Как рассказать детям об искусстве

Очень хочется познакомить детей с Прекрасным как можно раньше, чтобы сформировать и вкус и эстетические пристрастия. Как лучше это сделать – читайте в нашем сегодняшнем книжном обзоре.

«Открываем Ван Гога»
Катерина Яннику, перевод Александра Глебовская
Издательство «Поляндрия», 2013

vanGog
Источник: Migration

Эта книжка открывает целую серию под названием «Мой первый музей», которую выпустило издательство «Поляндрия». Она небольшого формата, но для того, чтобы просмотреть с малышами и не заскучать – в самый раз.

В книге размещены всего шесть картин Ван Гога, но зато самые известные: «Звездная ночь», «Ваза с пятнадцатью подсолнухами», «Спальня в Арле» и другие. И хотя, быть может, названия эти не очень на слуху, но зато картины – те самые, которые предстают в воображении при упоминании имени великого художника.

Рядом с каждой картиной опубликован простой четырехстрочный стишок, характеризующий произведение искусства. Помимо стихотворения, тут присутствуют небольшие задания: к примеру, читателям предлагается найти на картинах дома, луну, звезды или кровать, в зависимости от того, что на ней изображено.

Автор книги, Катерина Яннику, сначала предлагает ребенку самостоятельно полистать книгу, а потом уже разглядывать и обсуждать картины вместе со взрослыми. Главное, как можно чаще повторять имя художника, чтобы оно быстрее уложилось в памяти у ребенка. Так что теперь я хожу за своим четырехлетним сыном и без конца повторяю «Ван Гог, Ван Гог, пошли смотреть Ван Гога». Надеюсь, что делаю я это не зря.

«Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачевым»
Издательство «Дрофа-Плюс», 2012

prog
Источник: Migration

Оказавшись впервые в самой известной Московской картинной галерее, можно легко заблудиться и растеряться. Чтобы избежать этого, перед посещением Третьяковки я настоятельно рекомендую прочитать книгу поэта Андрея Усачева.

Здесь каждой картине посвящен отдельный разворот. Это сделано для того, чтобы у ребенка была возможность не только панорамно осмотреть картину целиком, но и заострить его внимание на маленькие, незаметные с первого взгляда, детали. Для того, чтобы любоваться картиной было интереснее, ей посвящено небольшое стихотворение, описывающее события, изображенные на ней.

Детям очень важно понимать, что происходит на картине: почему Аленушка сидит на камне и плачет, что думает мама двоечника с известной картины художника Решетникова, и что за девушка такая по имени Европа. А еще благодаря книге можно узнать, как называются художники, изображающие военные сюжеты, что такое «кубизм» и как выглядят натюрморты.

Прочитав «Прогулки», можно смело идти в Третьяковскую галерею и искать знакомые произведения искусства.

«10 картин и красный мяч»
Мари Селье, перевод Михаила Яснова
Издательство «Clever», 2014

10_myach
Источник: Migration

По страницам этой книги путешествует красный мяч. В круглые отверстия мы видим не только его, но и какие-то другие загадочные детали картины, например, звезды, лицо мужчины, ноги или какие-то «каляки-маляки».

Переворачиваем страницу, и вот картина перед нами целиком. Выясняется удивительная вещь: то, что нам казалось за закрытой страницей мячом на самом деле оказывается сердцем, украшением на шляпе, или чем-нибудь еще.

Автор книги, Мари Селье, приглашает читателей поиграть в интересную игру, а заодно познакомиться с картинами художников начала XX века: Пикассо, Матисса, Шагала, Малевича, Кандинского и других. Небольшой стишок комментирует каждую картину и помогает лучше ее понять. Это немаловажно даже для взрослых: творчество художников этого времени реалистичным назвать сложно – без пояснения не разберешь, что эти линии и закорючки – на самом деле женщины или птицы.

«Я, Хуан де Пареха»
Элизабет Бортон де Тревиньо, перевод Ольги Варшавер
Издательство «Розовый жираф», 2012

Pareha_cover_new-1
Источник: Migration

В XVII веке в Испании жил художник по имени Диего Веласкес. Он был, ни много ни мало, придворным художником испанского короля и блестящим живописцем, настоящим мастером своего дела. Мастер – так его, собственно, и называли. Причем не только ученики, но и главный товарищ и друг – Хуан де Пареха.

Хуан провел большую часть жизни возле Мастера. А все потому что он был его рабом. Веласкес взял его к себе еще ребенком, и с той поры верный Пареха не отходил от Мастера ни на шаг. Он учился смешивать краски, натягивать полотна, любил смотреть, как работает Мастер, и исполнять его редкие, немногословные указания.

Современная американская писательница Элизабет Бортон де Тревиньо написала повесть, или даже, скорее, фантазию о том, как могла бы течь жизнь в Испании с ее донами и дуэньями, бархатом и шелками, зонтиками-парасольками и столовым серебром. Пышно и торжественно ведется повествование, из которого читатель узнает и о работе, и о мастерстве художника, и о жизни королевского двора, и просто о нравах и обычаях той эпохи.

Для тех, кто учится в художественной школе, или просто ничего не знает о художнике Веласкесе, эта книга станет настоящим подарком. В ней собраны потрясающие репродукции самых известных картин живописца. Их очень интересно рассматривать, особенно после рассказа о философии света и тени, которой придерживался Мастер, об особенностях его игры с цветом и, наконец, о том, как трепетно художник относлся к изображению людей на портретах. В книге встречаются не только незнакомые термины, значения которых заботливо выписаны на полях, но и понятия или исторические персонажи, о которых надо обязательно прочитать в конце книги.

Глаза моей тринадцатилетней дочери при виде этой книги загорелись неподдельным интересом и азартом, она прочитала ее от корки до корки, а потом еще отнесла своей учительнице по рисованию.

Обозреватель книжных новинок