Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Дисбактериоз у детей

В последнее время стало популярным говорить, что дисбактериоз - изобретение советской медицины, и что «на западе» его не считают заболеванием. Из этого утверждения многие делают вывод, что дисбактериоза не существует, его не нужно выявлять и лечить.


Фотобанк Лори

• Полезные бактерии в кишечнике необходимы для нормальной работы иммунной и пищеварительной системы, поэтому нарушение состава флоры вызывает боли, проблемы со стулом, сыпь на коже и другие проявления непереносимости пищи.

• Дисбактериоз - основа для развития болезней пищеварительной системы и аллергии, поэтому его не нужно игнорировать, тем более, что для лечения этого расстройства есть действенные препараты.

Что такое полезная флора кишечника ребенка?
До рождения у малыша никаких бактерий в кишечнике нет, а появляются они, когда ребенок проходит через родовые пути, потом к микроорганизмам, полученным от мамы, присоединяются бактерии из родильного зала и окружающей среды. Они прикрепляются к стенке кишечника и образуют на ней сплошную биопленку, толщина которой у взрослого человека достигает 2 см.

Первые два месяца после рождения эта пленка формируется, а потом еще 8-10 месяцев стабилизируется, поэтому нарушения в составе кишечной микрофлоры - дисбактериоз - очень часто бывают именно у детей первого года жизни.

В кишечнике живут бифидобактерии (их больше 95%), лактобактерий (около 5%) и кишечная палочка (примерно 1%). Это полезные микробы (нормофлора), и их количество не должно быть меньше, чем указано в бланках анализа.

Зачем нужны бактерии в кишечнике?
Кишечная флора выполняет очень важную работу.

• Она защищает нежную слизистую оболочку кишечника от повреждения агрессивными веществами, которые в нем содержатся.

• Не дает всасываться в кровь ядовитым веществам (токсинам) и аллергенам. Все вещества, прежде чем попасть в кровеносные сосуды, обезвреживаются бактериями.

• Выделяет ферменты, которые расщепляют пищу. Главный микробный фермент - лактаза, она расщепляет лактозу (молочный сахар). Это основной углевод грудного молока и молочных продуктов. В первые 4 месяца до 80% лактазы в организме ребенка вырабатывается полезными бактериями, затем - не меньше половины.

• Стимулирует сокращение кишечника, то есть предотвращает запоры.

• Образует одни витамины (В1, В2, В5, В6, В12, РР, К, С, Н) и помогает усваивать из пищи другие (в том числе витамин Д), а также кальций, железо и прочие вещества.

• Помогает иммунитету, создает среду, в которой не могут жить болезнетворные бактерии.

Почему развивается дисбактериоз?
Причинами дисбактериоза у младенца может быть все, что затрудняет образование бактериальной пленки. У исходно здорового ребенка к таким обстоятельствам относится: кесарево сечение (когда невозможно естественное заселение кишечника бактериями из родовых путей женщины), позднее прикладывание к груди, искусственное вскармливание, раннее (до 4-5 месяцев) введение новых продуктов (прикорма).

Кроме того, любые состояния, при которых нарушается работа кишечника (например, инфекции) или организм подвергается стрессу (даже переезд в другой климат и смена питания) могут привести к тому, что хрупкое равновесие состава кишечной флоры нарушится.

Как проявляется дисбактериоз?
При дисбактериозе нарушается пищеварение: появляются срыгивания, рвота, боли в животе, колики, запоры, поносы со слизистым зеленым стулом. На его фоне, уже как следствие, у детей возникает лактазная недостаточность, непереносимость грудного молока и молочных смесей.

Нарушается процесс приспособления организма к пище, появляется сыпь или проблемы с пищеварением при введении новых продуктов (прикорма). Возможно еще появление у ребенка аллергии на белок коровьего молока или другую пищу, атопического дерматита, экземы. Малышу не хватает витаминов и микроэлементов, развивается рахит, анемия; снижается иммунитет.

Таким образом, мы видим, что дисбактериоз кишечника - не болезнь, но он создает условия, при которых развиваются самые разные проблемы.

Дисбактериоз бывает двух вариантов.

1) Когда в кишечнике не хватает полезных бактерий.
2) В нем обнаруживается слишком много условно-патогенных микроорганизмов: лактозонегативных энтеробактерий, клебсиелл, протей, гемолизирующей кишечной палочки, золотистого стафилококка, грибков и других.

Надо сказать, что у детей часто встречается сочетание сразу двух этих типов проблемы. Бывает еще латентный (скрытый) дисбактериоз, когда результаты анализов оказываются неплохими, но полезные бактерии недостаточно активны, и работа кишечника нарушается.

Какими препаратами лечат дисбактериоз?
Чтобы устранить проблему, нужно создать в кишечнике благоприятные условия для развития полезных бактерий и подавить рост вредных. Для этого используют разные группы препаратов.

Пробиотики - основу их состава составляют живые бактерии нормальной микрофлоры: «Бифидумбактерин», «Бификол», «Аципол», «Нормофлорины», «Линекс», «Примадофилюс», «Бифиформ» и другие.

Пребиотики живых бактерий не содержат, но создают для их развития комфортные условия: «Хилак форте, лактулоза («Дюфалак», «Лактусан») и другие.

Бактериофаги - вирусы, которые уничтожают вредные бактерии. Они живут в кишечнике здоровых людей, хотя и не определяются в анализах. В условиях современной экологии эти микроорганизмы оказываются в дефиците (особенно в крупных городах), поэтому у детей начинают активно размножаться условно-патогенные бактерии.

Заселяя кишечник бактериофагами, мы рассчитываем, что восполним нехватку этих полезных микроорганизмов, и они помогут восстановить правильное соотношение кишечной флоры. Правда, в начале лечения, когда вредные бактерии разрушаются и токсины выходят из организма, состояние детей ненадолго ухудшается.

Кишечные антисептики убивают вредные микробы. При этом, на полезные бактерии они действия не оказывают. Чаще других для лечения дисбактериоза из антисептиков применяется «Энтерофурил».

Иммуномодуляторы улучшают собственные механизмы организма, которые поддерживают баланс микрофлоры. К ним относятся «КИП», «КИПферон» и другие.

Эти препараты действуют, «обучая» иммунную систему распознавать опасные объекты и формируя у нее память о них (по тому же принципу помогает развиваться иммунитету грудное молоко). Использование иммунокоррекции в терапии дисбактериоза заметно улучшает эффективность лечения.

Если результаты анализов демонстрируют отклонения от нормальных показателей полезной микрофлоры, но ребенок чувствует себя хорошо, дисбактериоз исправлять не нужно. В этом случае за состоянием ребенка специалисты просто наблюдают, ведь грамотный врач будет лечить не анализы, а болезнь.

Об авторе. Юрий Копанев - детский гастроэнтеролог-инфекционист, иммунолог, Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г. Н. Габричевского, врач-консультант, кандидат медицинских наук.

