Давайте жить инклюзивно: как дружить с особенными людьми

Мы обратились к специалистам благотворительных фондов и узнали, как правильно общаться с особенными людьми и как лучше реагировать в нестандартных ситуациях.
Как говорить с детьми об инклюзии
Как общаться с родителями особенных детей
Как организовать совместный досуг
Как говорить с детьми об инклюзии
Как общаться с родителями особенных детей
Как организовать совместный досуг
Еще

По статистике VK, у каждого третьего ребенка есть друг или знакомый с инвалидностью или с особенностями развития. При этом 41% родителей считает, что детей следует учить инклюзии и общению с особенными детьми. Как это правильно делать, рассказывают эксперты.

Источник: Freepik

Как отвечать на вопросы ребенка об особенных детях

«Я вместе с ребенком гуляю на детской площадке и замечаю особенного ребенка (например, это ребенок с инвалидностью с нарушением моторно-двигательных функций или ребенок, который ведет себя необычно: кричит, бьет себя и т.д.). Что делать, если мой ребенок громко спросил, что не так с малышом? Как этично ответить на этот вопрос, чтобы не обидеть родителей и самого малыша? Ведь фраза “тише, я тебе дома расскажу” тоже может обидеть».

Эрготерапевт и специалист по работе с семьями детей с двигательными нарушениями Фонда «Игра» Маргарита Истомина: 

«Любые вопросы со стороны ребенка — совершенно нормальный показатель открытого интереса к окружающему миру и доверия ко взрослому, которому вопрос был адресован. Даже если ребенок спросил что-то громко, вы можете ответить ему: “Я слышу, что ты спрашиваешь про этого мальчика/девочку. Давай попробуем разобраться”. 

Можно уточнить у ребенка, что именно его заинтересовало. Вероятно, ваши предположения отличаются от истинного интереса ребенка.

Могут быть разные варианты: “Не понимаю, что это за штука (инвалидная коляска)”, “Зачем он кричит?”, “А почему он(а) не бегает / не говорит / не делает чего-то?”, “Что у него на ноге (ортез), а можно мне тоже?” Если ребенок может уточнить свой интерес и если мы предоставим ему эту возможность, мы заметим, что его вопросы касаются очень конкретных вещей и аспектов.

А далее стоит опираться на свою интуицию. Если сейчас у вас есть внутренняя готовность обратиться за информацией к родителям ребенка, можно подойти и задать им интересующие вопросы. При этом обязательно предоставьте своему ребенку выбор: “Если честно, я точно не знаю, что это / почему так. Но мы можем спросить у тех, кто точно знает — у мальчика / девочки или его / ее родителей. Пойдем, спросим? Или я могу сходить, спросить и вернуться, чтобы тебе рассказать, — ты как хочешь?”

Помните, что стесняться спросить — это нормально.

Если сейчас нет готовности к диалогу с родителями, так и говорите ребенку: “Я не знаю точно, но мне тоже интересно. Мы можем поискать ответ, когда придем домой”».

Нурсина Галиева, менеджер проектов центра сопровождения семьи благотворительного фонда «Даунсайд Ап»:

«Если это уместно, можно подойти, поздороваться, познакомить детей, дать им возможность пообщаться или поиграть вместе. Чтобы не возникало неловких ситуаций при встрече, можно читать книги и смотреть фильмы с разными героями, на примере которых стоит рассказать о том, что люди бывают разные: у кого-то рыжие волосы, у кого-то карие глаза, кто-то ходит с тростью, а кто-то не слышит — и при этом все мы люди, все мы равны. 

Детям важно все проговаривать, не стесняйтесь такого разговора.

Вопросы, которые останутся без ответа, в будущем могут превратиться в страхи и стереотипы.

При беседе на инклюзивные темы нужно делать акцент не на отличиях, а на общих чертах. Стоит подчеркнуть, что даже если ребенок по-другому передвигается и общается, он так же любит смотреть мультики и играть вместе с другими детьми. 

Основа здорового отношения к инклюзии — поиск общего.

Пока мы будем концентрироваться на различиях и рассматривать только их под увеличительным стеклом, так и будем жить как будто на разных планетах».

Как общаться с родителями особенного ребенка 

«Мой ребенок на площадке подружился с особенным ребенком, поэтому завязалась беседа с мамой. Как правильно себя вести? Этично ли спрашивать у мамы про здоровье ребенка или о том, что он любит делать, как проводит время, какой особенный уход ему требуется?»

Эрготерапевт и специалист по работе с семьями детей с двигательными нарушениями Фонда «Игра» Маргарита Истомина: 

«Не существует универсального и стопроцентно рекомендованного деликатного поведения, а также способа реагирования в такой ситуации. Мы не можем точно знать, о чем думает другой человек, насколько он сейчас уязвим, или, наоборот, открыт к диалогу. 

Для начала, будьте готовы к тому, что разговор может оказаться как глубоким и дружественным, так и не состояться вовсе.

Если оба ребенка в безопасности, занимаются интересным им делом, играют и общаются, лучше всего оставаться спокойными и молча наблюдать. Возможно, родитель ребенка с особенностями захочет рассказать что-то сам, когда у него возникнет желание чем-то поделиться.

А может возникнуть ситуация, когда вам будет необходимо что-то уточнить, например: “Я вижу, что ребята двигаются в сторону горки, это достаточно безопасно? Нужно ли мне о чем-то предупредить своего ребенка?”

В остальном, люди с опытом “разного” родительства могут быть заинтересованы как в схожих темах для обсуждения, так и в разнонаправленных.  

Но все же вопрос “Что любит ваш ребенок, что ему нравится?” мне кажется более безопасным и приветливым, если вы вкладываете в него истинный интерес к личности ребенка и его увлечениям. 

Но помните: мы можем попасть в болевую точку во время общения с любыми людьми. И этот риск не всегда зависит от уровня нашего такта и деликатности».

Нурсина Галиева, менеджер проектов центра сопровождения семьи благотворительного фонда  «Даунсайд Ап»:

«Все люди разные. Мамы детей с инвалидностью тоже очень разные. Кто-то с радостью будет рассказывать о себе и ребенке, кому-то определенные темы могут даваться очень трудно. 

Не стесняйтесь спросить, можно ли задавать вопросы на определенную тему. В любом случае, кроме ребенка с инвалидностью у мамы наверняка есть свои интересы, увлечения, хобби, и пообщаться о них тоже будет уместно».

Как организовать совместный досуг с особенным ребенком

«Я знаю, что мой ребенок общается с ребенком с инвалидностью или особенностями ментального здоровья, и я хочу пригласить его к себе домой или в кино. Как уточнить у мамы, реально ли это? Что нужно учесть при такой прогулке или встрече?»

Источник: Freepik

Эрготерапевт и специалист по работе с семьями детей с двигательными нарушениями Фонда «Игра» Маргарита Истомина: 

«Если вы когда-либо приглашали в гости или на мероприятие любую другую семью, опирайтесь на этот опыт. Что бы вы спросили, как начали бы разговор с любым другим родителем без опыта особенного родительства? 

Вероятно, вы рассказали бы о своей идее или о том, что ваш ребенок хочет пригласить друга в гости. Спросили бы, как в другой семье относятся к этому. Узнали бы, есть ли что-то, что нельзя есть приглашенному ребенку, а также уточнили бы, во что он любит играть и чем увлекается.

Начните обсуждение с обычных организационных вопросов — они очень важны. А детали выяснятся по ходу разговора». 

Нурсина Галиева, менеджер проектов центра сопровождения семьи благотворительного фонда «Даунсайд Ап»:

«Спрашивайте напрямую, называя вещи своими именами, и честно проговаривайте, что вы чего-то можете не знать, поэтому обращаетесь за помощью. Главное — начать такой разговор, а там уже вы сами почувствуете, какие вопросы стоит задавать, а где нужно действовать по принципу “по ходу дела разберемся”. 

Такая встреча или прогулка может стать важным событием для ребенка. Сконцентрируйтесь на положительных эмоциях — и все получится!»

Чтобы проще было обсуждать сложные темы, посмотрите вместе с детьми обучающие мультики о дружбе, доброте и понимании. Такие выпускают в проекте «Просто о важном»

Фото: Freepik

Гид по материнству и детству