Количество времени, которое ребенок может провести самостоятельно, зависит от многих факторов: от возраста, характера, типа темперамента, от привычной модели отношения со взрослыми. Несмотря на различия, всем детям важно ощущать свою ценность и значимость в семье, чувствовать себя нужными, полезными, заметными. Австрийский психолог, профессор Рудольф Дрейкурс писал, что ребенок, постоянно требующий внимания, таким способом сообщает о своих проблемах, и тогда первый вопрос, который должны задать себе родители: а что мой ребенок пытается сказать мне своим поведением? Итак, о чем может свидетельствовать постоянное требование внимания и как с этим быть.
1. Ребенку ни в чем не отказывают
Некоторые родители уверены, что слово «нет» вредит формирующейся психике ребенка. Они считают, что дети, знающие, что могут получить все, чего хотят, многого добиваются в жизни. Как правило, такие родители впадают в крайность, а их ребенок не знает ни физических, ни психологических границ и, проще говоря, «садится на шею».
Что делать? Если ребенок требует внимания в тот момент, когда вы заняты, не стоит бросать свои дела, просто скажите: «Через 15 минут я освобожусь, и мы с тобой займемся тем, чем ты хочешь». После того как малыш подождал столько, сколько вы просили, постарайтесь не забыть поблагодарить его: «Спасибо, что подождал. Так чем же я могу тебе помочь?»
2. Родителей нет рядом, когда они так нужны
Ребенок, не уверенный в том, что сможет «достучаться» до родителей тогда, когда ему потребуется, пытается создать «запас» внимания. Вирджинии Сатир, американский психотерапевт, автор 5 книг, известная как «мать семейной терапии», писала: «Нам нужно 4 объятия в день для выживания, 8 объятий для поддержки и 12 – для роста».
Что делать? Договоритесь с ребенком, что 30 минут перед сном принадлежат только ему, или займитесь домашними делами вместе. Общайтесь, слушайте рассказы о том, как прошел у ребенка день, о его проблемах и беспокойствах, о достижениях и победах. Если ребенок не получает позитивного внимания в виде улыбки, объятия, совместной игры, тогда значимым становится любое внимание, в том числе, и негативное: крики, шлепки, ругань.
3. Ребенок не приучен проводить время самостоятельно
Бывает так, что родители провоцируют у ребенка зависимость, от чего потом сами страдают. Иногда малыш играет, мама наблюдает за процессом, а затем говорит: «Неправильно, дай, я покажу!» В следующий раз ребенок усомнится в своих возможностях и будет бояться делать что-либо самостоятельно.
Что делать? Сегодня делаем что-то вместе с ребенком, а завтра доверяем ему сделать это самостоятельно. Сейчас мы собираем паззл вместе, а завтра предлагаем ему собрать его самому, пока вы готовите обед. Не получается – не говорим: «Давай я сделаю за тебя», а мягко подсказываем, как можно сделать по-другому, чтобы ребенок не боялся ошибаться и не зависел от присутствия взрослого.
4. Ребенок обладает демонстративными чертами характера
Такие дети остро нуждаются во внимании и одобрении со стороны других людей. У них часто возникают сложности в общении со сверстниками, потому что они постоянно «перетягивают одеяло на себя». Этим детям важно любой ценой добиться внимания – например, хорошим поведением или вызывающими поступками.
Что делать? Если ребенок демонстративен от природы, помогите ему найти занятие, которое было бы непосредственно связано со всеобщим вниманием (например, актерское мастерство). Можно создать в доме уголок, куда будут вывешиваться плоды творчества ребенка. Поощряйте его за участие в различных конкурсах. Главное, чтобы деятельность ребенка приносила плоды в виде внимания и похвалы.
5. Взрослые приучили детей к негативному вниманию
«Я обращу на тебя внимание и сделаю замечание, когда ты плохо себя ведешь, а если ты хорошо себя ведешь, тогда и внимание на тебя можно не обращать». В итоге ребенок делает вывод: «Меня замечают только в том случае, если я веду себя плохо».
Что делать? Ваша цель как родителя – научить ребенка получать от вас внимание без демонстрации вызывающего поведения. То есть мы даем ребенку подтверждение в любви, но не подкрепляем выбранного поведения. Как это сделать? Не заглядывайте в глаза малышу, когда он делает то, что вас не устраивает. Не разговаривайте с ним. Сделайте что-нибудь, чтобы ребенок почувствовал, что его любят. Лучше всего погладить по спине или волосам. Он привык чувствовать так: «Если взрослые заняты мной, значит, они меня любят». Важно дать крохе понять, что его любят даже тогда, когда взрослые занимаются своими делами.
Также читайте о том, как вырастить ребенка эмоционально устойчивым.