрый день! С пятницей всех! Событий не очень много произошло со вчерашнего дня, но все равно есть на что посмотреть. А уж модные коллекции в конце темы - просто песня!

221
НудятинаПо следам "следите за детьми сами"

Привет, девочки! Читала тему про "детоненавистницу"  и вот навеяло, хочу с вами обсудить два случая. Интересны мнения, потому что у нас тут среди свидетелей и участников они разошлись. 1. Детская площадка, куча детей, беготня, бесиловка, шум и гам, все как обычно. Соседка с двумя детьми, девочка 3,5 года и мальчик год ровно. Старшая ее носится периодами, играет, мелкий не в духе, гундит. Все наверняка видели такие 3-колесные велосипеды с ручками, куда можно посадить ребенка и самому его везти. Вот посадила она младшего в один из таких великов, он кнопочки нажиммает, велик песенки поет, ребенок вроде доволен, отвлекся. Приходит сестра с подружкой (подружке тоже чуть меньше 4х лет, 3,10 наверно). И начинают малыша в этом велосипеде катать по площадке вокруг елочки (круглый пятачок, стоит металлический елочный каркас). Мама двоих вместе с мамой второй катальщицы сидят на лавочке, болтают. Ну девчонки в какой-то момент разогнались и не справились с управлением, велосипед с малышом полетел на бок. Слава богу, он не сильно ударился, но напугался знатно, плакал очень сильно. Мамки повскакивали, начали на девчонок кричать, мол, о чем они думали и так далее. Мама мальчика и девочки позвонила мужу потребовала, чтоб он вышел. Через пару минут спустился папа, она ему возмущенно описывает ситуацию и кричит на дочь, мол, папа тебе сейчас всыпет, готовь попу и тд. Младший в это время уже забыл, что падал, снова сидит в этом же велике. На что муж ей отвечает, что не дочери, а тебе всыпать надо, вы то куда смотрели. Короче, она взвилась, кричала, что она-то  чем виновата, не она же его уранила.  Вчера встретились мы в магазине, дети оба сидят в тележке, мама усталая и на нервах, приехали из поликлиники. Она мне рассказывает, что и как. Младший уже свесился из тележки через край. Она снова кричит на дочь "ты чего его не держишь, видишь же, полез". я ей говорю, что как она его удержит, она маленькая еще сама. В ответ мне полился поток жалоб, что она все время одна с двумя детьми, тяжело никто не понимает и тп.  2. Уже я участник. Вечером вчера гуляли на улице, вынесли велосипед для младшего и машину он с собой взял, дочка на самокате. Договорились с мужем, что он поужинает, подцепит на с улицы, мы все вместе поедем за покупками. Дети играют, в процессе беготни мы переместились на соседнюю площадку (наша у 1го подъезда дома, соседняя у последнего) метров 100 между ними, вещи остались на первой, обычно все так делают, за вещами приглядывают немного. Там подружки дочкины пришли, на нашу она возвращаться не захотела. Через какое-то время вышел муж, увидел велик и машину на площадке, погрузил в багажник. А самокат, брошенный в стороне, не заметил. Сел в машину и приехал за нами на соседнюю площадку, мы прям оттуда и уехали. Самокат забыли. Вернулись через час, уже темно. никто уже не гуляет. Самоката нет. Дочь в рев, расстроилась сильно.  И вот я чувствую свою вину, что самокат забыла. Муж говорит, что не надо, ей 5 лет почти, за своими игрушками она уже должна следить сама, а она вечно все везде бросает и забывает. И поэтому не особо ценит свои вещи. И это правда, уже бывало. Самокат нашелся, приятельница его взяла домой, чтобы не украли. Дочку никто не ругал, но воспитательный момент получился. Мы попросили ее написать объявление, чтоб вернули самокат, и вечером она готовила вознаграждение для нашедшего (сок и конфету).  Так вот вопрос: где заканчивается ответственность родителей и начинается ответственность детей? Она ведь у них тоже должна быть, пусть небольшая, по возрасту, но должна. Мне интересно про оба случая, потому что у меня тоже дети с такой же разницей, и ситуации бывали разные. И роняли друг друга они, и палец даже ломали..

