Две недели до школы: что нужно успеть

Составляем список дел и расставляем приоритеты вместе со специалистами — детским психологом, учителем и педиатром.
журналист, филолог
Источник: Кадры из фильмов

Дело № 1. Купить школьную одежду и канцтовары

Интернет-магазины существенно упростили жизнь родителям школьников, но августовский шопинг по-прежнему отнимает немало драгоценных летних часов. Хотя практика показывает, что к 1 сентября достаточно иметь «прожиточный минимум», а канцтовары и одежду выгоднее покупать в течение года на распродажах (скидки на школьную форму начинаются уже в октябре-ноябре).

Да и у самих детей походы по магазинам вызывают до обидного мало энтузиазма — как будто все эти покупки нужны маме, а не ребенку. На самом деле так и есть, объясняет детский психолог Катерина Демина, автор книги «Дети и деньги».

«Беспокойство из-за того, как будет выглядеть сын или дочка и в какой тетради станет писать, — это личная проблема мамы. В отношении одежды детям до подросткового возраста важно лишь то, чтобы она была комфортной и не выделяла своего обладателя из толпы сверстников. А подростка можно отправить в интернет-магазин с оговоренной суммой и списком одежды — пусть сам набирает в корзину все необходимое. Заодно научится разумному отношению к деньгам».

Дело №2. Настроиться на учебу

Принято считать, что последние недели августа нужны для того, чтобы ребенок успел «подготовиться к школе». То есть взялся за ум, выбросил из головы всю летнюю блажь — и 1 сентября отправился на уроки с деловым настроем. (Спойлер: надеяться на это не приходится.)

Учитель русского языка и литературы Светлана Четверткова поясняет: «Первые 2-3 дня после каникул сфокусировать детей невозможно. Они приходят с массой впечатлений, соскучившись по друзьям, и сначала им нужно наговориться, наобщаться — только после этого они включаются в процесс. Сразу требовать от них мотивации к учебе бессмысленно, ведь входить в режим после трех месяцев отдыха непросто для всех».

Психолог Катерина Демина добавляет: «Хотя в норме возвращение в уже знакомую школьную среду — это не стресс, резкое появление рамок иногда воспринимается детьми болезненно. Примерно на третий день учебы ребенка может "накрыть" — и он швырнет рюкзак со словами "Не хочу идти в школу!". Это нормально, ведь и дети, и взрослые могут горевать по утраченной свободе.

Максимально разгрузите для ребенка начало учебного года, выделите ему время на отдых и даже на истерики.

Не зря в школах в первые две недели нет кружков и контрольных, а хорошие учителя даже не дают домашних заданий. Если на ребенка не наваливать все сразу, он адаптируется к учебе за считаные дни».

Дело №3. Повторить школьную программу

Многие мотивированные родители убеждены: если не заниматься на каникулах, за три месяца ребенок забудет все, чему его учили. Так может быть, в августе детям стоит посидеть над учебниками, чтобы вернуться в школу во всеоружии?

«Освежить знания перед новым учебным годом — неплохая идея, — считает педагог Светлана Четверткова, — тем более что в конце сентября во многих школах пройдут ВПР, перенесенные с весны. А вот в каком формате и объеме нужны эти занятия, зависит от ребенка.

Источник: Кадры из фильмов

За лето многое действительно уходит из памяти, но дети, у которых не было больших пробелов, быстро все наверстывают. И наоборот, при сложностях в обучении я иногда советую заниматься все каникулы. Скажем, ребенку с дислексией важно соблюдать стабильный учебный режим, иначе потом ему будет трудно.

Лучше всего, чтобы в каникулы занятия проходили в форме игры или беседы — учебники и так надоедают детям за год. Сейчас в свободном доступе есть масса интересных пособий, онлайн-курсов, детских лекций, научных фильмов. Уже хорошо, если летом ребенок будет просто читать — и хотя бы по 10 минут  вслух. Это очень полезно: так синхронизируются зрение, слух и речь, развивается дикция, лучше запоминается правописание».

С этим согласна и психолог Катерина Демина: «Дети обучаются и запоминают что-либо только в контакте со значимым взрослым, причем этот контакт должен быть окрашен положительными эмоциями. Говорить ребенку "Иди и час решай задачи" — это потраченное впустую время плюс насилие. В голове так не останется почти ничего.

По-настоящему полезны будут совместные игры: счет, умножение, чтение. Их можно придумать на ходу или найти в интернете и играть, скажем, по дороге на речку (например, лучшая тренировка устного счета — игра "в двадцать одно", словесная или карточная). Очень хороши обучающие компьютерные игры: я видела множество детей, которые с их помощью выучили историю, математику, химию».

Дело №4. Перейти на школьный режим дня

Летний «беспредел» с отбоями за полночь и сном до одиннадцати вызывает у родителей резонное опасение: как же теперь их ребенок будет вставать в семь? Не стоит ли заранее заняться переделкой «совы» в «жаворонка»?

«Насколько легко ребенок перейдет на новый распорядок, зависит от его возраста и особенностей нервной системы, — объясняет врач-педиатр Мария Зиборова. — Для здоровых школьников режим на самом деле довольно условен, и детский организм легко к нему адаптируется. Обычно на это требуется 3–5 дней.

Чем младше ребенок, тем больше он режимозависим — в начальной школе на перестройку иногда уходит до месяца. Это особенно касается детей с особенностями поведения, например СДВГ, эмоциональной лабильностью.

У такого ученика настроение, активность и восприятие информации зависят от того, насколько он выспался. А потому его лучше постепенно переводить на новый режим дня хотя бы за неделю до 1 сентября, уделяя особое внимание количеству сна. В начальной школе детям рекомендуется спать 10 часов (возможно — вместе с дневным сном), в средней школе — 9, а после 14 лет — не менее 8 часов. Чем больше нагрузки, тем выше потребность во сне».

Дело №5. Сходить в поликлинику

Для некоторых родителей заглянуть с ребенком к доктору провериться перед школой — такой же августовский ритуал, как визит в парикмахерскую. Детей с хроническими заболеваниями действительно есть смысл привести на плановый осмотр летом, пока в поликлиниках меньше очередей, считает педиатр Мария Зиборова.

Дело №6. Отдохнуть и пообщаться

Никогда ценность летних дней не ощущается так остро, как в конце августа. Специалисты, работающие со школьниками, в один голос заявляют: лучшее, что могут сделать родители, — дать ребенку догулять это золотое время, не омрачая его бессмысленной суетой и нравоучениями.

«Для подросших детей общение не менее важно, чем учеба, — напоминает педиатр Мария Зиборова. — Внутреннее благо ребенка (а отсюда во многом и хорошее самочувствие) состоит в том, чтобы он был социально успешен в среде сверстников. А учеба — это бóльшая ценность и бóльший стресс для родителей, чем для самих детей».

Педагог Светлана Четверткова добавляет: «Я всегда призываю взрослых: в каникулы как можно больше общайтесь со своими детьми, им этого катастрофически не хватает. Я замечаю, что дети, с которыми родители мало разговаривают дома, чаще болтают на уроках. Беседуйте, играйте, гуляйте, вместе читайте книги — это не менее важно, чем подготовка к школе».

Читайте также:

Смотрите видео:

Контент недоступен