Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Без игрушек и мультиков: как живут дети в буддийском монастыре

Эти дети не живут с родителями, у них нет плюшевых мишек, они не играют в компьютерные игры и почти не смотрят мультиков. С 5 утра до 9 вечера они учатся, и совсем не тому, чему учат детей на Западе. Но жалеть их не нужно: маленькие буддийские монахи выглядят счастливее многих своих ровесников. 


Фото: Екатерина Никищихина

Нам удалось побеседовать с Ламой Карма Озер, старшим монахом монастыря Ка-Ньинг Шедруб Линг, расположенного в Непале, неподалеку от знаменитой ступы Боднатх. Ка-Ньинг Шедруб Линг – или, как его здесь называют, «Белый монастырь» – один из самых образцовых тибетских монастырей. Возглавляет его известный во всем мире учитель тибетского буддизма Чокьи Нима Ринпоче.

– Почему родители отправляют детей в монастырь?

– Буддизм живет в Непале уже несколько тысяч лет. Его последователи уверены: становясь монахом, человек приносит огромную пользу себе, своей семье и стране. Так что если хотя бы один из детей в семье способен быть монахом, родители счастливы. 

А сами дети охотно оставляют свой дом?

Некоторые дети сами очень хотят стать монахами, настаивают на этом, даже если семья отправляет их в школу. А некоторые, проведя здесь какое-то время, уходят, и это нормально. Быть монахом – путь не для всех.

Вы принимаете всех детей?

К сожалению, наши возможности пока не позволяют взять всех желающих – к нам ведь едут со всех Гималаев. Сейчас у нас обучается более ста двадцати монахов в возрасте от 7 до 15 лет.

Во время загрузки произошла ошибка.

Легко ли дети привыкают к новой жизни?

Первое время многие очень скучают по дому, плачут. Мы стараемся создать такую атмосферу, чтобы они почувствовали себя здесь дома. Обычно им требуется недели две, чтобы привыкнуть, а потом они втягиваются: новые друзья, учеба… Скучать становится некогда. Через несколько месяцев, когда предлагаем им поехать домой на каникулы, многие говорят: «Я хочу остаться в монастыре, у меня здесь друзья, мне интересно с ними играть!»

Во что они играют? В монастыре есть игрушки?

Игрушек как таковых нет. А играют они в те же игры, что дети играли всегда – бегают, бросают мяч. Мы не думаем, что им нужно что-то еще: они много двигаются, общаются друг с другом. В результате вырастают здоровыми и открытыми людьми. Это лучше, чем часами играть в компьютерные игры.

Вы считаете, что компьютерные игры – это вредно?

Думаю, что в большом количестве – да. Я видел детей, которые только и делают, что сидят в комнате и играют. Они не общаются друг с другом, и в результате чувствуют себя обособленными. Им трудно делиться с другими, проявлять тепло в общении. К тому же, многие компьютерные игры основаны на агрессии – драках, войнах. Впечатление от таких игр откладывается в уме, а потом проявляется в виде тревог, страхов, нервозности. Это может сказаться даже во взрослом возрасте: когда у человека нет гармонии с миром, его жизнь пронизана чувством одиночества и незащищенности.

А кино дети в монастыре смотрят?

По выходным, если захотят. Мы выбираем для них познавательные фильмы, в основном – географические. А самые маленькие любят индийские мультфильмы.

Что вы делаете, если дети не слушаются?

Если, например, ребенок выходит за территорию монастыря, учителя ему объясняют, что это опасно, и что и мы, и семья за него беспокоимся. Как правило, первого предупреждения хватает. В самом крайнем случае вызываем родителей. Иногда отправляем ребенка на полдня посидеть одному в комнате, подумать. При этом главное, чтобы ребенок чувствовал любовь учителя, даже когда тот сердится.

Фото: Екатерина Никищихина

Я читала, что раньше в монастырях детей наказывали палкой.

Когда-то так было. Сейчас мы этого не делаем.

В чем особенность монастырского обучения?

Это не образование ради образования. Наша главная цель в том, чтобы дети выросли счастливыми и принесли пользу миру. В данном случае, это означает – научились применять учение Будды в повседневной жизни.

Как в соответствии с учением Будды вырастить счастливого человека?

Будда говорил, что гармонию и опору нужно искать в своем сердце. Внешние явления обманчивы и переменчивы. Тот, кто полагается на них, неизбежно будет страдать, независимо от материального состояния и положения в обществе. Так, мы видим много успешных людей, у которых есть все, что они пожелают, но они не очень-то счастливы. Путь к гармонии лежит через познание своего собственного ума, умение преобразовывать разрушительные эмоции – гнев, неведение и зависть – и быть теплым, сердечным человеком.

Как построено образование?

Пять-шесть лет дети учатся в начальной школе. При этом, семилетние могут сидеть за одной партой с пятнадцатилетними, если они начали учиться в один год. С 5 утра до 9 вечера дети изучают разные предметы: чтение, письмо, английский язык, и, прежде всего, письменный тибетский язык, на котором написаны традиционные буддийские тексты и ведутся ритуалы.

Далее средняя школа, она занимает три года. В это время ребята изучают буддийскую философию, ритуалы, учатся лепить торма (фигуры из масла и муки, используются как подношения во время ритуалов) и играть на ритуальных инструментах.

Далее у них есть выбор: можно пройти философский курс, который длится 9 лет, и стать лопоном (учителем), а затем, через несколько лет, возможно, кхенпо (наставник, глава монашеской общины). Можно остаться работать в монастыре или пойти в трехлетний ретрит (уединенная медитация).

С какими сложностями вы сталкиваетесь, когда ученики становятся подростками?

Фото: Екатерина Никищихина

– Конечно, это трудный возраст: у человека начинаются очень сильные эмоциональные качели. Кроме того, подростки подвержены дурному влиянию, и мы стараемся оградить их от этого. Объясняем ребятам, что увлечение алкоголем и наркотиками – это недальновидно и может разрушить красоту их будущего. Если человек дальновиден и заинтересован в духовном образовании, то он и сам знает, что дисциплина – в его интересах. Ему нравится вести себя правильно, в этом случае он собой доволен.

– А если «дипломированный» монах захочет уйти из монастыря, жениться?

– Большинство наших учеников понимают, что мирская жизнь только внешне выглядит привлекательной: если посмотреть глубже, в ней обнаружится много трудностей, много ответственности. Но если человек, понимая все это, действительно хочет уйти, мы не возражаем. Такое случается, хотя и не часто, примерно раз-два в год. Мы счастливы, что дали человеку образование, и теперь он может делиться знаниями с другими. Например, стать «нагпа» (лама-мирянин). Для нас главное, чтобы наш ученик никогда не оставлял медитацию, и я сейчас говорю не только о непосредственно занятиях ею. Медитация означает осознанность, наблюдение за своим умом и правильное поведение в любой момент повседневной жизни.

Какое поведение вы воспитываете в монахах?

– Доброту к другим. Нам всем свойственно считать себя самыми главными: например, стоит нам чуть заболеть, и мы сразу так нервничаем! Наш мир делится на «мы» и «другие», «свои» и «чужие». С помощью образования и медитации мы постепенно избавляемся от этих ограничений, учимся распространять любовь не только на ближнее окружение, но и на всех живых существ. Развиваем в себе так называемую безусловную любовь.

Нужно ли обладать верой, чтобы стать монахом?

Сам по себе буддизм – не столько религия, сколько наука об уме (когда тибетцы произносят слово «ум», они показывают на сердце). Он основан не на вере, а на стремлении открыть правду посредством личного опыта и размышлений. Так, чтобы понять все о лимоне, недостаточно прочитать о нем и его увидеть: нужно почувствовать вкус. Так же и здесь – если человек открыл правду учения Будды, почувствовал его «вкус» тогда у него появляется непоколебимая уверенность. А на пути к этому открытию верить не обязательно: вполне нормально быть скептиком.

С чего начинается понимание учения Будды?

Учение Будды основано на понимании пустоты всех явлений, то есть – на их взаимозависимости и изменчивости. Каждое событие не существует само по себе, отдельно от других: оно обусловлено множеством факторов. Все, что проявляется, имеет причины и следствие, и, кроме того, постоянно изменяется.

Это только на поверхностный взгляд мир выглядит постоянным: если вглядеться пристально, перемены происходят каждую секунду. Так, мы с вами уже не совсем те люди, что начали этот разговор. Мы за это время изменились, хотя можем этого и не чувствовать. Нужно много учиться и медитировать, чтобы действительно понять, как все это работает.

Фото: Екатерина Никищихина

Какому видению мира учат в монастыре?

Этот взгляд отличается от западного. На Западе люди уверены: существует только то, что можно увидеть глазами. Мы же основываемся на философском учении Будды, Абидхарме. Оно говорит, что наше человеческое восприятие очень ограниченно, а пространство безгранично. Существует очень много миров, которых мы в силу своей ограниченности видеть не можем. Вот мы сейчас с вами сидим, и вы, наверное, думаете, что в пространстве вокруг нас – пусто. А Абидхарма говорит, что нас постоянно окружает множество существ, которых мы не видим. Звучит странно? Но ведь если мы просто посмотрим в микроскоп, то увидим мир совсем другим.

Принимаете ли в монастырь западных детей?

Если ребенок заинтересован и его семья согласна, то почему бы нет? Учение Будды – для всех.

История монашества от учителя Шераба Гьямтцо

Я родом из Тибета, а мы, тибетцы, уверены в истинности учения Будды. Мама привела меня в монастырь, когда мне было 11 лет. Спросила, хочу ли я остаться там. Я испугался: «Значит, я останусь, а ты уедешь?» Она сказала: «Нет, я буду жить рядом». Сначала мне было страшно: я стеснялся, ведь я ничего не знал о монастырской жизни, вокруг были какие-то чужие люди... Но когда мама отвела меня к Чоки Нима Ринпоче (Ринпоче – драгоценный учитель), я сразу почувствовал себя хорошо. Тот спросил: «Хочешь быть монахом?» Я кивнул, хотя не очень представлял, что это значит быть монахом. В монастыре мне вскоре понравилось, он стал для меня домом. Через три года мама вернулась в Тибет, а я остался здесь, в Непале.

В детстве я почти не выходил за территорию монастыря: зачем? Здесь я учился, играл с друзьями.

Учиться мне вначале не очень нравилось. Я любил бегать и лепить торма. Интерес к учебе проснулся, когда я стал постарше и поступил в шедру (учебное заведение — Прим. ред.).

Сейчас я учитель, а это значит, что я отвечаю за жизнь и поведение детей, за их будущее. Стараюсь учить так, чтобы им было интересно, ведь я по себе знаю, каково быть непоседой. Учителя в монастырях, как правило, весь урок только говорят, а детям трудно долго слушать, не отвлекаясь, поэтому я «разбавляю» уроки разговорами с моими учениками, мы обсуждаем буддийские тексты не только с традиционной точки зрения, но и делимся друг с другом своими мыслями.

Также читайте правила и советы по воспитанию от тибетского ламы.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
101
Нэт
Это не у них пару лет назад шли уголовные дела из-за педофилии?
СсылкаПожаловаться
swetlana buklan
В ответ на комментарий от маленький гном История переписки2
маленький гном
Непал - бедная страна, земля сктоводов и крестьян. И монастырь для многих родителей - это шанс дать ребенку престижное духовное образование, более счастливую, качественно новую жизнь
СсылкаПожаловаться
Была в Непале, как и во многих других непонятных нам странах с принципиально чуждыми нам конфессиями. Сдается мне, что люди там ловят кайф просто от самого существования в этом мире. Так что вы приписываете им наш прагматичный взгляд на вещи. В том числе и по части "дать ребенку шанс".
СсылкаПожаловаться
Айрис
В ответ на комментарий от ...
...
Буддизм, христианство, мусульманство... Да, это всё официальные конфессии. Нравится православным или нет, но у нас есть прекрасный народ - буряты! И они буддисты. И говорить о том, что буддизм - не религия, значит проявлять неуважение к народу России. В каждой религии есть недостатки, в каждой религии есть недостойные люди, фанатики и те, кто прикрываясь религией, обманывают народ, удовлетворяя свои корыстные интересы. В православие нас тоже есть попы, которые ездят пьяными на мерседесах, сбивают людей, ездят в сауну к девочкам. Такие люди есть в любой религии, так как соблазн велик. И для некоторых священников храм - лишь место заработка, они воспринимают это как работу. И зачем по таким людям судить обо всех христианах, мусульманах, буддистах? Ведь Иисус был не такой, и Будда был не такой. Они учили состраданию к ближнему. И буддисты, кстати, доброжелательно относятся к христианам, они говорят, что христианин может быть буддистом, не отказываясь от вероучения Христа. Любой христианин может медитировать и молиться, верить в Бога. Но только православные не терпимы к другим конфессиям. Это все гордыня и глупость, если хотите.
СсылкаПожаловаться
Полностью с Вами согласна.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
Моя БатошаКрик души!!!

Вот сижу и реально плачу уже. Так мне надоело моё плохое самочувствие.  Да да, и я про это. В последнее время чаще стали появляться на форуме подобные темы. И гинеколог говорит, что тоже в последнее время очень много женщин стало с паническими атаками и всем вытекающим. Блин, я даже операцию по удалению миомы и кисты яичника отложила до зимы, в надежде , что моё психологическое состояние наладится. Но оно не налаживается.!!! Даже и не знаю с чего начать. Я по жизни гипотоник. И вот с этого лета началось. Повышается давление ( до 165 доходило). Очень плохо при этом. И ПА бывают. Тахикардия. Чуть-ли не каждый день болит голова. И вообще ВСЁ болит. И сердце. И где-то в лопатке. И рука левая иногда ноет. И кажется желудок. Ну, в общем, проще сказать что НЕ болит. Вот я чувствую себя как бабка старая.  Сейчас наверное буду сумбурно писать и всё в кучу. Такой тип нервной системы мне достался от папы. Но раньше как-то более менее нормально жилось. Может возраст уже? Мне 34 недавно исполнилось. 6 лет назад у меня погиб муж. С тех пор я не живу, а существую. Если можно так сказать. Вообще всю жизнь у меня папа с давлемером. То приступы сердечные со скорой помощью. То есть это я наблюдала всё детство. Постоянный страх, что он умрет.  Может это наложил сильный отпечаток. У меня постоянный страх смерти. Да, знаю, надо идти (нет, уже бежать) к психиатру. В поликлинике от врачей никакого толку. Никуда не направляют. Выписывают таблетки от давления и всё. А на платных у меня уже деньги кончились. Ну вот. Такое самочувствие причем идет с периодичностью. Например недели 1.5 хреново, колбасит, давление, и т.п. Потом недели 1.5 более менее нормально (но не так хорошо, как хотелось бы). В общем, можно много чего еще написать. И про все болячки, ощущения, жалобы. Но это будет слишком долго.  Я думаю многие понимают о чем я. Что хочу? Наверное такие же истории, в которых вам удалось с этим справиться. Каким образом? Неужели это и вправду ВСД? Может это такой переход из гипотоника в гипертоника? (Говорят, что все гипотоники становятся гипертониками) Что можно обследовать? Может -ли быть из-за спины например? Я еще ее не обследовала. Помогите чем могите!!! Р.S. как вы себя чувствуете? 

184
Дайко ИнсидоваПросто поддержать ! (поиск работы)

Уехала. Ищу работу. Не получается найти.Изначально я не получила достойного глубокого образования, а по полученному образованию и диплому не работала по специальности.И сейчас мне не хватает знаний и уверенности в себе чтобы найти достойную работу.  Отсюда страх и неуверенность в себе, и в будущем, и в работе, что справлюсь, да и во всем,что составляет сегодняшний и завтрашний день, (настоящее и будущее).                                         И Таких как я, здесь пол-города. Чем работодатели пользуются. По простым работам:  везде где искала столкнулась с тем, что почти везде ставят план продаж (да- любой план для выполнения), выполнишь -останешься дальше работать.Куда ни хожу стажировка 1 -2 недели везде неоплачиваемая. Или графики такие что выжимают все силы по 15 часов каждый день.  Недавно читала такое объявление: Нужен воспитатель и хореограф в одном лице. График работы с 7-30 до 18-00 каждый день.И предлагают такие завуалированные тяжелые требования (в самих условиях работы).Потом другое: продавцом с 8 -00 утра до 22-00 вечера каждый день. Это по простым работам и то неизвестно оплатят или нет. Короче очень трудно.Мне нужен стаж и пенсионные отчисления, но хотелось бы и работу по душе и с нормальным графиком. Пишу чтобы просто поддержали.Сегодня вот ходила по городу, намерзлась.Пишу.   

157
Доброе утроРоднее родных?

У меня есть проблема. А может и нет, и проблема лишь в людях меня окружающих. Я безумно люблю своего сына - усыновленного в младенчестве. У нас с мужем есть ещё свои кровные две дочери, но сына я люблю особой нежной любовью: сердце за него болит ежедневно. Не подумайте плохо, я и дочек обожаю,  но мой мальчик для меня как воздух - какая-то панически-бещенная любовь, и все мысли о нём... Сейчас моей радости уже 8 лет, учится во втором классе ( пятёрки по всем предметам в этой четверти, в прошлой было две четвёрки). Занимается в разных спортивных секциях и ращвивпющмх студиях. Родственники не приняли моего сына, скорее из-за того, что ребёнок из детского дома оказался  лучше их детей : умнее, красивее, успешнее... Это тяжело пережить. Периодически обвиняли меня в неправильном отношении к дочерям , неправильном воспитании и отношении к приемному ребёнку, и в конце концов, мы рассорились и более не общаемся.  Отправлю его в школу и чуть не плачу, думаю о нём, не обидят ли, не причинять вред? Как с этим жить?  Не понимаю, в чём я не права? В том, что всей душой приняла ребёнка? В том, что смогла полюбить не кровного ребёнка сильнее родных? В том, что моё сердце болит за него?  Мамы приемных детей, откликнитесь! Может это у меня пройдёт, всё временно, я сильно его опекаю и не вредна ли ребёнку такая гиперопека? 

148
Енот-полоскунРазвод? Депрессия?

Доброе время суток!  Меня раздражает мой муж. Вместе 15 лет. Двое детей 7 лет и 1 год. Муж старше меня на 10 лет. Муж работает, зарабатывает и обеспечивает семью, я сейчас в декрете. В начале нашей совместной жизни мы расставались, жили раздельно почти год. Все это время муж уговаривал меня вернуться, обещал все изменить в наших отношениях. До рождения первого ребенка, все было нормально. Родился сын, между нами были ссоры, но все решалось на уровне беседы. Шли навстречу друг другу. Перед рождением второго ребенка появились первые звоночки, но я списала на кризис среднего возраста. После рождения второго ребенка все мои попытки проговорить возникающие проблемы провалились. По словам мужа, я все надумываю и придираюсь, всё чем я не довольна не стоит выведенного яйца и вообще «сама дура». На любые просьбы два ответа «А как другие?» или «Бери детей и сама, ты же в отпуске!». Устала, в постоянном напряжении, ничего не хочу делать. Ловлю себя на мысли, что буду рада любому предлогу, чтобы подать на развод. Идти есть куда, детей обеспечить смогу сама. К психологу не пойдет, проблем в семье не видит. Разговоры не помогают. Считает, что «сама придумала, сама обиделась». Все временно, все пройдет. А мне надоело наступать себе на горло, идти на уступки, и глотать обиду. Худшее во всей ситуации то, что сын начал себя вести так же (правда в меньшей степени). Папа для него авторитет, свет в окошке. Сама не знаю как поступить…. Все друзья и знакомые считают, что с мужем повезло. Не пьет, не бьет, не изменяет, деньги зарабатывает, все в семью... Просто хочу послушать мнение посторонних людей. Действительно дура с жиру бешусь или надо "резать не дожидаясь перитонита".

146
Н НСвадебное платье для второго брака

Каким должно быть платье для второй свадьбы? Понятно,что не белое,не пышное,без шлейфа и фаты. Какого цвета? Длинное или короткое? У кого какое было,поделитесь впечатлениями

123
Мышь ШерстянаяНужно ли вообще высшее образование?

А не слишком ли больше значение современное общество, т.е. мы, придаём высшему образованию, ориентируя детей поступать? Все эти курсы, репетиторы. У меня в окружении только половина работает по специальности, у остальных оно так для вида: «я закончила и я молодец, именно поэтому у меня такая работа».

108
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru