Мы пользуемся голосом каждый день. Говорим, поем, кричим, выражаем свои эмоции и мысли. И это самое яркое, самое трудное самовыражение. Дети слушают и повторяют за нами. Однако далеко не все взрослые правильно пользуются своим голосом.
1. Не сдерживайте свои эмоции
Взрослые привыкли сдерживать свои эмоции, особенно негативные. И так же начинают поступать впоследствии наши дети.
Когда человек изменяет голос, он раскрывается перед миром и – перед своими детьми. Они очень чувствительны к таким изменениям.
Меняя голос, вы меняете и отношения с ребенком. И подаете ему пример. Если родитель открыт миру, то и ребенок, повзрослев, не закроется. Ребенка важно научить выражать свои эмоции. Так вы поможете ему избежать очень многих проблем в будущем.
2. Не бойтесь злиться
– Не бойтесь своих негативных эмоций. На самом деле, плохих и хороших эмоций не существует. Они все нам нужны. Они сигнализируют о том, что с нами происходит, – считает Юля Комбарова.
Например, злость – это очень хорошая эмоция. Важно позволять и себе, и ребенку проявлять ее. Можно попробовать выражать злость через песни или крик в подушку, чтобы выплескивать накопившееся, прорабатывая таким образом внутреннюю зажатость.
Хорошо, когда мама знает, как выразить свою злость, и может вовремя распознать ее, не дав перерасти в неконтролируемую ярость. Когда мама понимает, что сейчас у нее вспыхнула негативная эмоция, нужно выдохнуть, мысленно досчитать до десяти и сказать ребенку: «Дорогой, я сейчас чувствую злость, потому что хотела чего-то, но у меня это не вышло. Мне сейчас нужно несколько минут, чтобы продышать свою злость. Ты здесь не виноват. Я тебя по-прежнему люблю. Ты по-прежнему для меня самый хороший».
3. Следите за интонациями
Не меньшее значение имеют интонации. Иногда мы невольно выдаем ими те эмоции, которые не осознаем. Причем не осознаем годами. А ребенок поглощает все эмоции, которые вы ему транслируете. Следите за своими интонациями, анализируйте свои чувства, чтобы посылать ребенку правильный сигнал.
– У меня есть такое упражнение, которое я предлагаю тем, кто приходит ко мне петь. Прошу прислать мне 10 песен, которые хочется исполнять. И часто выясняется, что все эти песни об одном и том же. То есть у человека есть некая важная эмоция, которая не проработана им до конца, – объяснила Юля Комбарова. – И через песни мы эту эмоцию прорабатываем, чтобы она не сказалась на взаимоотношениях с детьми.
4. Пойте
Когда мама поет ребенку колыбельную, он слышит ее голос и успокаивается. И ему неважно, как она поет, фальшивит или нет. Но когда дети становятся старше, мамы начинают стесняться им петь. А уж если ребенок однажды сказал: «Мама, не пой, пожалуйста»...
– В этом случае ребенок мог что-то считать с голоса. Интонацию какую-то, фальшь. Вот ему и не понравилось, как мама поет, – рассказала Юля Комбарова. – Когда мамы просто поют с любовью своим младенцам, то раскрывают перед ними свою душу. А затем своим стеснением они неосознанно ставят барьер между собой и своим ребенком.
Не бойтесь петь своим детям, причем желательно разные песни: и веселые, и грустные. Иногда нужно ребенку нужно погрустить. Обнимите его и спойте вместе печальную песню.
5. Тренируйте голос
Голос бывает грудной и головной. Если мама говорит высоким голосом, использует высокие частоты, это значит, что она больше использует головной голос. Он высокий и звонкий, как у ребенка.
– Я применяю еще такой термин – «детский» голос. Это когда грудной голос совсем не развит, – объяснила Юля Комбарова. – Чем взрослее женщина, тем весомее становится ее голос. «Вес» голоса – это низкие частоты, грудной голос.
Как показывает практика, если у взрослой женщин детский голос, это может говорить о том, что в чем-то она еще не повзрослела.
У голоса есть несколько характеристик. Например, тембр. Он у каждого человека уникальный. Еще есть привычка использовать только определенную высоту голоса. Например, бывают грубые или писклявые голоса. Это не вердикт, это всего лишь привычка. Голос поддается трансформации довольно легко. Его можно тренировать.
6. Опирайтесь на свой опыт
– Когда мы работаем с голосом, то тренируем в первую очередь опору. На что можно опереться? На свой опыт. Соответственно люди, у которых голос неуверенный, детский, высокий, могут обесценивать свой опыт, не считать его значимым, – отметила Юля Комбарова.
Люди, которые слушают нас со стороны, неосознанно считывают нашу внутреннюю уверенность в себе. Это относится и к нашим отношениям с детьми.
Если у мамы высокий голос, ребенок на подсознательном уровне считывает ее внутреннюю неуверенность и не может воспринимать ее как взрослого человека. А значит – не слушается.
Голос – это лакмусовая бумажка, которая показывает внутреннее состояние родителя. Работайте над ним и над своими отношениями с ребенком.
Читайте также: Как развивать малыша еще до рождения.