Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Дисбактериоз у детей

В последнее время стало популярным говорить, что дисбактериоз - изобретение советской медицины, и что «на западе» его не считают заболеванием. Из этого утверждения многие делают вывод, что дисбактериоза не существует, его не нужно выявлять и лечить.


Фотобанк Лори

• Полезные бактерии в кишечнике необходимы для нормальной работы иммунной и пищеварительной системы, поэтому нарушение состава флоры вызывает боли, проблемы со стулом, сыпь на коже и другие проявления непереносимости пищи.

• Дисбактериоз - основа для развития болезней пищеварительной системы и аллергии, поэтому его не нужно игнорировать, тем более, что для лечения этого расстройства есть действенные препараты.

Что такое полезная флора кишечника ребенка?
До рождения у малыша никаких бактерий в кишечнике нет, а появляются они, когда ребенок проходит через родовые пути, потом к микроорганизмам, полученным от мамы, присоединяются бактерии из родильного зала и окружающей среды. Они прикрепляются к стенке кишечника и образуют на ней сплошную биопленку, толщина которой у взрослого человека достигает 2 см.

Первые два месяца после рождения эта пленка формируется, а потом еще 8-10 месяцев стабилизируется, поэтому нарушения в составе кишечной микрофлоры - дисбактериоз - очень часто бывают именно у детей первого года жизни.

В кишечнике живут бифидобактерии (их больше 95%), лактобактерий (около 5%) и кишечная палочка (примерно 1%). Это полезные микробы (нормофлора), и их количество не должно быть меньше, чем указано в бланках анализа.

Зачем нужны бактерии в кишечнике?
Кишечная флора выполняет очень важную работу.

• Она защищает нежную слизистую оболочку кишечника от повреждения агрессивными веществами, которые в нем содержатся.

• Не дает всасываться в кровь ядовитым веществам (токсинам) и аллергенам. Все вещества, прежде чем попасть в кровеносные сосуды, обезвреживаются бактериями.

• Выделяет ферменты, которые расщепляют пищу. Главный микробный фермент - лактаза, она расщепляет лактозу (молочный сахар). Это основной углевод грудного молока и молочных продуктов. В первые 4 месяца до 80% лактазы в организме ребенка вырабатывается полезными бактериями, затем - не меньше половины.

• Стимулирует сокращение кишечника, то есть предотвращает запоры.

• Образует одни витамины (В1, В2, В5, В6, В12, РР, К, С, Н) и помогает усваивать из пищи другие (в том числе витамин Д), а также кальций, железо и прочие вещества.

• Помогает иммунитету, создает среду, в которой не могут жить болезнетворные бактерии.

Почему развивается дисбактериоз?
Причинами дисбактериоза у младенца может быть все, что затрудняет образование бактериальной пленки. У исходно здорового ребенка к таким обстоятельствам относится: кесарево сечение (когда невозможно естественное заселение кишечника бактериями из родовых путей женщины), позднее прикладывание к груди, искусственное вскармливание, раннее (до 4-5 месяцев) введение новых продуктов (прикорма).

Кроме того, любые состояния, при которых нарушается работа кишечника (например, инфекции) или организм подвергается стрессу (даже переезд в другой климат и смена питания) могут привести к тому, что хрупкое равновесие состава кишечной флоры нарушится.

Как проявляется дисбактериоз?
При дисбактериозе нарушается пищеварение: появляются срыгивания, рвота, боли в животе, колики, запоры, поносы со слизистым зеленым стулом. На его фоне, уже как следствие, у детей возникает лактазная недостаточность, непереносимость грудного молока и молочных смесей.

Нарушается процесс приспособления организма к пище, появляется сыпь или проблемы с пищеварением при введении новых продуктов (прикорма). Возможно еще появление у ребенка аллергии на белок коровьего молока или другую пищу, атопического дерматита, экземы. Малышу не хватает витаминов и микроэлементов, развивается рахит, анемия; снижается иммунитет.

Таким образом, мы видим, что дисбактериоз кишечника - не болезнь, но он создает условия, при которых развиваются самые разные проблемы.

Дисбактериоз бывает двух вариантов.

1) Когда в кишечнике не хватает полезных бактерий.
2) В нем обнаруживается слишком много условно-патогенных микроорганизмов: лактозонегативных энтеробактерий, клебсиелл, протей, гемолизирующей кишечной палочки, золотистого стафилококка, грибков и других.

Надо сказать, что у детей часто встречается сочетание сразу двух этих типов проблемы. Бывает еще латентный (скрытый) дисбактериоз, когда результаты анализов оказываются неплохими, но полезные бактерии недостаточно активны, и работа кишечника нарушается.

Какими препаратами лечат дисбактериоз?
Чтобы устранить проблему, нужно создать в кишечнике благоприятные условия для развития полезных бактерий и подавить рост вредных. Для этого используют разные группы препаратов.

Пробиотики - основу их состава составляют живые бактерии нормальной микрофлоры: «Бифидумбактерин», «Бификол», «Аципол», «Нормофлорины», «Линекс», «Примадофилюс», «Бифиформ» и другие.

Пребиотики живых бактерий не содержат, но создают для их развития комфортные условия: «Хилак форте, лактулоза («Дюфалак», «Лактусан») и другие.

Бактериофаги - вирусы, которые уничтожают вредные бактерии. Они живут в кишечнике здоровых людей, хотя и не определяются в анализах. В условиях современной экологии эти микроорганизмы оказываются в дефиците (особенно в крупных городах), поэтому у детей начинают активно размножаться условно-патогенные бактерии.

Заселяя кишечник бактериофагами, мы рассчитываем, что восполним нехватку этих полезных микроорганизмов, и они помогут восстановить правильное соотношение кишечной флоры. Правда, в начале лечения, когда вредные бактерии разрушаются и токсины выходят из организма, состояние детей ненадолго ухудшается.

Кишечные антисептики убивают вредные микробы. При этом, на полезные бактерии они действия не оказывают. Чаще других для лечения дисбактериоза из антисептиков применяется «Энтерофурил».

Иммуномодуляторы улучшают собственные механизмы организма, которые поддерживают баланс микрофлоры. К ним относятся «КИП», «КИПферон» и другие.

Эти препараты действуют, «обучая» иммунную систему распознавать опасные объекты и формируя у нее память о них (по тому же принципу помогает развиваться иммунитету грудное молоко). Использование иммунокоррекции в терапии дисбактериоза заметно улучшает эффективность лечения.

Если результаты анализов демонстрируют отклонения от нормальных показателей полезной микрофлоры, но ребенок чувствует себя хорошо, дисбактериоз исправлять не нужно. В этом случае за состоянием ребенка специалисты просто наблюдают, ведь грамотный врач будет лечить не анализы, а болезнь.

Об авторе. Юрий Копанев - детский гастроэнтеролог-инфекционист, иммунолог, Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г. Н. Габричевского, врач-консультант, кандидат медицинских наук.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
8
я такая
все верно,многие люди кто отрицает такое заболевание,как дисбактериоз просто безграмотны.
СсылкаПожаловаться
Snavurechka
У моей малышки появилась сыпь на личике, которая очень чесалась и была просто не эстетична. Педиатр отправила в дерматологу. Дерматолог сказала, что это обыкновенный диатез и назначила эмульсию Ла-Кри. При этом доченька находилась на ГВ и ничего нового я не могла ввести, так как практически на любое нововведение сыпь обострялась. Посоветовали обратиться к Копаневу Ю.А.. Сдав анализы на дисбактериоз мы обнаружили, что именно он не дает нам покоя. Провели первый этап лечения. Заселили полезные бактерии, немного поубавили вредные. Сейчас проходим второй курс. Личико очистилось и доченька кушает сейчас все по возрасту. Сегодня ей 8 месяцев.
СсылкаПожаловаться
наташа гебель
моя малышка какает пеной-это тоже дисбактериоз,подскажите что нам делать?Мы на ГВ
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимУчитель мужчина с макияжем и маникюром
Я спросить мнение общественности. Не знаю как относиться к этому случаю.

Инцидент с внешним видом учителя одной из школ Ростова-на-Дону исчерпан — мужчина подстриг ногти, никаких дисциплинарных взысканий не будет. Об этом сообщила глава отдела по работе с персоналом городского управления образования Светлана Пушкаш журналистам.

«Меры приняты: ногти острижены. Инцидент исчерпан. Никакого дисциплинарного взыскания не будет, ведь никакой закон не нарушен», — заявила она.

По словам бывшей одногруппницы педагога из Южного федерального университета, он всегда следил за собой. Она отметила, что «ухоженные брови и элементы макияжа» всегда были на его лице, и к этому относились спокойно. Кроме того, во время учебы в университете он был старостой и «целенаправленно хотел преподавать».

Ранее на внешний вид учителя пожаловалась мать одного из учащихся школы, в которой он преподает. Она утверждала, что мужчина приходит в школу с нарощенными ногтями, накрашенными ресницами и «тональником на лице». По ее словам, нести «такую культуру» в школу недопустимо.

А вы бы были против такого учителя? Если нет, то почему, а если да, то тоже почему?

Прочитала в комментах к новости, что как учитель он прекрасный профессионал, дети его уроки любят.
345
АнонимДиктат школы
Только что разговаривала с подругой. Пришла моя крестница из школы сегодня и рассказывает, что к ней на перемене подошла завуч и сделала замечание, чтобы она собрала свои распущенные волосы в косичку. На что крестница тут же собрала их в хвост, но услышала: "Я сказала косичку заплести! Быстро! Иначе сейчас же отрежу!"

Далее, учитель по обществознанию предложил крестнице и её однокласснице участвовать в олимпиаде по его предмету. И знаете как он их мотивировал? Ну, таким девочкам надо больше уделить внимание именно гуманитарным предметам, поскольку математика, явно, не для них.

Я вот чего-то не понимаю, до каких пор в школе будут работать такие люди с отбитыми мозгами? Я не обо всех учителях, я именно о тех, у кого явные проблемы с психикой, кто обозлён, не любит детей и свою профессию. К слову сказать, завуч, которая сделала замечание по поводу распущенных волос, выглядит как-то не очень со своими седыми, не крашенными волосами.

Не люблю я это слово "совок", но из некоторых он так и не вышел. Как внешность влияет на умственные способности? Почему девочка в школе не может ходить с распущенными волосами? Девочка, которая отличница, которая в своей жизни ни разу слова матерного не сказала. Девочка, которая очень не плохо решает задачи по математике. И почему детям так усердно в школах продолжают прививать комплекс неполноценности?

Я ненавижу форму школьную, я ненавижу, когда начинают обсуждать внешность человека. Ненавижу, когда кто-то вдруг решает, что вправе устанавливать критерии нормальности внешности и поведения. Я ненавижу тупость.
270
МаковаяЖивотное в офис - тема болтательная
Тема несерьезная :)
Выбираем в офис животное. Раньше была огромная улитка, года два точно, потом ее основная хозяйка ушла в декрет и улитку забрали домой коллеги. Теперь вот думаем, кого :) я предложила паука и василиска, кто-то хомячка, кто-то карликового хамелеона :) работаем с 8 до 20, а то и позже, часто в выходные и праздники. Оупенспейс. Кого посоветуете? 
А у вас есть какая живность в офисе? 
191
sunsetФотоуроки: обсуждение фотографий
Всем доброго времени суток! Сегодня для обсуждения будут выложены фотографии к своб. теме "Лето".
162
olesia olesiaВ вашей школе ввели 2ой иностранный язык?
Здравствуйте. У нас ввели 2ой иностранный язык. Гимназия. Было 5 часов английского языка. Теперь разбили 3 часа английский и 2 немецкий.
Жаль своих детей
Бесконечные уроки. Слышала в СПб один иностранный язык.
А как у вас? У нас Новгородская область.
147
КленоваяУ моего ребенка в школе украли игрушку
Я пару дней на охране спрашивала, может вернули, но нет.
Логично же что если ребенок приносит чужое домой, надо выяснить где взял и постараться вернуть.
А как бы вы отреагировали, если бы ваш ребенок принес из школы чужую игрушку?
132
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru