Причины
Причиной детской гипоактивности нередко становится минимальная мозговая дисфункция - как правило, это результат родовой травмы. Из-за повреждения подкорковых структур мозга активность этих структур ниже нормы: мозг ребенка как будто бы находится в полусне.
Проявления
Гиподинамичные дети в младенчестве почти не просятся на руки, плачут редко и как-то вяло, непривередливы в еде, подолгу спят. Нередко родители даже радуются тому, каким спокойным растет их ребенок. Однако со временем радость сменяется беспокойством: гипоактивные дети нередко бывают неуклюжими, неохотно осваивают новые навыки, почти ничем не увлекаются всерьез.
Детям с гиподинамическим синдромом зачастую ставят диагноз «задержка развития речи» (как правило, к двум годам ребенок осваивает лишь отдельные слова, а к трем - изъясняется самыми простыми фразами).
Гипоактивные дети обычно настороженно относятся ко всему новому - это касается и знакомств, и развлечений, и даже вкусовых пристрастий.
В школе таким детям приходится непросто: одноклассники, подметив их «заторможенность», дразнятся, учителя ругают за безынициативность, а сам ребенок глубоко переживает свою неуклюжесть и медлительность.
Что делать?
Дети с гиподинамическим синдромом, как правило, далеко не глупы. Многие учебные проблемы связаны непосредственно с их психологическими особенностями. К примеру, гипоактивные дети могут отлично справиться с домашним заданием по математике, и при этом схватить за контрольную по этому же предмету двойку. Причина проста - выполняя задание в классе, такой ребенок обычно нервничает и волнуется, а дома, в привычной и спокойной обстановке, расслабляется и может полностью сосредоточиться на работе. Что можно посоветовать родителям? Безусловно, можно и даже нужно поговорить с классным руководителем сына или дочери, объяснить им ситуацию и попросить помощи (например, учитель может заменить некоторые устные задания, с которыми ученику трудно справиться по причине своей застенчивости, письменными).
С гипоактивными детьми нужно много работать: дефицит мозговой стимуляции необходимо восполнять «извне». Обратите внимание на те школьные предметы, которые особенно интересны ребенку, и помогите ему развить его способности в этой области - это придаст ему уверенности в собственных силах.
Логопедические проблемы, характерные для таких детей, необходимо решить как можно раньше: хорошо бы найти опытного логопеда еще до того, как ребенок пойдет в первый класс.
Но самое главное - заинтересовать и увлечь гиподинамичного ребенка. Не стоит постоянно тормошить, и уж тем более дразнить пассивного ребенка - это чревато развитием невроза. Пытайтесь ненавязчиво и доброжелательно заинтересовать малыша чем-либо: игрой в футбол, приготовлением печенья, шитьем платья для куклы...
Обязательно ободряйте его, отмечайте его достижения. Помогите ребенку развить ловкость, стать более активным: играйте с ним в бадминтон, катайтесь всей семьей на коньках или лыжах, пеките вместе пирожки - возможно, ребенок незаметно для самого себя втянется в увлекательный процесс.