197
Карпова КарповаЩастье материнства

Иногда читаю паблик с таким названием. Немного цитат. "Отношение к матерям почти как к отбросам. И когда в вас и вашем ребенке хоть раз в месяц видят живых людей, а не орущий сгусток энергии и якобы неадекватную женщину- хочется реветь в голосину от человеческой благодарности. Моя дочь адски спокойна в общественных местах с рождения. Мы тихо обсуждаем виды за окном в транспорте, молча сидим в очереди в поликлинике и не орем даже после прививки. И все равно всегда есть недовольные люди, которых мы бесим. Бесим тем, что медленно поднимаемся по лестнице. Бесим, что зашли в автобус, а значит надо уступить (да ради бога, мы и стоя проедем). Я даже брата мужа бешу (живет с нами он и девушка его). Бешу, потому что прошу следить за их котом. Дома вечная вонь от неубранного и дешевого наполнителя. А еще он неделю не дает спать ночами. Орет и дочь будит. Она пугается и плачет. Прошу урезонить кота- в ответ ты "яжмать". Никогда до детной жизни не думала, что общество так относится к матерям." * "У сына обнаружили аллергию на кота. Кот с нами 7 лет, сын - в два раза меньше. Нет, я, конечно, их не сравниваю, сына люблю больше всех в мире, но кот - это тоже член семьи. Сын не чешется, не чихает, он просто беспросветно и тяжело болеет, потому что воспалённая аллергическая слизистая цепляет все вирусы. Если ничего не изменить, впереди бронхиальная астма. Я так надеялась, что мои родители согласятся взять кота к себе - у них дом в деревне, кот воспитан, беспроблемное в плане поведения, еды, туалета животное. Но Мама не хочет ни в какую: она не хочет шерсть по всему дому (да, у нас огромный породистый пушистый кот), не хочет запах кошачьего лотка, просто не хочет. Папа болеет и с трудом обслуживает сам себя, поэтому понятно, что уход за животным лёг бы на мамины плечи, а с папы - нежность, любовь и ласка (папа любит животных). И Мама не хочет брать на себя этот груз. Отдайте его, говорит, в добрые руки. А я не могу. Это как родителей сдать в дом престарелых - в добрые руки врачей, отвечаю я ей. Не понимает. Мы с этим котом многое пережили, я не готова его бросить, вычеркнуть из своей жизни, предать. Отдать чужим - это предательство для меня. Я хочу его видеть, знать, что у него все в порядке, чесать ему за ушком хоть иногда - он дорогое мне существо. Конечно, родители ничего нам не должны. Но ведь это они учили меня, что мы в ответе за тех, кого приручили...А теперь хотят научить предавать близких. Но зато на словах все так любят внука и готовы ради него на все. Видимо на все, кроме кошачьей шерсти в доме. Тупик." * "У сына очень тяжело лезут зубы. Уже полтора месяца все никак не прорежутся верхние резцы. Я уже похожа на зомби с бессоными ночами. Он плачет каждый час ночью, очень тяжело успокаивается. Нурофен не помогает, калгелем часто мазать нельзя, холисал рано. [Удалено модератором ] Но самое прекрасное в этом[Удалено модератором ]  конечно же нитакой. Сказал мне сегодня "блин, скорее бы у него зубы прорезались, а то я так сильно не высыпаюсь!" Че? Не высыпаешься? Да это я сына качаю на руках, когда он плачет. А эта  [Удалено модератором ]только переворачивается на другой бок и дальше спит. А на выходных он сказал настолько дикую [Удалено модератором ] что наверное сам не понял. Стоит, чешет пузо и говорит "торжественно назначаю нашу маму ответственной за то, что у ребенка никак не прорежутся зубы. да, сын? это все мама виновата, что у тебя никак зуб не вылезет!" Боже мой, как же я орала... Мало того, что я  [Удалено модератором ]знает сколько сплю по паре часов в сумме каждую ночь, папаша ни разу не встал ребенка успокоить, а поскольку [Удалено модератором ]  не до чего, он придумал вот этот вот вброс. Так этот  [Удалено модератором ] еще и обиделся на меня, типа и ачоятаковасказал?" * "Сыну 11 месяцев. Он бьёт меня головой, щипается ужасно больно, кусается. Я дергаюсь от любого его прикосновения, я не хочу его трогать, ни то что на руки брать. Я о нем забочусь, но все делаю через силу. Меня не радуют его улыбки, мне наплевать когда он орет. Мне хочется просто чтоб мне не делали больно. Он мне доказал, что роды - это не боль вообще. У меня теперь болит просто все, я вся в синяках и так уже два месяца. И он не засыпает, если не щипается и не кусает. И он не может орать и не бить именно меня головой. Я так хотела много детей, но теперь точно никогда после него у меня детей не будет. Надеюсь я полюблю его когда нибудь..." Зачем я это здесь цитирую? Девочки, мои дорогие, я вас умоляю. Рассказывайте своим дочерям и сыновьям (и сыновьям - ОСОБЕННО!), что материнство - это не только розовые пяточки и душистые младенческие макушки, а еще и вот это все: отчаяние, смертельная усталость, недосып, мужья, вышедшие из берегов, и такое чувство, что жизнь кончилась.

185
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru