Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

А буквы запомнятся сами...

Что если вы решили научить вашего трехлетнего (двухлетнего?!) малыша читать? Мы решили рассказать вам, с чего начать... Больше половины детей учились бы читать гораздо быстрее, если бы знали правду, которую обычно от них тщательно скрывают: научиться читать очень легко! Если только не создавать для этого искусственных преград.


Что если вы решили научить вашего трехлетнего (двухлетнего?!) малыша читать? Мы решили рассказать вам, с чего начать...

Ольга Соболева 
Педагог, методист, психолог,
автор "Нового букваря для дошкольников и первоклассников"

Больше половины детей учились бы читать гораздо быстрее, если бы знали правду, которую обычно от них тщательно скрывают: научиться читать очень легко! Если только не создавать для этого искусственных преград...

Когда ребенок, забравшись с ногами на диван и грызя сочное яблоко, смотрит мультик, никто не просит его запомнить как можно лучше то, что там происходит, никто не обещает проверить потом, что именно он помнит. Однако очень часто даже спустя полгода или год малыш свободно пересказывает содержание мультика, в точности излагая последовательность событий и даже воспроизводя дословно реплики Шрека, Винни-Пуха или смешариков. Отчего это так? Как раз оттого, что во время мультика ярко включились непроизвольное внимание и непроизвольное запоминание малыша. Они на порядок эффективней произвольных процессов, т.е. таких, которые мы включаем специальным образом, благодаря волевым усилиям.

Ваши занятия должны стать для ребенка тем же «любимым мультиком», а это очень многое означает для вас. Это значит, что вам нужно поглубже спрятать ваше порой естественное желание проверить навыки и проконтролировать результат, что вам лучше на время вообще забыть о результате. Для большинства взрослых людей это трудно, как трудно не думать о белой обезьяне. Но вот парадокс! Чем быстрее вам это удастся, чем полнее вы сможете включиться в сам процесс, не думая о том, ради чего, тем быстрее будет достигнут желанный результат.

Какую бы аналогию для вас привести? Представьте, что плывете. Можно делать это так: вот цель - и вы гребете к ней изо всех сил, быстрей и быстрей, и достигаете ее в конце концов. Всё, точка! Вам ведь только это и было нужно. А можно увидеть цель, осознать ее - и тут же от неё отключиться, и наслаждаться самим плаванием, ощущая каждое движение плечей, рук и пальцев, чувствуя, как прохладная вода легко касается их, как проходит между пальцами... Но что это? Вы вдруг замечаете, что цель уже давно позади, а вы плывете дальше - к новым берегам.

Оба варианта, каждый по-своему, хороши. Но сегодня мы выбираем второй. Возможно, мы доплывем очень быстро, даже скорее всего, но не это главное. Самое важное - не то, за сколько недель или дней ваш малыш запомнит пять, или семь, или десять букв, научится читать двусложные или трехсложные слова. Гораздо важнее - что будет происходить в его маленькой головке, пока он будет к этому результату идти, о чем он будет думать, что чувствовать, как будет развиваться его мозг, психика и эмоциональная сфера, что в нем изменится... И помните: яблоко должно быть вкусным!

Рада предложить вам фрагмент необычного сценария, в котором обучение чтению - не самоцель, а повод для эффективного и гармоничного развития ребенка: его мышления, памяти, речи и восприятия, воображения и фантазии, эмоциональной и психической сферы, его творческих способностей. Вам это подойдет, если малыш говорит уже достаточно связно, проявляет любознательность дольше, чем несколько секунд подряд, и успел перешагнуть свой двухлетний возраст. Еще не поздно, если недавно ему исполнилось четыре и даже пять. В зависимости от возраста ребенка, меняется ритм занятий и степень помощи от взрослых, которая ему необходима.

Предвижу заранее, что одних это обрадует, а у других может вызвать сомнения, но слогового чтения в нашем сценарии нет: от знакомства с образом буквы ребенок переходит непосредственно к образам слов. С помощью специальных приемов мы постараемся научить его схватывать взглядом, понимать, прочитывать слово полностью. Но начинается всё именно с буквы. Ее образ всегда вводится через сказку. Обращение к ассоциациям и метафоре будит воображение и включает эмоциональную мотивацию...

Первая буква, первое занятие. Его можно разделить на два, три, четыре... - ориентируйтесь на возможности и желания вашего малыша. 

Сейчас нам предстоит отдать ребенку первую букву. Сказка поможет. Прочтите её малышу как самую обычную сказку - как читали ему «Репку» или «Красную Шапочку». Не заостряйте внимания на учебном моменте. Всё, что нам нужно, произойдет само собой... Хотелось бы только, чтобы сами вы успели заметить, что в сказке обыгран графический образ буквы и что сказочный образ и абстрактный значок в обоих случаях как бы совместились, наложились друг на друга.

Сказка
Одна антилопа гуляла по острову и увидела домик. «А! - сказала она. - Здесь кто-то живёт!» Возле домика она заметила ягодку и опять сказала: «А-а! Здесь что-то растёт!»

 

Распечатать


Вечером антилопа попыталась нарисовать домик и ягодку на песке, чтобы рассказать о них своим детям - маленьким антилопам. Они посмотрели на рисунки и тоже сказали: «А-а-а! Вот что есть на острове!» А потом назвали эти значки буквой А. Значок-домик - большой буквой А, а значок-ягодку - маленькой а. И всё!

«Волшебные упражнялочки»
Они должны быть максимально разнообразны...

Будем играть с буквой! В ее образе есть существенные черты, которые ребенок и должен усвоить. Они связаны только с формой. Чтобы заострить на ней внимание, несущественное (цвет, фактуру, размер) будем изменять! И сначала просто смотрите...
Попросите малыша понарошку дотронуться до этих букв - по очереди. Только не книжную страницу потрогать, а именно буквы - из веревочки, из кирпичиков, из листочков, из сухих веточек, даже из воды. Пусть малыш мысленно ощупает их. Ведь форму предмета можно воспринять не только глазами, но и пальчиками. Информация о ней поступает сейчас в головку ребенка по разным каналам восприятия: работают зрительный и тактильный (осязательный).

№1. Из чего бывают буквы?
Буквы бывают из всего! Смотри!


Распечатать


Из чего, по-твоему, эти буквы? Попробуй сам так поиграть! Что тебе пригодится для игры? Ниточки? Палочки? Камешки? А может, бусинки или пуговицы? Выбирай!

Подключим теперь к зрительному и тактильному каналам еще два - вкусовой и обонятельный. Попробуем букву на вкус! Задержитесь на этом подольше, чтобы прием сработал. Не пропустите только «птицу-фантазию». Пусть коснется малыша своим крылом...

№2. Можно ли попробовать букву на язык?
Вот это да! Из чего теперь наша буква? Как ты ее узнал?

Ты что-нибудь слышал про птицу-фантазию? Она может помочь тебе вообразить всё, что угодно! Например, что пряничная буква - совсем настоящая. Вкусно пахнет буква А! Может быть, теперь всякий раз, как тебе встретится эта буква, на странице запахнет пряником?


Распечатать

 


Пока на картине будет проявляться «скрытое изображение», ваш малыш успеет много раз подряд узнать и выделить из всех букв нужную, а заодно научится различать заглавную и строчную букву А. А пальчики пусть работают! Таких раскрасок можно придумать и сделать сколько угодно. Попробуйте. А в этой, если раскрасить буквы в точности по заданию, проступит алый цветок на зеленом стебле.

№3. Картина
Живёт на свете необычный художник - рисует буквами! А вот и одна из его картин. Закрась везде большую букву А красным карандашом, а маленькую - зелёным, как здесь показано. Увидишь, что в картине спрятано!

 

Распечатать

 


Скорее всего, ваш ребенок еще мал, чтобы рассказывать ему, что буквы обозначают звуки и как они это делают. Вместо этого мы просто говорим, как буква читается и как ее зовут. В данном случае это совпадает: в алфавите буква называется А и читают ее «А». Внимание! Не говорите, что буква звучит: она именно читается!
Аналогия, кстати, очень необычная: между размером буквы-значка и громкостью голоса, т.е. по сути, между зрительным и слуховым образами. А что еще очень важно, так это эффект немедленного результата: узнали первую букву - «уже читаем»!

№4. Уже читаем?!
Эту букву читают так же, как зовут, - просто а. Давай её читать!

Сначала шёпотом, вполголоса:


Теперь погромче:


Теперь так громко, чтобы тебя услышали во всём мире:

 

Давайте уже сейчас продемонстрируем малышу главную особенность гласных звуков - их можно тянуть, можно петь! Ведь они состоят только из голоса. А термин «гласные» для этого нам вовсе не нужен.

№5.Уже поём?!
А ты знаешь, что букву А можно не только читать, но и петь? Попробуй! Можно вместе с мамой или с попугаем - получится здорово!

 

Распечатать

 

 Ааааааааааа

 

→ Скажите ребенку заранее, что хотите прочитать стишок про букву А вместе с ним: три строчки вы, а последнюю - он! Впрочем, в первый раз можно прочесть «простые слова песенки» хором - вы и малыш. Кстати, с этого момента буква уже не просто буква, а персонаж...

№6. Кто поёт теперь?
Сама буква А тоже очень любит петь, и у неё получается!

 

А-а-а-а! А-а! А-а!

 

 

 

Распечатать

   

    Вот буква, выступив вперёд,
Всё громче песенку поёт.
 Простые в песенке слова:
    А-а-а-а! А-а! А-а!

 

А ты можешь слова песенки прочитать? Да? Тогда ты прочёл первые слова в своей жизни!

Вы уже поняли, конечно, что мы с вами не будем задавать ребенку установку на то, чтобы он выучил буквы, не будем просить его запомнить и научиться. Он просто будет вместе с вами смотреть, слушать, представлять, играть, проживать какие-то ситуации и образы, разгадывать загадки, раскрашивать картинки, а буквы... буквы запомнятся сами, почти незаметно для вашего малыша и для вас. Психологи утверждают, что так все на свете запоминается намного быстрее и гораздо более прочно. В полной мере такой подход получилось реализовать в «Новом букваре для дошкольников и первоклассников». Его будет несложно найти, если вам покажется, что вы хотите попробовать...

Подробнее с методикой Ольги Соболевой можно познакомиться по ее «Новому букварю для дошкольников и первоклассников» и на авторском сайте www.metodika.ru

В материале использованы иллюстрации Татьяны Галановой к книге «Новый Букварь»

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
26
Aya
здравствуйте! У меня дочь, ей 2,8 (живем в Египте, папа египтянин),восновном говорим на русском, но в речи много и арабских слов, она понимает и на русском и на арабском (частично). Азбукой русского языка, я занялась еще ей не было года. Скачала с ютъюба советские мультики и в том числе алфавит (с названиями животных каждой буквы), цвета в картинках ( называется умачка) и многое другое. Она постоянно смотрела мультики и в том числе слушала эту азбуку и запоминала, потом стала повторять. Затем я купила тонкую книжечку в мягкой обложке недорогая называется веселая азбука. Вот там минисказки про каждую букву. Очень ей понравилась, и постоянно просила ее читать. Также позже преобрела твоя первая книжка БУКВЫ (в твердой обложкеб замечательная серия). Она уже знает все буквы за исключением Ъ Ь . Поначалу путала некоторые, но скаждым разом они лучше усваиваются. Теперь пытаетсяих писать. Возраст чем раньше тем лучше - верно. Сейчас мы знаем счет от 1 до 10 на трех языках (русск, англ, и арабском) Добавляем алфавит арабский и англ. Используем карточки и игрушечный ноутбук с этими алфавитами. Еще забыла упоминуть плакат с русскими буквами с изображением фруктов и овощей (отличное пособие). Главное играть, заниматься с ребенком с удовольствием и хвалить!
СсылкаПожаловаться
Aya
здравствуйте! У меня дочь, ей 2,8 (живем в Египте, папа египтянин),восновном говорим на русском, но в речи много и арабских слов, она понимает и на русском и на арабском (частично). Азбукой русского языка, я занялась еще ей не было года. Скачала с ютъюба советские мультики и в том числе алфавит (с названиями животных каждой буквы), цвета в картинках ( называется умачка) и многое другое. Она постоянно смотрела мультики и в том числе слушала эту азбуку и запоминала, потом стала повторять. Затем я купила тонкую книжечку в мягкой обложке недорогая называется веселая азбука. Вот там минисказки про каждую букву. Очень ей понравилась, и постоянно просила ее читать. Также позже преобрела твоя первая книжка БУКВЫ (в твердой обложкеб замечательная серия). Она уже знает все буквы за исключением Ъ Ь . Поначалу путала некоторые, но скаждым разом они лучше усваиваются. Теперь пытаетсяих писать. Возраст чем раньше тем лучше - верно. Сейчас мы знаем счет от 1 до 10 на трех языках (русск, англ, и арабском) Добавляем алфавит арабский и англ. Используем карточки и игрушечный ноутбук с этими алфавитами. Еще забыла упоминуть плакат с русскими буквами с изображением фруктов и овощей (отличное пособие). Главное играть, заниматься с ребенком с удовольствием и хвалить!
СсылкаПожаловаться
nata ДОВГОПОЛ
С таким буквариком можно набрать знаний и конечно пониманий да еще и дружбу с папой укрепить.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
EvaУчусь за дочь...Или отсутствие желания у ребёнка учиться.

Доброй ночи.
У меня создаётся впечатление,что я плыву против течения.Все дело в том,что моя дочь (2 класс)с большой неохотой делает уроки,если это можно назвать «делать».После выполнения домашних заданий урока у меня создается ощущение,будто я толкаю руками каток, который утрамбовывает асфальт,чуть сдвину,а он пятится назад.
Делаются уроки по 5-6 часов.Переписываются вовсе неаккуратно.Иногда я иду спать,потому что мне тяжело сидеть до часу ночи и оставлю это в её руках.Если я не проверю домашнюю работу,то обязательно 2 по математике,иногда тройки.
Мне паршиво на душе,потому что я не могу заставить её учиться.
И за неё делать домашнее задание не могу.У неё мотивация ниже плинтуса.
Мои увещевания,разговоры по душам,а тем более ругань на нее по этому поводу не действуют.Иногда могу перейти на мат, могу дать по голове,если на грани.
Она начинает пытаться меня стукнуть.С ошибками списывает условия задачи. Не советуйте мне прописи,они у нас они есть:но там все то же самое: каракули,тк.левша и писать сложно.По математике наловчилас решать только примеры,от задач нервная почесуха. Постоянно разбираем вместе.
Она часто не может найти тетради в портфеле,читает и учит не то,что нужно,бывало и такое.
Приносит не те тетради.
Короче,несобранность во всей красе.
Я не знаю,что мне делать.
И здоровья от этого не прибавляется.
Я потеряла уже 15 кг,выгляжу так,будто в гроб кладут.
У неё уже от слова уроки слезы и в школу со слезами встаёт.

544
ВасилискаЗавуч ударила пятиклассницу за рисование на уроке биологии

С нашими школами происходит что-то очень не то. Что-то очень плохое. Правда, раньше это все тоже могло происходить, но оставалось внутри школьных стен, а теперь этот беспредел можно снять на телефон и придать огласке. Я понимаю, почему во многих школах запрещают проносить телефоны с камерами. только самые простые кнопочные! Или заставляют перед уроком их сдавать учителю. Потому что камеры помогают выносить сор из изб.

Очередной учительский скандал разыгрался в Самарской области. Как рассказали журналистам жители Тольятти, в школе № 93 завуч и преподавать биологии Валентина Я. ударила на своем уроке ученицу 5 класса.


— Она побила ее за то, что та рисовала. Как говорят другие ученики, причем из разных классов, такое поведение этого учителя можно наблюдать неоднократно, — делятся очевидцы.

Происшествия сумели заснять на мобильный телефон одноклассники школьницы. Видео начинается с того, что женщина держит руку у лица девочки и несколько раз дает ей пощечину.


— Вы что, с ума сошли? — чуть ли не плача спрашивает ребенок.


— Я да, я да, а ты нет. Поэтому я хочу, чтобы ты вела себя, как положено. Как девочка-ученица! — в учительском тоне ответила женщина.


Ролик уже разлетелся по социальным сетям. Судя по комментариям, Валентина, действительно, отличается жестким педагогическим подходом к занятиям.


— Слышал предысторию именно этого случая, вроде как, девочка сидела рисовала, не мешая проведению занятия. Я бы понял, если бы она так какого-нибудь наказала, который семки на уроках жует или мешает проведению урока, но чем ей рисующая девочка-то помешала? Я хоть и сам согласен, что многих стоит наказывать, в некоторых случаях возможно и такими методами, но точно не ребенка, который развивает свои художественные навыки... да на уроке биологии, однако опять же, не похоже, чтобы это мешало проведению занятия, — пишет Савелий Е.


— Этот учитель может спокойно вызвать ученика к доске, а если тот не выучил, то может взять и со всей дури головой об учебники ударить. Одному мальчику так разбили нос, — уже другая щекотливая подробность из комментариев в социальных сетях.


В школе ситуацию пока не прокомментировали (соображают, чем можно прикрыться).

По-моему это лютый АД.

П.С. Я в школе всегда рисовала на уроках, все мои тетрадки были изрисованы. Это не только не мешало мне усваивать информацию, но и помогало (я всегда училась отлично). Более того, привычка рисовать у меня сохранилась до сих пор - на лекциях или собраниях я постоянно рисую. Если бы кто-то посмел в этот момент подойти и ударить меня НЕСКОЛЬКО РАЗ ПО ЩЕКЕ, я бы вызвала полицию! А детей, значит, можно бить безнаказанно? Чтобы они вели себя так, как положено ученицам?

296
татьяна конюховаА какая она, хорошая бабушка для Вашего ребенка?

Как много тем о том, какие ужасные свекрови. да и мамы порой по отношению к собственному внуку. Воспитывают не так,  кормят не тем, гуляют не там и не тогда. Так какая она, бабушка- мечта для Вашего ребенка?

288
ms.PanterraПортрет Путина в садиковской группе

В нашем садике в группах на видном месте висят портреты ПУТИНА - прямо как иконы (как раньше говорили: в красном углу). Воспитатели и заведующие говорят, что это в рамках патриотического воспитания.
Знаю, что в некоторых садах и школах и бюсты Путина в холлах стоят. Это нормально???
Мое мнение: нет! 

280
Тата фон ШпигельКто не работает, тот ест?

Девочки, всем привет.
Есть ли такие, кто не работает? Не пашет, как лошадка? А занимается хобби, собой, детьми, домом и т.д.? Или платья на работе показывает отсюда и до обеда?
Как вы пришли к этому счастью? и Счастье ли это?
Просто поболтать.

218
йа Бешеная теткапричины-по которым вам отказывали в приеме на работу

Всем привет . 
в нашем маленьком городишке пыталась я себе недавно найти подработку или временную работу,
Пригласили в одно место на собеседование -резюме мое им понравилось ,вроде как подхожу 
ну и пришла я как всегда в своем обычном виде-джинсы/пуховик/рюкзак/угги
после получаса собеседования мне сказали что я им не подхожу
ПРИЧИНА-я не слежу за собой,т.е. ногти не накрашены/глаза тоже  да и вообще я старовата 



отгадайте куда я устраивалась на работу )))))))))) 
ну и делитесь причинами отказа в трудоустройстве странными и не очень 

216
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети