Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

А буквы запомнятся сами...

Что если вы решили научить вашего трехлетнего (двухлетнего?!) малыша читать? Мы решили рассказать вам, с чего начать... Больше половины детей учились бы читать гораздо быстрее, если бы знали правду, которую обычно от них тщательно скрывают: научиться читать очень легко! Если только не создавать для этого искусственных преград.


Что если вы решили научить вашего трехлетнего (двухлетнего?!) малыша читать? Мы решили рассказать вам, с чего начать...

Ольга Соболева 
Педагог, методист, психолог,
автор "Нового букваря для дошкольников и первоклассников"

Больше половины детей учились бы читать гораздо быстрее, если бы знали правду, которую обычно от них тщательно скрывают: научиться читать очень легко! Если только не создавать для этого искусственных преград...

Когда ребенок, забравшись с ногами на диван и грызя сочное яблоко, смотрит мультик, никто не просит его запомнить как можно лучше то, что там происходит, никто не обещает проверить потом, что именно он помнит. Однако очень часто даже спустя полгода или год малыш свободно пересказывает содержание мультика, в точности излагая последовательность событий и даже воспроизводя дословно реплики Шрека, Винни-Пуха или смешариков. Отчего это так? Как раз оттого, что во время мультика ярко включились непроизвольное внимание и непроизвольное запоминание малыша. Они на порядок эффективней произвольных процессов, т.е. таких, которые мы включаем специальным образом, благодаря волевым усилиям.

Ваши занятия должны стать для ребенка тем же «любимым мультиком», а это очень многое означает для вас. Это значит, что вам нужно поглубже спрятать ваше порой естественное желание проверить навыки и проконтролировать результат, что вам лучше на время вообще забыть о результате. Для большинства взрослых людей это трудно, как трудно не думать о белой обезьяне. Но вот парадокс! Чем быстрее вам это удастся, чем полнее вы сможете включиться в сам процесс, не думая о том, ради чего, тем быстрее будет достигнут желанный результат.

Какую бы аналогию для вас привести? Представьте, что плывете. Можно делать это так: вот цель - и вы гребете к ней изо всех сил, быстрей и быстрей, и достигаете ее в конце концов. Всё, точка! Вам ведь только это и было нужно. А можно увидеть цель, осознать ее - и тут же от неё отключиться, и наслаждаться самим плаванием, ощущая каждое движение плечей, рук и пальцев, чувствуя, как прохладная вода легко касается их, как проходит между пальцами... Но что это? Вы вдруг замечаете, что цель уже давно позади, а вы плывете дальше - к новым берегам.

Оба варианта, каждый по-своему, хороши. Но сегодня мы выбираем второй. Возможно, мы доплывем очень быстро, даже скорее всего, но не это главное. Самое важное - не то, за сколько недель или дней ваш малыш запомнит пять, или семь, или десять букв, научится читать двусложные или трехсложные слова. Гораздо важнее - что будет происходить в его маленькой головке, пока он будет к этому результату идти, о чем он будет думать, что чувствовать, как будет развиваться его мозг, психика и эмоциональная сфера, что в нем изменится... И помните: яблоко должно быть вкусным!

Рада предложить вам фрагмент необычного сценария, в котором обучение чтению - не самоцель, а повод для эффективного и гармоничного развития ребенка: его мышления, памяти, речи и восприятия, воображения и фантазии, эмоциональной и психической сферы, его творческих способностей. Вам это подойдет, если малыш говорит уже достаточно связно, проявляет любознательность дольше, чем несколько секунд подряд, и успел перешагнуть свой двухлетний возраст. Еще не поздно, если недавно ему исполнилось четыре и даже пять. В зависимости от возраста ребенка, меняется ритм занятий и степень помощи от взрослых, которая ему необходима.

Предвижу заранее, что одних это обрадует, а у других может вызвать сомнения, но слогового чтения в нашем сценарии нет: от знакомства с образом буквы ребенок переходит непосредственно к образам слов. С помощью специальных приемов мы постараемся научить его схватывать взглядом, понимать, прочитывать слово полностью. Но начинается всё именно с буквы. Ее образ всегда вводится через сказку. Обращение к ассоциациям и метафоре будит воображение и включает эмоциональную мотивацию...

Первая буква, первое занятие. Его можно разделить на два, три, четыре... - ориентируйтесь на возможности и желания вашего малыша. 

Сейчас нам предстоит отдать ребенку первую букву. Сказка поможет. Прочтите её малышу как самую обычную сказку - как читали ему «Репку» или «Красную Шапочку». Не заостряйте внимания на учебном моменте. Всё, что нам нужно, произойдет само собой... Хотелось бы только, чтобы сами вы успели заметить, что в сказке обыгран графический образ буквы и что сказочный образ и абстрактный значок в обоих случаях как бы совместились, наложились друг на друга.

Сказка
Одна антилопа гуляла по острову и увидела домик. «А! - сказала она. - Здесь кто-то живёт!» Возле домика она заметила ягодку и опять сказала: «А-а! Здесь что-то растёт!»

 

Распечатать


Вечером антилопа попыталась нарисовать домик и ягодку на песке, чтобы рассказать о них своим детям - маленьким антилопам. Они посмотрели на рисунки и тоже сказали: «А-а-а! Вот что есть на острове!» А потом назвали эти значки буквой А. Значок-домик - большой буквой А, а значок-ягодку - маленькой а. И всё!

«Волшебные упражнялочки»
Они должны быть максимально разнообразны...

Будем играть с буквой! В ее образе есть существенные черты, которые ребенок и должен усвоить. Они связаны только с формой. Чтобы заострить на ней внимание, несущественное (цвет, фактуру, размер) будем изменять! И сначала просто смотрите...
Попросите малыша понарошку дотронуться до этих букв - по очереди. Только не книжную страницу потрогать, а именно буквы - из веревочки, из кирпичиков, из листочков, из сухих веточек, даже из воды. Пусть малыш мысленно ощупает их. Ведь форму предмета можно воспринять не только глазами, но и пальчиками. Информация о ней поступает сейчас в головку ребенка по разным каналам восприятия: работают зрительный и тактильный (осязательный).

№1. Из чего бывают буквы?
Буквы бывают из всего! Смотри!


Распечатать


Из чего, по-твоему, эти буквы? Попробуй сам так поиграть! Что тебе пригодится для игры? Ниточки? Палочки? Камешки? А может, бусинки или пуговицы? Выбирай!

Подключим теперь к зрительному и тактильному каналам еще два - вкусовой и обонятельный. Попробуем букву на вкус! Задержитесь на этом подольше, чтобы прием сработал. Не пропустите только «птицу-фантазию». Пусть коснется малыша своим крылом...

№2. Можно ли попробовать букву на язык?
Вот это да! Из чего теперь наша буква? Как ты ее узнал?

Ты что-нибудь слышал про птицу-фантазию? Она может помочь тебе вообразить всё, что угодно! Например, что пряничная буква - совсем настоящая. Вкусно пахнет буква А! Может быть, теперь всякий раз, как тебе встретится эта буква, на странице запахнет пряником?


Распечатать

 


Пока на картине будет проявляться «скрытое изображение», ваш малыш успеет много раз подряд узнать и выделить из всех букв нужную, а заодно научится различать заглавную и строчную букву А. А пальчики пусть работают! Таких раскрасок можно придумать и сделать сколько угодно. Попробуйте. А в этой, если раскрасить буквы в точности по заданию, проступит алый цветок на зеленом стебле.

№3. Картина
Живёт на свете необычный художник - рисует буквами! А вот и одна из его картин. Закрась везде большую букву А красным карандашом, а маленькую - зелёным, как здесь показано. Увидишь, что в картине спрятано!

 

Распечатать

 


Скорее всего, ваш ребенок еще мал, чтобы рассказывать ему, что буквы обозначают звуки и как они это делают. Вместо этого мы просто говорим, как буква читается и как ее зовут. В данном случае это совпадает: в алфавите буква называется А и читают ее «А». Внимание! Не говорите, что буква звучит: она именно читается!
Аналогия, кстати, очень необычная: между размером буквы-значка и громкостью голоса, т.е. по сути, между зрительным и слуховым образами. А что еще очень важно, так это эффект немедленного результата: узнали первую букву - «уже читаем»!

№4. Уже читаем?!
Эту букву читают так же, как зовут, - просто а. Давай её читать!

Сначала шёпотом, вполголоса:


Теперь погромче:


Теперь так громко, чтобы тебя услышали во всём мире:

 

Давайте уже сейчас продемонстрируем малышу главную особенность гласных звуков - их можно тянуть, можно петь! Ведь они состоят только из голоса. А термин «гласные» для этого нам вовсе не нужен.

№5.Уже поём?!
А ты знаешь, что букву А можно не только читать, но и петь? Попробуй! Можно вместе с мамой или с попугаем - получится здорово!

