Навык. Когда ребенок уже знаком с названиями простейших признаков: цвет, форма, количество, - родители часто успокаиваются, по умолчанию считая, что, раз ребенок знает слова, стало быть, он может легко управляться и с действиями, где необходимы эти слова-понятия.
Однако, одно может сильно отставать от другого: не так-то просто быстро переключаться с признака на признак, анализируя с разных точек зрения один и тот же объект...
Инвентарь. Игра, которая может помочь ребенку натренироваться в сравнении по разным признакам, похожа на домино. Только играют в нее с карточками, на которых изображены разные формы, цвета и количества фигур, например: два зеленых треугольника, три синих круга...
Если набора карточек с разными комбинациями (их нужно штук 40) нет, можно использовать просто цветные фигурки разных размеров, и тогда размер будет третьим признаком вместо числа, например: большой красный квадрат, маленький синий прямоугольник... Наконец, вас выручит набор кубиков. А самое простое: купите игру «Сет».
Правила.
Правила самой игры СЕТ слишком сложны для маленького ребенка, но мы можем использовать набор карточек из нее, чтобы играть по своим правилам. Можно заниматься с малышом, отобрав только карточки с полностью закрашенными фигурами, и использовать три признака: цвет, форму и количество.
1. Сначала нужно рассмотреть с ребенком набор карточек, проговорить эти слова-понятия, означающие признаки, обсудить, какие варианты есть в наборе. Дети могут узнать слова «ромб», «овал», ну а третий вариант можно договориться называть как угодно, хоть «пиявкой», например. Нам важно в этой игре не выучить названия разных форм, а научиться сравнивать картинки по разным признакам.
2. Потом нужно договориться, в каком порядке используются признаки. Приготовьте три игрушки, означающие их, например: кубик – форма, калейдоскоп – цвет, игрушечные счеты – количество. Обязательно обсудите с ребенком, почему эти игрушки означают такие признаки, что эти предметы ему напоминают.
Поставьте игрушки «в очередь»: первой – ту, чей признак используется первым. Например, это кубик – знак формы. За ним будет стоять калейдоскоп - цвет, потом счеты. Теперь вы готовы раздать карточки.
3. Сдайте каждому игроку по пять-семь карточек, втемную, как сдаете кости в домино. Следующую карту в колоде откройте и положите на середину стола: с нее вы начнете цепочку.
Тот, кто ходит первым, должен положить к этой карточке одну из своих, одинаковую с ней по первому признаку в очереди (то есть, если у нас первым стоит кубик, тогда по форме).
Например, если на столе лежит карточка с двумя зелеными ромбами, то рядом можно положить любое количество ромбов любого цвета. И вот - выложена карточка из трех красных ромбов.
Положив карточку, игрок убирает кубик в конец очереди, за счеты, и теперь у нас важным признаком становится признак калейдоскопа – цвет. Второй игрок обязан положить на стол красную карточку любой формы с любым количеством фигур... И так далее.
4. Если у игрока нужной карточки нет, он, как в домино, «ходит на базар», то есть, добавляет себе карточки из колоды. Ну а выиграет тот, кто сможет избавиться от всех своих карточек.
5. Игра очень похожа на домино. Только в ней нужно постоянно менять признак сравнения карточек. Обязательно нужно обсуждать с малышом все ходы, изменения критериев сравнения, давать возможность осмысленно исправлять ошибки. С течением времени вы с ребенком будете играть все быстрее и точнее. И это хорошо.