Навыки. Понимание законов расположения предметов в пространстве, сравнение с образцом.
Инвентарь. Набор кубиков, в котором кубиков каждого вида не менее чем два, например: два красных маленьких кирпичика, две большие зеленые «крыши», четыре синих больших кубика, и так далее.
Правила.
1. Такой набор кубиков должен быть разделен между мамой и ребенком строго «поровну», то есть, так, чтобы у вас и малыша было по одинаковому набору кубиков: у каждого один маленький красный кирпичик, одна большая зеленая «крыша», два больших синих кубика, и так далее.
2. Поначалу малышу будет трудно понять, как нужно поделить кубики, поэтому вам придется сделать это самостоятельно. Позже, когда он подрастет, процедура их правильной «раздачи» участникам становится традиционной вводной задачей этой игры. На начальном этапе кубиков в наборе должно быть немного, не больше 4-5.
3. Разложите ваши кубики перед собой и попросите малыша сделать то же самое. Игра начинается со строительства «дома» из двух кубиков.
Медленно, на глазах ребенка, выберите один кубик, например, синий кирпич:
- Смотри, я возьму вот этот кубик... Вот такой большой, синий... Я его поставлю... А у тебя есть такой кубик? Посмотри?.. Вот он, да? Синий? Большой? Такой же кубик. Поставь его как я, в середину.
Теперь выберите, например, красную крышу. Покажите ребенку ее. Расскажите о ней. Предложите выбрать из своих кубиков такой же. Медленно поставьте крышу на свой синий кубик и предложите малышу сделать у себя тоже самое:
- Смотри, я строю домик! Я взяла крышу и поставила ее на мой синий кубик! У меня получился домик! Ты можешь построить такой же домик?..
Подражая вашим действиям, ребенок должен проделать то же самое со своим набором кубиков. Если он будет сначала делать неправильно, помогите ему. Объясняйте, что крышу надо поставить на кубик, а не возле него.
Если ребенок повернул крышу неправильно относительно кубика, поправьте. И сравнивайте все время то, что получается у малыша, с тем, что сделано у вас. Пусть, в конце концов, ваши домики станут совсем-совсем одинаковые.
4. В следующий раз поставьте рядом с зеленым кубиком желтый столбик. Потом добавьте третий кубик: поставьте между двумя красными кирпичами желтую колонну. Когда ребенок научится делать все правильно, предложите ему задать такую же задачу вам: пусть теперь он построит домик, и вы построите такой же из своих кубиков.
Решая задачу, которую вам задаст ребенок, непременно «думайте» вслух:
- Как же это Петенька сделал? Петенька взял сначаааала вот эту круглую оранжевую колонну... Нет... я выбрала неправильно, не оранжевую, а красную. Вот... Такую. Поставил ее в серединку... На нее положил... Дай-ка я посмотрю... Какой кубик?.. Ага, синий. А сбоку поставил зеленый. Вот так! Петь! Я сделала! Посмотри, правильно или нет?
Полезно иногда делать небольшую ошибку. Очень полезно находить ее вместе с ребенком:
- Ой, Петь, это ты правильно смотришь! Что это я??? ... Это же неправильно!.. Я положила сюда синий кирпичик, а надо было, как у тебя, его поставить!!! Точно!.. Ты можешь исправить?..
5. Не стоит наращивать сложность игры до большого количества кубиков, прежде чем вы не научитесь другому способу конструирования по образцу: когда процесс построения домика скрыт от малыша.
Где-то на уровне трех-четырех кубиков нужно поставить между вами и малышом маленькую ширму, чтобы он не видел, каким образом вы строите домик. Покажите образец ребенку только тогда, когда он уже будет готов. Обсудите с ним образец: как же мама это строила?
- Смотри, это как будто синий пароходик. У него две трубы: желтая и зеленая. Что же надо тут сначала положить? Какой кубик? ... Синий, точно. Надо сначала положить синий кубик, а потом на него поставить эти два... Ну-ка, попробуй...
Будьте уверены: большинство детей быстро учится строить из кубиков тааакие конструкции и дворцы, что к их 4-5 годам вам будет не так-то просто выполнять полученные от них задания.