 

Распечатать

 

 Ааааааааааа

 

→ Скажите ребенку заранее, что хотите прочитать стишок про букву А вместе с ним: три строчки вы, а последнюю - он! Впрочем, в первый раз можно прочесть «простые слова песенки» хором - вы и малыш. Кстати, с этого момента буква уже не просто буква, а персонаж...

№6. Кто поёт теперь?
Сама буква А тоже очень любит петь, и у неё получается!

 

А-а-а-а! А-а! А-а!

 

 

 

Распечатать

   

    Вот буква, выступив вперёд,
Всё громче песенку поёт.
 Простые в песенке слова:
    А-а-а-а! А-а! А-а!

 

А ты можешь слова песенки прочитать? Да? Тогда ты прочёл первые слова в своей жизни!

Вы уже поняли, конечно, что мы с вами не будем задавать ребенку установку на то, чтобы он выучил буквы, не будем просить его запомнить и научиться. Он просто будет вместе с вами смотреть, слушать, представлять, играть, проживать какие-то ситуации и образы, разгадывать загадки, раскрашивать картинки, а буквы... буквы запомнятся сами, почти незаметно для вашего малыша и для вас. Психологи утверждают, что так все на свете запоминается намного быстрее и гораздо более прочно. В полной мере такой подход получилось реализовать в «Новом букваре для дошкольников и первоклассников». Его будет несложно найти, если вам покажется, что вы хотите попробовать...

Подробнее с методикой Ольги Соболевой можно познакомиться по ее «Новому букварю для дошкольников и первоклассников» и на авторском сайте www.metodika.ru

В материале использованы иллюстрации Татьяны Галановой к книге «Новый Букварь»

None
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
26
Aya
здравствуйте! У меня дочь, ей 2,8 (живем в Египте, папа египтянин),восновном говорим на русском, но в речи много и арабских слов, она понимает и на русском и на арабском (частично). Азбукой русского языка, я занялась еще ей не было года. Скачала с ютъюба советские мультики и в том числе алфавит (с названиями животных каждой буквы), цвета в картинках ( называется умачка) и многое другое. Она постоянно смотрела мультики и в том числе слушала эту азбуку и запоминала, потом стала повторять. Затем я купила тонкую книжечку в мягкой обложке недорогая называется веселая азбука. Вот там минисказки про каждую букву. Очень ей понравилась, и постоянно просила ее читать. Также позже преобрела твоя первая книжка БУКВЫ (в твердой обложкеб замечательная серия). Она уже знает все буквы за исключением Ъ Ь . Поначалу путала некоторые, но скаждым разом они лучше усваиваются. Теперь пытаетсяих писать. Возраст чем раньше тем лучше - верно. Сейчас мы знаем счет от 1 до 10 на трех языках (русск, англ, и арабском) Добавляем алфавит арабский и англ. Используем карточки и игрушечный ноутбук с этими алфавитами. Еще забыла упоминуть плакат с русскими буквами с изображением фруктов и овощей (отличное пособие). Главное играть, заниматься с ребенком с удовольствием и хвалить!
СсылкаПожаловаться
Aya
здравствуйте! У меня дочь, ей 2,8 (живем в Египте, папа египтянин),восновном говорим на русском, но в речи много и арабских слов, она понимает и на русском и на арабском (частично). Азбукой русского языка, я занялась еще ей не было года. Скачала с ютъюба советские мультики и в том числе алфавит (с названиями животных каждой буквы), цвета в картинках ( называется умачка) и многое другое. Она постоянно смотрела мультики и в том числе слушала эту азбуку и запоминала, потом стала повторять. Затем я купила тонкую книжечку в мягкой обложке недорогая называется веселая азбука. Вот там минисказки про каждую букву. Очень ей понравилась, и постоянно просила ее читать. Также позже преобрела твоя первая книжка БУКВЫ (в твердой обложкеб замечательная серия). Она уже знает все буквы за исключением Ъ Ь . Поначалу путала некоторые, но скаждым разом они лучше усваиваются. Теперь пытаетсяих писать. Возраст чем раньше тем лучше - верно. Сейчас мы знаем счет от 1 до 10 на трех языках (русск, англ, и арабском) Добавляем алфавит арабский и англ. Используем карточки и игрушечный ноутбук с этими алфавитами. Еще забыла упоминуть плакат с русскими буквами с изображением фруктов и овощей (отличное пособие). Главное играть, заниматься с ребенком с удовольствием и хвалить!
СсылкаПожаловаться
nata ДОВГОПОЛ
С таким буквариком можно набрать знаний и конечно пониманий да еще и дружбу с папой укрепить.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
ОльгаНе могу полюбить дочь мужа
Развелась с мужем пять лет назад. От брака двое детей 9 и 11 лет. Надоело решать и тащить на себе все семейные проблемы, да ещё к тому же муж начал гулять. Ушла от него как говорится "с одним узелком"... Всё это время с нуля обустраивала дом, выплачивала три кредита, растила детей, было не легко. Слава Богу повезло и я поменяла работу, стала больше зарабатывать. Более менее жизнь начала налаживаться. Год назад познакомилась с мужчиной... И О Боже... Это тот мужчина о котором я мечтала. Полная противоположность моему бывшему мужу. И забота и внимание. Одно Но... Он отец одиночка... Его с ребёнком бросила жена, ушла к его лучшему другу. В принципе меня эта ситуация не испугнула и я думала ну где два ребёнка там и третий не помехой будет... Но оказалось всё не так то просто... Я как мудрая женщина сразу стала искать подход к ребёнку, купила ей игрушки, полностью заменили её гардероб, у бедного ребёнка не было даже приличных вещей, всё было на столько застирано.... Напокупала ей кучу красивых резиночек в сад. Пыталась всячески угодить. Девочке 5 лет... Ребёнок проблемный, ничего не понимает, в саду на неё жалуются, что не слушается, не хочет заниматься.... Дома творит что попало, не реагирует на замечания. Говорит что поняла и тут же творит опять!!!
Мама никак не участвует в воспитании ребёнка, алименты не платит, ссылаясь на то что она выплачивает совместный кредит... Ну да ладно, Бог с ней...
Прожили мы все вместе год... Я думала что она изменится и мы заживём счастливо... Но ничего не менялось...
Меня бесило её поведение и на почве этого у меня постоянно не было настроения, поэтому с Алексеем мы начали ругаться. Я не могла сказать ему что меня бесит его дочь... Я понимаю что он её любит больше жизни... Думала расстаться, но я его люблю и он меня очень любит....и с моими детьми он хорошо общается, с сыном ходит на шахматы.... Не знаю что делать.. Мне кажется что его дочь никогда не изменится и я никогда не смогу её полюбить....
315
Ольга МорозоваРазборки с соседями(((
Здравствуйте. Я тут уже как то создавала тему про соседских псов, как их отвадить . Осенью, в сентябре, соседский пес загрыз котенка нашего, посреди дня,  можно сказать, на глазах у соседа(хозяина пса) и наших(я и сын видели). Просто напросто не успели ничего сделать, много ли надо 3 месячному котенку. Я тогда на нервах соседям много чего высказала из-за их собак. Они извинялись, обещали присматривать за ними, но при этом прозвучала фраза: собаки охотничьи(обычные дворняги при этом) и на кошек будут все равно нападать, обрадовали называется(((
 Честно говоря, не хотела больше кошек заводить, но в октябре на день рождения дочери принесли ей подарок-котенка..Лоток  дома есть и кошка туда ходит, но только по маленькому, а по большому привыкла на улицу. Выпускали, всё время присматривали за ней. И вот на той неделе соседская псина перескочила по сугробам к нам во двор и прихватила кошку прямо у крыльца. Я под навесом в это время развешивала белье на просушку, он меня не видел, но и я его сразу не увидела/не услышала-без звука напал. Выскочила я на визг кошки. Отбила, при этом он полоснул зубами по рукаву куртки и порвал рукав мне. Когда немного успокоила и обработала кошку и сама успокоилась, пошла к соседям, сказала буду жаловаться. Выходные прошли, они никаких мер не приняли(пес как бегал по улице, так и продолжает бегать). Сегодня написала жалобу участковому, но поразили слова его, мол, никаких мер принять по отношению к хозяину пса не можем, наказания или штрафа за это нет. Только если вы дальше пойдете и в суд на них подадите, на материальный и моральный ущерб. Но с судом связываться из-за кошки и порванного рукава не хочется. Неужели действительно нет никаких законов, чтобы участковый, опираясь на них, мог как то воздействовать на хозяев собак, которые на самовыгуле и по чужим дворам душат кошек? В общем много написала, просто если уж начинать войну с соседями, то опираясь на законы...Может кто что подскажет...
280
Елена НефедоваПоведение дочери
Сразу скажу, что врачей обходили в 2 года, никто никаких проблем не увидел. Это характер?
Дочке младшей 2.1. Говорит не очень много, фраз нет, слов наверно 20-30. Остальное - не разобрать. Исполнительная, все понимает, отзывается на имя, выполняет просьбы. Ходит на горшок, ест сама.
Но последние месяца 4 поведение просто аут... Психует если что не по её. А когда психует - начинает все швырять. То есть прям специально берет все что есть под рукой и швыряет. Или смахивает со стола. Игрушку, пульт, чашку - что угодно. Очень обидчивая. Швырнет что-то - хлопнуть ее могу по руке. То есть по силе - как руку просто положу на ее руку, даже о малейшей боли речь не идет - начинает реветь и орать, вся краснеет. И пока вот либо я не Сдамся или кто-то не подойдет ее пожалеть - не успокоится.
Еще прикол - если не хочет куда-то идти на улице - садится на землю. И вот нет и все. Либо пол часа стой уговаривай, либо силой хватай и беги. Если уйти - не побежит за мной. Ну и также бывает дома может в знак протеста лечь на пол.

Это вообще нормально? Со старшей ничего такого не было никогда. Так что я в легком шоке, хотя все окружающие только и говорят, как мне повезло, что дочка младшая такая спокойная и послушная. Гдееее? К слову, в саду ее обожают, она просто идеально там себя ведет. Вот как так?
И такое поведение и со мной, и с мужем, и с дедушками - бабушками!!
213
КатеринаПридуманные умелки или излишняя критичность?
Тема поболтать. А вы додумываете умелки своих детей? Объясню. У подруги сын младше моего на пару месяцев, и вот она мне гордо присылает видео, где ее малыш как червяк елозит по полу. Она радостно пишет, что он начинает ползать. А по мне так это просто возня на ковре))) Или он попу назад отклячивает, а она думает, что он на четвереньки встает. Я просто либо слишком критична к сыну, либо реалист. Но пока он конкретно не пополз хотя бы сантиметров 30 - я как-то и не говорила, что он начинает ползать. И если он сидит с опорой на одну руку - это еще не сидит. А вы к какому лагерю примкнете и почему?
205
АнонимРабота, ребёнок, больничные , нервы.
Устроилась на работу пол года назад . Ребёнку 3,5 . Ходит в сад. Осенью нормально ходил. Я вышла на полный день. И вот уже почти весь февраль и половину марта сижу дома. Устраивалась по знакомству, никто мне ничего не говорил за пропуски, но крайний раз уже намекнули, что надо бы что то решать с больничными. Нашла няню через агенство, но моя мама подняла панику, что няню не надо (у меня мама командир тот ещё) , она сама его встречает из сада, но больничные говорит будем сидеть по очереди, 2 дня она , три я. Но часто она то улетает куда-то, то театр у неё, то вообще не хочет и ненадёжно все. И ничего хорошего с этого не вышло. Няня в итоге нашла ещё какую то работу посменную и теперь не может приезжать по щелчку, только в выходные свои. Мама ещё подкалывает ,что я половину зарплаты отдам на няню. Нормально работать у меня не получается. Уходить я не хочу, так как муж сейчас зарабатывает недостаточно для всего, я себе покупаю одежду, в е женские необходимости, плюс оплачиваю отпуск, могу отложить на ипотеку, мы копим. Мама поняла , что мы просто так не может накопить на квартиру , перестала попрекать купленной квартирой , до этого мужа тюкала постоянно, что о чем он думал когда семью создавал.  Муж хоть и считает себя добытчиком , но на все не хватает. И я не хочу терять работу, стаж ,квалификацию. А ещё это очень тяжело морально по 2 недели сидеть с ребёнком . Мне на работе лучше , но я не могу туда попасть . Только сходит в сад 5 дней и снова на 2 недели дома . Я постоянно нервничаю. Как же и работать и ребёнка при этом смотреть. Как женщины это делают? 
164
LTA LTAКак назвать студию обучения?
Добрый день, уважаемые форумчанки. Нужен коллективный разум, у меня уже мозг не работает. Дано:есть небольшая студия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ: русский, англ, общество и матем. Планирую расширение-открыть вторую в другом районе, и изменить название обеих студий. Так называемый, ребрендинг произвести. Сейчас название -АбвЕГЭ. Хочется что-то интересное и по делу. Муж предлагает "студия подготовки к ЕГЭ фамилия имя". Мне не нравится, слишком пафосно. Помещение-небольшое, три класса и стойка админа, за которой я и стою, если урока нет. Курсами не назовешь.  Буду благодарна за советы: как можно назвать интереснее. 
82
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru