Елка под запретом
Сегодня это кажется невероятным, но были времена, когда установленная в доме елка могла привести к серьезным неприятностям. В период с 1925 по 1935 год елки, которые в России традиционно наряжали к Рождеству, на волне борьбы с религией подверглись репрессиям как «поповский обычай».
Вместе с праздником запретили продажу елочных игрушек и хвойных деревьев, а в канун 7 января по домам ходили специальные комиссии, высматривавшие, не следует ли кто-нибудь «религиозным предрассудкам». Тем не менее, находились родители и даже детсадовские воспитатели, которые рисковали собой и устраивали малышам подпольные елки за плотно занавешенными окнами.
День рождения Нового года
Самый любимый детьми праздник появился в российском государстве 1 января 1700 г. благодаря указу Петра I, а вот его вторым днем рождения можно считать 1 января 1936 г.
Четырьмя днями ранее в газете «Правда» было опубликовано письмо высокопоставленного партийного чиновника П. Постышева, в котором он призывал организовать советским детям к Новому году хорошие елки.
Антиелочную кампанию мгновенно остановили, по всему Советскому Союзу полетели телеграммы с рекомендациями устраивать новогодние праздники в школах и детских учреждениях. В считанные часы после выхода заметки на рынках откуда ни возьмись, появились свежесрубленные деревца, а в магазинах — елочные игрушки. Уже 1 января первые полосы газет украшали фотографии детей вокруг нарядных елок.
Правда, Новый год еще долго оставался сугубо детским развлечением. Всенародным праздником он стал только спустя двенадцать лет, когда 1 января сделали нерабочим днем (каким он и был с 1897 по 1929 годы).
Дед Мороз и Снегурочка родом из СССР
Главные персонажи Нового года в том виде, в каком их из поколения в поколение видели советские дети (а сегодня — их внуки), появились на свет в том же 1936 году. 31 декабря в московском Доме Союзов состоялось торжество, которое заслужило славу главной елки страны (с 1954 года, когда это мероприятие перенесут в Большой Кремлевский дворец, ее станут называть кремлевской).
Там к детям впервые вышел седобородый старик в сопровождении своей маленькой внучки Снегурочки. Там же впервые прозвучало знаменитое: «Елка, зажгись!»
Дед Мороз и Снегурочка не были изобретением советской власти. Их образы создавались по мотивам русского фольклора писателями XIX века: например, В. Одоевским в сказке «Мороз Иванович» и Н. Некрасовым в поэме «Мороз, Красный Нос». А Снегурочку прославила одноименная пьеса А. Островского и опера Н. Римского-Корсакова (но в них она фигурировала как дочка, а не внучка Мороза).
Уже к концу XIX века этих зимних персонажей можно было увидеть на елках и открытках, на страницах книг и в витринах магазинов.
Однако неразлучной парой их сделал именно праздник в Доме Союзов.
Авторы сценария посчитали, что в противовес величественному старцу в длинном одеянии нужен веселый детский персонаж-посредник. Выбор пал на Снегурочку. Из потусторонней ледяной девы ее переделали в шаловливую девочку и назначили внучкой Мороза (что было логично, учитывая его преклонный возраст). Советская Снегурочка помогала дедушке развлекать детей, а им — «зарабатывать» его подарки: разгадывать загадки, спасать украденную елочку, водить хороводы и т. п.
Стишок на стульчике — немецкая традиция
Чтобы Дед Мороз вручил тебе подарок, нужно обязательно дать за него «выкуп»: рассказать стишок или спеть песенку. Это правило знал каждый советский ребенок, а пришел этот обычай к нам, по мнению современных ученых, в XIX веке от проживавших в России немцев-протестантов.
Дети из немецких семей прежде чем получить рождественские подарки, должны были показать старшим то, чему научились за год: прочитать фрагмент из Библии. Чтобы маленького чтеца было лучше видно и слышно, его ставили на стул.
Похожая традиция существовала и в русских семьях того времени: в качестве ответного подарка дети зачитывали родителям стихотворные поздравления с Рождеством, иногда — собственного сочинения. А когда в начале ХХ века на детских елках появился новый даритель — Дед Мороз, отношения с ним стали складываться по той же схеме: дар нужно заслужить достойным поступком.
Кремлевская елка от создателя Чебурашки
Новый год в СССР изначально формировался не как семейный, а как общественный праздник, кульминацией которого была елка в школе, доме культуры или на предприятии. Главное торжество, конечно, проходило в Кремле. Больше полувека кремлевская елка оставалась заветной мечтой всех советских детей — и не только из-за дорогих сладких подарков: попасть туда считалось огромной честью, ведь билеты не поступали в свободную продажу, а распространялись по госучреждениям в качестве награды для отличников и передовиков. Со стен праздничного зала на посетителей смотрели портреты вождей, а Зайчики и Снежинки благодарили партию за счастливое детство.
Формат новогодних представлений изменился во время хрущевской оттепели в 1964 году. Тогда создание сценария кремлевской елки поручили начинающим авторам Москонцерта — Э. Успенскому и А. Курляндскому (в будущем первый из них прославится как создатель «Крокодила Гены», а второй — как сценарист «Ну, погоди!»).
Молодые люди решили совершить «елочный переворот».
Вместо пионеров, космонавтов и кукурузы они вывели на сцену пиратов, роботов и Змея Горыныча с Бабой-ягой. Худсовет был шокирован. Сценарий пришлось исправлять, но многое удалось «протащить».
Елка Успенского и Курляндского стала прообразом будущих шоу, которые с тех пор радуют детей каждый Новый год.
Фото на обложке: Legion-Media
Читайте также:
Смотрите видео о знаменитостях, которые решили оставить своих детей без наследства: