Одно желание на двоих
История приемной семьи Рожновых началась необычно – с неожиданной встречи... и расставания с ребенком.
«С самого начала семейной жизни мы с мужем хотели детей, но судьба была, как мы раньше считали, к нам не благосклонна», – говорит Наталья. Родить малыша не удавалось. На семейном совете супруги решили: если Бог не пошлет им через 10 лет сынишку или дочку, они возьмут ребенка из детского дома.
«В то время мы, как, наверно, и все жители нашей Родины, уезжали на заработки в другие города, где была более приличная зарплата, – рассказывает Наталья. – 10 лет мы прожили в Москве, зарабатывая на свое безбедное существование, и каждый раз на Новый год у нас с мужем было одно на двоих желание – желание иметь детей!»
В 2000 году по удивительному стечению обстоятельств у Рожновых появилась девочка трех лет. Причем появилась... ниоткуда. «Мы с мужем – из текстильного края, поэтому в Москве занимались реализацией продукции наших фабрик, – объясняет Наталья. – Как-то пришли на работу на рынок, и нашим глазам предстала картина: мама с трехлетней дочкой в тридцатиградусный мороз, а девочках – в «дутиках» на голую ногу. Мы напоили их чаем и предложили искупать и накормить ребенка».
Девочку звали Лизой. Ее мама спокойно оставила малышку Рожновым, и к тому же отдала все документы на ребенка. Однако в тот момент Наталья и Виктор еще не думали, что Лиза останется в их семье: они договорились, что вечером снова встретятся с мамой Лизы и отдадут ей девочку. Супруги тогда снимали жилье в Москве напополам с другой семейной парой, так что, казалось бы, принимать гостей им было негде. Однако, поразмыслив, они решили помочь горе-мамаше и предложили ей бесплатно пожить у них, пока она как-то не определится с собственным жильем. Но предлагать это оказалось некому...
«Ни вечером, ни утром мама Лизы на встречу так и не пришла, – рассказывает Наталья. – И ровно месяц мой муж, как на работу, водил ребенка на рынок в ожидании этой женщины». Позже Виктору пришлось уйти с работы и заниматься ребенком. Вот так в семье Рожновых появилась первая дочь – Елизавета.
«Вы, конечно, спросите: как же мы так могли, надо было заявить в органы о ребенке, – рассуждает Наталья. – Да, мы заявляли: пришли в РУВД и описали всю ситуацию. А нам на это ответили: «Приводите ребенка через месяц!» «Как – через месяц?! Мы же иногородние, вы нас совершенно не знаете, как вы можете даже на месяц ребенка у нас оставить?» В результате Рожновы решили, что Лизу им Бог послал, – и девочка осталась у них. Надолго. Но, к сожалению, не навсегда.
Верните Лизу!
Годы шли, и Рожновы решили вернуться на свою малую родину, в Кинешму. «К тому времени наша Лизонька уже закончила детский сад и пошла очень успешно в школу. Мы купили квартиру, обустроили ее для комфортного проживания вместе с ребенком, – рассказывает Наталья. – Лиза была нашей с мужем жизнью, да и не только нашей – все наши родственники души в ней не чаяли. Но счастье было не долгим – в 2008 году мы стали упорно искать биологических родителей, чтобы получить возможность удочерить девочку».
И Рожновы нашли их – на свое горе. Из Костромы приехали папа и бабушка Лизы по матери, и забрали девочку, которая для семьи стала уже родной. «На все разговоры, что не мы создали эту ситуацию, а их дочь и бывшая жена, ответа не было, – вздыхает Наталья. – Особенно обидно, что, приезжая к нам, эти люди садились пить чай, очень любезно разговаривали, а потом мы словно оказались виноваты в том, что они воспитали дочь, которая оставила ребенка, и что бывший муж отпустил ее...».
В итоге родственники попросили разрешения отвезти Лизу к себе в гости на выходные, и Наталья с Виктором отпустили ее до воскресенья, ведь девочке нужно идти в школу. В воскресенье вечером они нервничали, ждали, когда дочку вернут, но дождались только скупую эсэмэску: «Лиза изъявила желание остаться в Костроме». «И это было все! – рассказывает Наталья. – Казалось, жизнь кончилась, не успев начаться, – такого двойного предательства мы не ожидали. Естественно, сам ребенок ничего не решал. Но эти люди ведь могли как-то договориться с нами, ведь Лиза не день прожила у нас, а восемь лет. Я даже сердцем на расстоянии чувствовала, как ей трудно, но сделать она ничего не смогла бы».
Вся ситуация происходила на глазах у органов опеки и попечительства, где Рожновым объяснили то, что они и сами прекрасно понимали: по закону к ребенку они никакого отношения не имеют, а бороться с кровными родственниками – бессмысленно. «Вы будете нанимать адвокатов, судиться, а это время Лиза будет уже и к ним привыкать», – сказали Рожновым в опеке. «В ходе одной такой беседы, когда слезы застилали глаза, а несправедливость вставала комом в горле, руководитель органов опеки и попечительства предложила собрать документы и попытать счастья уже на законных основаниях с другим ребенком, – говорит Наталья. – Я ответила: да что вы, как можно, нам бы Лизу вернуть! Но дома, видя, в каком состоянии муж, его и мои родители, я очень тонко затеяла этот разговор. У мужа глаза загорелись – и мы решили последовать совету. Только мой папа возмущался, топал ногой и твердил «Верните Лизу!» Моих объяснений, что это невозможно, ему было не понять...».
«Имен не хватило»
Так для Рожновых начались поиски. Сначала они решили взять ребенка постарше, чтобы не уходить с работы. Но в результате решили все-таки найти и усыновить грудничка. «Так появился наш сынок Артём, маленький восьмидневный мальчик-отказник, – говорит Наталья. – Душа и сердце у нас с мужем пели, жизнь заиграла разноцветными красками. А через год и восемь месяцев раздался телефонный звонок от опеки: нам сказали, что биологическая мама Артёма опять родила – на этот раз девочку, и опять отказалась от ребенка».
Рожновым поставили временные рамки: если хотят взять малышку в семью, надо собрать документы за три дня. Новость, конечно, их ошарашила, но раздумывать они не стали ни секунды: «Едва трубка легла на рычаг, мы уже были одеты и готовы открывать закрытые для нас двери», – вспоминает Наталья. И они все успели. Так в семье появилась дочка Катюшка – настоящий солнечный лучик для родственников. Теперь Рожновых стало четверо.
Вслед за радостью на семью обрушилось горе: не прошло и полутора месяцев, как в страшной аварии погибли родной брат и сноха Натальи – Александр и Анна. Сиротой остался их маленький сын с синдромом Дауна. Раздумий и сомнений у Рожновых и на этот раз не было: конечно же, ребёнок должен остаться в семье у дяди и тети. Так в их доме появился восьмимесячный Арсений – его уже оформили как приемного сына. «Детей с инвалидностью не страшно брать в семью, – говорит Наталья. – Дети как дети».
Еще через три года в семье Рожновых вновь случилось прибавление: девочка Настенька. А в этом году – снова Арсений и Катя. Хотели найти брата и сестру, но нашлись дети из разных семей. Кате 6 лет, ее взяли в семью прямо в ее день рождения, 16 июля. Арсюша-маленький попал к Рожновым попозже, в августе. «Соседи над нами смеются, что на семью Рожновых имён не хватило: пошли дубли, – улыбается Наталья. – Теперь наш элитный детский сад, как мы их называем, уже подрастает, на следующий год двое старших ребят пойдут в школу».
«Дети – это по-хорошему заразно, – говорит Наталья. – Они вдохновляют нас, взрослых, на правильные поступки и верные шаги, это они учат нас, а не мы их. Теперь я стала понимать, как много я в жизни упустила: не смогла сразу разглядеть за стремлением к благополучию, что на самом-то деле нам всегда было нужно другое – дети и семья».
Читайте также: «Государственные» дети: история Кирилла и его мамы