Бизнес по-школьному: как создать стартап в 15 лет и получить серебряную медаль

Может ли школьник стать бизнесменом — с собственными идеями, продуктом и даже небольшим производством? Конечно, может, если у него есть энергия, талант и поддержка старших.

Вместе с порталом национальныепроекты.рф рассказываем о школьниках, которые запускают стартапы и активно занимаются предпринимательством. 

Курск. От идеи на флипчарте — до патента и победы на конкурсе

Это история о том, как 15-летние курские школьники Кирилл Галушкин и Саша Золотухин запустили свой первый стартап — компанию TurboM. В апреле 2021 года они разработали систему турбонаддува для мототехники, создали работающий прототип и оформили самозанятость.

Кирилл Галушкин (слева), Александр Золотухин на встрече с губернатором Курской области
Источник: Из личного архива Екатерины Галушкиной

Кстати, самозанятость можно оформить с 14 лет и легально зарабатывать уже в школе, а помощь самозанятым входит в нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». С теоретической базой школьникам помогли в центре «Мой бизнес». Им рассказали о возможностях для самозанятых и предложили бесплатные обучающие программы. 

А техническую информацию подростки искали сами: читали книги, статьи в интернете, консультировались со специалистами. Ребята раскручивали свое сообщество во «ВКонтакте» и работали над прототипом. И все не зря — они представляли Курскую область на IX национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) — 2021.

Проект TurboM получил серебряную медаль в национальном финале этого чемпионата в номинации «Предпринимательство. Юниоры», который проходил в Уфе в августе этого года. Давайте послушаем, что сами ребята рассказывают о своем успехе. 

Саша: «Испытания мы проводим на моем квадроцикле»

«Турбонаддув разработали не мы — его придумали давно, а мы доработали эту систему для мототехники. Система получилась компактной и эффективной: ее применение увеличивает мощность двигателя и КПД, при этом снижает шум мотора и повышает экологичность транспорта. 

Александр Золотухин
Александр ЗолотухинИсточник: Из личного архива Александра Золотухина

Испытания мы проводим на моем квадроцикле. Устройство прекрасно работает, мощность увеличилась вдвое, а максимальная скорость выросла на 10 километров. 
Сейчас мы продолжаем заниматься продажами турбины, запатентовали прототип, в планах — расширение ассортимента, массовое производство и работа с производителями мототехники».

Кирилл: «Девятый класс я закончил с красным аттестатом

Кирилл Галушкин:
«Мы учимся в десятом классе и легко совмещаем школьную нагрузку, подготовку к экзаменам и развитие компании. Девятый класс я закончил с красным аттестатом. Впереди цель — золотая медаль, успешная сдача ЕГЭ и поступление в Высшую школу экономики. Саша планирует поступить в тот же вуз. 
Кем бы мы ни стали, практический опыт открытия своего дела и знания в области менеджмента, финансов, проектной деятельности и коммуникаций будут для нас ценными ресурсами. 

Контент недоступен

Реализовать идеи в металле нам очень помогли механики курского мотоклуба КУРСК МОТО: Коровкин Александр, Шилин Александр, Башкеев Алексей. Без их участия реализовать проект было бы невозможно, мы искренне благодарны им за помощь!»

Свой бизнес-проект Кирилл и Саша создали и развивают под руководством команды экспертов компетенции WorldSkills «Предпринимательство» на базе ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж». Безусловно, школьникам не обойтись без помощи родителей — и финансовой, и организационной.

Папа Саши и мама Кирилла рассказали, как развивались увлечения ребят и сколько сил они потратили на свой проект. 

Папа Саши: «Идеи сына мне не казались перспективными»

Александр Золотухин:
«Саше всегда нравилось конструировать. В детстве он любил играть в лего — начинал с простых наборов, а потом стал собирать сложные программируемые модели. У него всегда был нестандартный подход к технике, стремление что-то изменить и усовершенствовать.

С 13 лет он стал просить приобрести ему мини-мотоцикл. Мы опасались за его безопасность и решили повременить с покупкой пару лет. Но он горел этой идеей и даже предложил потратить на покупку свои сбережения. После окончания восьмого класса, все еще сомневаясь в своем решении, мы приобрели ему квадроцикл.

Александр Золотухин
Источник: Из личного архива Александра Золотухина

Саша к тому моменту был уже теоретически подкован в устройстве мототехники и начал активно дорабатывать свой личный транспорт, проводя много времени за изучением его устройства. Тогда ему и пришла идея об увеличении мощности двигателя за счет установки турбины.

Честно говоря, мне его идея не показалась перспективной. Однако то, с каким энтузиазмом он отнесся к этой идее, как аргументированно доказывал ее жизнеспособность, убедили меня, что я должен поддержать сына». 

Мама Кирилла: «Мальчики даже не представляли, какой им предстоит трудный путь»

Екатерина Галушкина: 
«Ребята дружат с самого детства, очень хорошо знают и понимают друга друга. Каждый знает сильные и слабые стороны друга, а главное — они единомышленники.

Кирилл, как и Саша, с детства был фанатом лего. Первый набор мы собирали с ним вместе — это был пиратский корабль. Потом он сам стал проявлять интерес к техническому творчеству. Сын часами мог собирать новый звездолет или космический корабль. 

Контент недоступен

Также сын профессионально занимается в театре танца при Курской областной филармонии, он призер многих конкурсов. Танцы помогли ему в становлении характера, поддержании хорошей физической формы и научили работать в команде.  

Ребята даже не представляли, какой им предстоит долгий и трудный путь.

Ту психологическую нагрузку и колоссальную ответственность, которая обрушилась на мальчиков, сложно выдержать даже взрослому. Ведь они представляли нашу область на всероссийском конкурсе — и выиграли. 

Хотелось бы, чтобы к таким детям уже в школе было особое внимание, заинтересованность и финансовая поддержка со стороны властей. Тогда наши юные бизнесмены, светлые умы не будут стремиться уехать из страны, а будут развивать свой бизнес в России и работать на благо родного государства и региона». 

Удмуртия. Обеззараживающий портал, пчелиная пасека и приложение для фиксации неправильной парковки

Следующая история — про юных предпринимателей из Удмуртии. Благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство» там работает проект для школьников и студентов от 14 до 20 лет «Школа Бизнеса». 

«Школа Бизнеса» — это обучение, реалити-шоу и отбор лучших идей. Обучающий проект длился весь сентябрь, каждая неделя была посвящена определенной тематике.

Участники научились разрабатывать продукт, упаковывать и продвигать его, а в конце даже попробовали продать его настоящим покупателям. Первая серия вышла 12 октября на YouTube-канале Корпорации развития Удмуртии. А в ноябре лучший молодой предприниматель получит 1 миллион рублей на развитие своей бизнес-идеи. 

Что за проекты участвуют в программе?

Знакомимся с Костей Стариковым, который разработал приложение для фиксации неправильной парковки в Ижевске

«В прошлом учебном году я учился в IT Школе Samsung. Чтобы успешно выпуститься оттуда, мне нужно было разработать собственное приложение. Я увлекаюсь урбанистикой и “городским активистом”, а еще я был в Москве и видел, как Москва успешно борется с нелегальными парковками с помощью проекта “Помощник Москвы”, поэтому решил разработать аналогичное приложение для Ижевска. Так и появился проект “Помощник Ижевска”.

Мое приложение автоматически распознает номера, делает снимки и отправляет их на сервер.

В нем можно фиксировать пять видов нарушений: парковку на газоне, пешеходном переходе, тротуаре, у знака “Стоянка запрещена” и у знака “Остановка запрещена”. 

Приложение уже разработано, но требует доработки и финансирования. Я уже несколько месяцев ищу возможности запустить его в Ижевске. Получается с переменным успехом — мешает закрытость региональной власти и консервативное провинциальное население. А приложение такого типа не будет работать без сотрудничества с государством. Но все же мое приложение признается эффективным решением против неправильной парковки — это радует. Я очень надеюсь на скорейший запуск проекта. 

В будущем я хотел бы заниматься бизнесом, скорее всего в IT-сфере. Для меня это намного интереснее, чем работать на кого-то, а еще я думаю, что в предпринимательстве я смогу себя полноценно раскрыть как человека, а не просто как технического специалиста».

* * *

В «Школе Бизнеса» участвует много проектов. Например, Богдан Щелчков создал проект ShenPy. Это обучающее приложение, которое учит школьников нестандартному подходу к программированию и повышает квалификацию будущих IT-специалистов. Готова первая версия приложения. Проектом уже заинтересовались предприниматели Ижевска.

Елизавета Макарова придумала онлайн-школу по ресторанному сервису «PROсервис». Она мечтает вывести сферу гостеприимства на новый уровень, обучая персонал заведений общественного питания.

16-летний Степан Морозов из села Мостовое создал проект пчелиной пасеки. «Пасекой я начал заниматься с 11 лет. Первое время мне помогали родители — они купили инвентарь и пчелосемьи. Сначала было тяжело, но потом я научился управлять пасекой. Моя цель — расширить пасеку, чтобы мое хобби приносило доход».

15-летний Илья Максимов придумал бизнес-проект обеззараживающих порталов, которые позволят значительно снизить вирусную и бактериальную нагрузку в любых закрытых помещениях. Идея заключается в том, чтобы на входе в любые общественные или торговые помещения создать облако неагрессивного обеззараживающего вещества.

Каждый человек, вошедший в здание, будет проходить через «портал» — и в результате любые бактерии и вирусы будут уничтожены.

«Школа Бизнеса» реализуется Корпорацией развития Удмуртской Республики (в состав которой входит региональный Центр «Мой бизнес») при поддержке Правительства Удмуртской Республики. Сбер выступает партнером проекта. 

Редактор, мама двух девочек