Игры для детей от пяти лет: учимся распределять время

Проблемы с распределением времени есть у множества детей и взрослых. Выполняя, например, тестовое задание любого уровня сложности, иногда нужно рассчитать, в какой момент остановиться, оставить трудную задачу, и решить сначала легкие, чтобы побольше успеть. В школе этому не учат, и слишком часто мы слышим в качестве оправдания невысоких оценок: «не успел».
Коррекционный педагог
21219389021a80fde39b1ce615f2553f
Источник: Migration

Навык

Разумно начать учить ребенка распределению времени в совсем нежном возрасте; когда он еще не поймет самого этого выражения «правильное распределение времени». Ему и не надо понимать. Ребенок может научиться интуитивно оценивать важные для распределения времени параметры: темп своей работы, поставленные временные ограничения, более и менее «времязатратные» компоненты деятельности.

Правила

1. В предлагаемую игру удобно играть с двумя детьми одновременно. Каждый из детей получает от взрослого рабочую страницу и два цветных фломастера. Рабочие страницы перед каждой игрой готовит взрослый, это занимает минуты две, потому что они очень просты:

•на листе бумаги рисуются две строчки;

•в начале строчек - места для образцов; в эти места вписываются два знака, например, две разные цифры, или две разные буквы;

•для более старших детей можно использовать знаки посложнее: скрипичный ключ, знак параграфа, значок доллара, просто сложный иероглиф;

•разную сложность знаков можно использовать для того, чтобы сгладить разницу между детьми разных возрастов, например: младший получает обычные буквы, а старший - сложные знаки;

•что обязательно: образцы вписываются разными цветами, это важно, потому что смена фломастера занимает много времени в процессе работы.

c7b52d66e877d4e2f8cfff28c87c250f
Источник: Migration

2. У взрослого есть секундомер или часы с секундной стрелкой, а у каждого из детей - пара фломастеров соответствующих цветов. Детям объявляется период рабочего времени, например: полминуты.

3. Далее, по сигналу, дети начинают, каждый на своем рабочем листе, копировать образцы: каждый образец своим цветом и в своей строке. Задача, естественно, в том, чтобы скопировать как можно больше. Но: в зачет пойдут только те копии, у которых есть пара во второй строке.

То есть, например, у вас буквы, сверху «А» красное и снизу «В» голубое. Если вы начнете писать «А-В-А-В», то смена фломастера съест очень много рабочего времени. Естественно, возникает мысль написать подряд несколько раз «А», сменить фломастер, и подписать под ними столько же «В». А буде останется время, продолжать «В», и сменить потом на «А», но это уж как получится...

Вот тут-то и зарыта собака. Потому что очень сложно рассчитать, когда же надо остановиться копировать первый знак и сменить фломастер.

На рисунке выше приведен пример неудачной работы по распределению времени. Хотя ребенок успел скопировать целых 9 знаков, он получил только 2 очка: по числу красно-синих пар. Если его соперник успеет написать всего 7 знаков, но из них получатся 3 пары, он выиграет.

4. Из нескольких проб каждый ребенок должен (с вашей помощью) примерно увидеть, сколько знаков всего ему удается написать за заданное время (промежуток времени должен оставаться неизменным всю сессию), примерно поделить это число пополам, и понять, что на этом числе одинаковых знаков нужно остановиться и сменить фломастер...

5. Играя в следующий раз, можно усложнить знаки, или даже увеличить количество образцов на листе до трех, тогда играть станет еще сложнее. Но что важно: в каждую игровую сессию временной интервал должен быть немного другим.

Если вы все время будете делать «полуминутную» работу, ребенок не сможет научиться гибко планировать свою деятельность. А задача игры именно в том, чтобы выработать у детей умение рассчитывать время в меняющихся условиях.

Об авторе: Лара Шпильберг, коррекционный педагог. «Я занимаюсь диагностической педагогикой, то есть умею научить детей всему, что угодно: считать, читать, писать, понимать сложные науки. Из общения с ребенком мне становится понятно, в чем его сложность, почему не получается. Я придумываю разные игры, которые помогают детям легко и с удовольствием учиться, даже тем, кто сильно отстает в развитии, болен или травмирован.И мне кажется,что результат получается весьма убедительный».