Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Обусловлено подобное заболевание тем, что высшие психические функции, участвующие в процессе чтения, не сформированы. Дети-дислектики читают медленно, и при этом допускают следующие ошибки: искажают звучание слов, пропускают звуки (иногда пропускают начальные слоги слов) и/или добавляют ненужные, меняют местами буквы.
При этом таких детей ни в коем случае нельзя назвать недоразвитыми - они просто другие. Дети-дислектики мыслят образами; те печатные слова и символы, которые они не могут представить в виде трехмерных образов, воспринимаются ими как «смысловые пустоты». Необходимо помнить о том, что при отсутствии коррекционной работы дислексия может серьезно «подпортить» жизнь и ребенку, и родителям - ошибки чтения при данной патологии являются стойкими, и могут сохраняться в течение нескольких лет, закрепив за малышом клеймо «слабого ученика». Сам по себе диагноз «дислексия» не является поводом для серьезных переживаний - ведь подобная патология чаще всего поддается коррекции. В детстве дислексией страдали многие знаменитости, среди которых Ганс Христиан Андерсен,Уолт Дисней, Леонардо Да Винчи, Уинстон Черчилль, Оззи Осборн, Квентин Тарантино.
Распознать дислексию не всегда просто - ведь проблемы с чтением могут быть вызваны различными причинами (например, невнимательностью, быстрой утомляемостью и т.д.). Однако, как правило, дислексию «сопровождают» такие симптомы, как: дезориентация в пространстве, нарушение координации, проблемы с организацией.
Согласно статистике, дислексией страдают от 5 до 8 % школьников. При этом мальчики подвержены подобной патологии в 3-4 раза чаще, чем девочки. Коррекция дислексии направлена на то, чтобы при помощи различных методов помочь ребенку «увидеть» печатные слова такими, какими видят их другие.
Формы дислексии:
- фонематическая
Связана с недоразвитием функций фонематической системы. Малыш, страдающий подобной формой дислексии, часто искажает звукослоговую структуру слова (произвольно переставляет звуки, слоги; пропускает буквы).
- оптическая
Ребенку сложно различать буквы, графически сходные (например, «Т» и «Г»).
- аграмматическая
Часто наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. Одно из возможных проявлений - ребенку сложно правильно согласовать существительное и прилагательное в роде, числе и падеже (например, он говорит «пушистый кошка» или «шоколадная мороженое»).
- мнестическая
Малышу трудно усвоить соответствие между той или иной буквой и звуком.
- семантическая
Технически чтение верное, но нарушено понимание прочитанного.