None
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
8
евгения осина
Я видела данную передачу Малышевой... НО после приема известного пребиотика дочке становилось лучше, спокойнее спала, меньше капризничала.. Поэтому сделала вывод: среда желудка и кишечника у взрослого человека БОЛЕЕ агрессивная. Заметьте, еда полностью у малышей до года не переваривается.. так что думаю что лактобактерии все-таки доходят до их кишечника. Не знаю как вам, но мне эта добавка ОЧЕНЬ помогала. Тоже дисбактериоз был у дочи, и до сих пор - нам почти год - периодически проявляется. Тогда я даю смектин, чтобы кишечник очистился, а потом заселяю кишечник бактериями.
СсылкаПожаловаться
Денис Павлов
Как не стыдно Доктор такую ересь писать? пробиотики не выживают проходя через всю пищеварительную систему человека, пичаль.........кто Вам кандидата то то выдал, посмотрите Малышеву или Комаровского на .тубе, первая даже эксперимнент провела в соляной кислоте желудка все дохнет... позорище!
СсылкаПожаловаться
Яна Внукова
спасибо за статью!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
♛Маркиза♔не♕ангелов♚Шотландия: загадочная и красивая
485
Александра ГиршУчитель, одноклассники и школа-лицей
Девочки, пишу на форум за советом, потому что уже не знаю что и как обдумать (заранее прошу прощения за много букв))). Ребенку 8 лет исполнится в мае, заканчивает первый класс в школе-лицей. Родился с гипоксией, откачивали сутки в реанимации, как итог: поздно пошел (1,5 года), поздно заговорил (отдельными словами в 4-4,5 года). Боялась что его вообще в обычную школу не примут, но в 0-ом классе выровнялась речь, научился читать, считать в пределах десяти и т.д. что обычно умеют дошколята (спасибо невропатологам, психологам и талантливому репетитору). Теперь собственно к сути:
Закончил третью четверть и имеет 3 "тройки" и 3 "четверки". Математика и английский - на "ура", остальное не очень. Но я внимания на этом не заостряю, меня смущает отношение его учительницы. Средних лет (45-50), как говорится "старой закалки", очень строгая, требовательная и жесткая. Мой ребенок (довольно скрытный) ни разу не пожаловался на нее, зато от нее я жалоб в первой половине года наслушалась: "он все время спит, не слушает, зевает, не активен, не отвечает, горох об стену и т.д.". Все это проговаривается таким тоном (может, я преувеличиваю), как будто он - самый распоследний дурак в классе (в котором 32 ребенка). Нагрузка в школе жетская: помимо общих предметов на дом задается до кучи (например прорешать по 1 странице в день из "3000 примеров по математике" Нефедовой и вести читательский дневник: прочитать рассказ и нарисовать к нему рисунок (в неделю по 5 штук)). Дабы подтянуть учебу я записала сына на доп. занятия к репетитору, который ежедневно 2 часа учит с ним уроки и еще 1 час готовит по отдельным предметам. Сын раскрылся, повеселел, завел себе новых друзей, каждый день рвется к этому своему репетитору как на праздник. Как итог через месяц занятий: две последние контрольные по математике написал на "отлично", с остальными предметами тоже неплохо - с "двойки" на "четверку". Русский язык только у него неважный, но я, помня о том, как он не мог ручку удержать и двух слов связать буквально год назад, радуюсь вообще тому что  есть.  Но когда я поинтересовалась у его учительницы, как у него продвигается учеба услышала что контрольные он списывает (ага, две контрольные подряд он списал), и вообще, "воз и ныне там". Короче, как был дурак так и остался. 
Я воспитывалась в  системе когда учитель и его слово - закон, а авторитет учителя непоколебим. Может просто мне самой везло с учителями. Но безапелляционность учительницы сына меня смущает. Я не признаюсь никому, но мне кажется сыну с ней не комфортно, скупая она на хотя бы поощрение. Если человека все время гнобить, то так и всякое желание можно отбить. 
И атмосфера в классе какая-то нездоровая: все конкуренты, все на голову друг другу лезут (в первом классе!), все дети нервные, агрессивные какие-то. Друзей за полгода в школе сын себе не нашел, зато у репетитора (она преподает в частном учебном центре) в первый же день подружился со всеми. Да и мне кажется отношение учительницы отразилось на отношении отдельных детей в классе: весь год к сыну придирается одноклассник, на прошлой неделе испинал его, а учительница мне сказала: ваш сын сам его спровоцировал (как выяснилось потом, предложил поиграть в догонялки, так тот моего сына догнал и по ногам отпинал). 
Теперь думаю: стоит ли переводить сына в обычную школу, не лицей? Или может это везде так? Или может я накрутила себя и слишком все драматизирую? 
Оговорюсь сразу, особого отношения к сыну я у учителя не просила никогда, но перед началом учебного года честно предупредила что есть небольшие проблемы с речью. Да и учительница на первый взгляд не монстр, может у нее метода такая и было бы хуже если б она вообще ничего не требовала с него? Очень хочется услышать ваше мнение (с отцом сына в разводе, моя мама разводит руками и говорит что если переведу его то "научу убегать от проблем". В общем, наболело....
289
злая тёткаканикулы))
Добрый день,всем)))
План на каникулы такой:
1.Сделать по окр.миру заранее трудоемкие доклады
2.Подтянуть математику
3.Поработать над почерком
4.Подучить английский
5.Занятия по логопеду
Итог,каникул у ребенка не будет(((
А у вас какие планы))
149
ГОСТЬРевность
Ребенок у меня в принципе хороший. А вот мы с мужем несдержанные. Еще и между собой проблемы есть. Дочь впечатлительная, все на ней отражается. Худшее началось в 3 года после новости о том, что будет еще ребенок. Стала специально нарушать правила, орать, кривляться. Я ее наказывала (лишала чего-то, выбрасывала игрушку, даже шлепала - сейчас огребу). Но там были серьезные проступки - убегала и пряталась в людных местах (в Крыму отдыхали, много приезжих на машинах - страшно). Конечно, объясняла. Даже говорила, что ее съест чужой дядя или тетя. Дома начала копировать девочку (не знаю, может, у девочки диагноз по неврологии, видно, что не специально ведет себя так ужасно). А теперь мы уже больше 2 недель дома с малышом. И теперь еще хуже. Она нас бьет, провоцирует постоянно (по характеру еще провокатор), ищет негативного внимания... Понимаю, что тупик. Конечно, мы вырезаем, лепим, в лего играем, читаем (часто во время кормления брата) и т.п. Но ей нужен негатив. Раза 2-3 в день минимум. Еще и младший не очень спокойный. Орет так, что синеет и заходится. Т.е. не брать на руки не вариант. Из частного сада забрали в целях экономии и чтобы не насобирать болячек (нестабильная погода). Ясно, что всем нам нужен психолог. А еще что кто посоветует?
140
Пока Буду Без НикаВо сколько Вы вышли на работу?
Добрый день всем! Вот созрел вопросик, пока дочка решила поспать на мне)))  
Дано: до декрета 6 лет работаю в организации. Работа нервная, но интересная и для нашего городка - высокооплачиваемая довольно таки. Располагается в поселке 15-20 мин.от города на машине ( я за рулем). С полу года начала выходить на пару часов два-три раза в неделю. Т.к. работник замещающий меня уволился. Т.к. нового человека могу обучить пока только я, а у меня такой возможности нет ( не готова так на долго уезжать от дочки, ей 9 мес. И у нас гв). Начальство тонко намекает на выход с сентября. Эо 1.2-1.3 дочке будет. Острой фин.необходимости нет. Но и выйти после декрета на это место я очень планирую. В поселке есть дет.сад в 5 минутах от работы. Хороший, группы маленькие. Свекровь готова уйти на пенсию ( при нашей фин. поддержке), и сидеть первые год-два. 
Вот и думу думаю: выходить?а сад в этом году отдавать?(там ясли после года, очень их хвалят). Или пусть с бабушками оод сидит? Муж- сам на себя работает, бывает и без выходных и до поздна(((. Вот и хочется и колется. При выходе- есть перспектива на расширение жилплощади (это очень кстати). Но как представлю, как я свое сокровище в садик отдам??? С бабушками на целый день оставлю?? Аж слезы наворачиваются... 
Какой вариант вы бы выбрали?
Сидеть до последнего?
Выйти и в сад?
Выйти и с бабушкой оставить ( вторая не на пенсии, но много выходных, поэтому тоже на подхвате).
Сама думаю- выйти, в сад- пару раз в неделю на пару часиков ( сама буду отвозить домой к бабушке). Вроде все складывается, но совесть мучает(((и на деле не представляю этого...
80
Мамина дочка и точкаРазбила машину
Устала жуть...устала от ребенка. Вечные капризы, всем недовольна. Оркт и орет. Устала слушать жалобы в детском саду, от бабушки. С утра встали, хотела на танцы сегодня отвести....опять скандал. В машине уронила браслет, начала орать. Я от трясучки вшаталась в ограждение. Влетела на 40 к. 6 лет уже справиться не могу. Стараюсь, стараюсь ...все в трубу. Целый день лежу, встать даже не могу...ну за что мне это. Я конечно никуда не денусь с подводной лодки...но сил больше нет. (Советы из.прежних тем применяла, хватает на.пару часов). Так больше поныть. 
70
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru