Юлия Бачинская: «Хочу, чтобы дочь сама выбрала свой путь»

Настоящая «страсть» маленькой Лизы, которой на днях исполнилось 2 года, это лошади. На один только день рождения ей подарили четырех игрушечных лошадок.

В книжках для нее главный герой — несомненно, лошадь, а не едущий верхом принц, в телевизоре самое интересное — это исторические фильмы или трансляция поло-матчей. У папы была мечта — подарить Лизе настоящего пони, но он не успел: когда дочке было всего 3 месяца, ее папа — известный радио-и телеведущий Геннадий Бачинский — погиб в автокатастрофе.

Сегодня мы в гостях у Лизы и ее мамы Юлии.

Юлия: Лиза — папина копия: беленькая и кудрявенькая, как он в детстве. Да и высокая она, не на свои два года. Все Генкино — и цвет глаз, и взгляд. И характер у Лизки сильный...

Мне вот говорят: Лиза маленькая, еще ничего не понимает. Все она понимает, такой хитрюжкин. Просто надо научиться договариваться с ребенком. Вот пришли мы в магазин, купили лошадку. Смотрю, а она за сумочкой потянулась. Говорю: «Давай в следующий раз», она: «Хорошо, мам». Даже продавщицы удивляются. Надо учиться вести с ребенком диалог; любовью, объяснениями — все получится.

Хотя, конечно, бывает, что ругаемся и плачем. Это сейчас Лиза понимает, что у мамы работа, что она вернется, что мама не бросает ее. А раньше — только выхожу из дома, даже в магазин за хлебом — она тут же начинала плакать. Но это такая манипуляция. Слезы возникали тогда, когда не исполнялось сиюминутное желание. Да, страшно, когда ребенок плачет, но меня научили главному: «перетерпи». Вот Лиза, бывает, бежит, падает. И если ты к ней не бросишься сразу, она и не заметит ничего и рыдать не будет.

Лиза увлеченно раскладывает развивающую игру: картонные карточки с героями сказок, зовет бабушку на помощь: потерялась Дюймовочка.

Мама Юли, Татьяна Ивановна: Самое приятное, что Лиза очень активно играет. Появляешься с утра: «Бабушка, садись, играй!». У детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, и если ребенок себя в игре не реализует — у него потом появляются проблемы и с работой, и с общением...

Юлия: Лиза ходит в группу раннего развития по методике Монтессори и очень любит эти занятия. Особенно петь песенки и танцевать. Хотя и Монтессори надо дозировать, а то ребенок после такого сада или школы попадает в общество и не знает, как ему в нем устраиваться. В любом случае, я не сторонник того, чтобы ребенок в 10 лет окончил школу, а в 13 — институт...

Мы поинтересовались, не планирует ли Юлия отдать дочку в конно-спортивную школу.

Юлия: Да, у Лизы обычное катание на пони в парке развилось прямо в лошадиную страсть. У нас многие знакомые занимаются конным спортом и говорят, что общение детей с лошадьми очень результативно. А я сама была очень против: вспоминала фильм «Унесенные ветром»... Но, все-таки, хотела бы, чтобы Лиза сама выбрала свой путь. А то бывает, что ребенок идет на поводу у родителей, а потом страдает. Ничего хорошего из этого не получится.

Сама Юля призналась, что была послушной девочкой и по желанию мамы пошла учиться на переводчика. Но, окончив институт иностранных языков и поработав по специальности, Юля поняла, что это не ее путь и получила второе высшее образование — финансовое. Это же образование пригодилось, когда после смерти мужа Юля организовала и возглавила благотворительный фонд памяти Геннадия Бачинского, который помогает пострадавшим в автокатастрофах.

Юлия: Сейчас наш фонд переживает не лучшие времена — кризис. Мы шли сложным путем, у нас не было никаких спонсоров за спиной: существуем мы только на пожертвования. Но, по крайней мере, можно жить уже тем, что мы помогли кому-то: оплатили лечение, устроили в больницы. Так что не зря все это начинали. А еще проводили акцию: раздавали автомобилистам на улицах ленточки с надписью «Сохрани линию жизни, пристегнись». Надеюсь, хоть кто-нибудь после этого станет задумываться...

Сама я за рулем езжу. Всегда пристегиваюсь. Если с Лизой — всегда с автокреслом, у нас с этим строго. Да, автокресло удовольствие дорогое. Но как можно возить ребенка на руках? Ведь одно резкое торможение и он просто улетает вперед, и травмы будут страшные. Так что у нас автокресло всегда, даже на короткие расстояния. Потому что никогда не знаешь, как и что.

Время обеда, и мы с Лизой отправляемся на кухню. Юлия включает телевизор и смущенно признается:

— Под еду мы смотрим мультики. Все мамы знают, что это вредно, но все практикуют. Сейчас, по мере взросления, больше отвлекающих факторов — и тем хуже она ест. Лиза любит Лунтика. Я, когда первый раз в гостях у друзей увидела «Лунтика», поразилась: «неужели и мой ребенок будет такое смотреть?», а потом мне рассказали, что эти мультики делают психологи, каждая коротенькая серия несет какую-то смысловую нагрузку. И ребенок ее усваивает.

И, конечно, любим классические мультики: «Бременские музыканты» (она их называет «маханты»), «Мойдодыр» (его она называла «стыд и сям»; оставили как-то Лизу с дедушкой, он мне звонил: «Она хочет «стыд и сям», что это?!»), мультики про Гену и Чебурашку.

— Гена — крокодил, — вдруг отзывается Лиза.

— А кто у нас еще Гена?

— Папа...

С момента гибели Геннадия Бачинского прошло уже почти два года. В доме везде фотографии: он, она и Лиза...

Юлия: Генка был не святой, но для меня был идеальным мужем и отцом. Он был таким, о каком только мечтать можно. И я так говорю не потому, что он погиб. Мы с ним просто нашлись и «схлопнулись» в единое целое. Но, по крайней мере, теперь я знаю, что так бывает, и знаю, что значит быть любимой. И беременность была самым счастливым периодом в жизни, потому что мужа интересовало, что я ем и что я пью, и не жмут ли джинсы животу, и не слишком ли высокий каблук. Его волновали и анализы, и УЗИ. Хотя ведь ему было чем заняться... Очень важно было ощущать его заботу и поддержку.

Я сейчас говорю своим молодым неженатым приятелям: детей надо рожать не потому, что вот поженились — надо детей, а потому, что ты не видишь жизнь по-иному. Когда ты любишь свою женщину и осознаешь, что ребенок — это ваше продолжение. И тогда тебе будет интересна и беременность жены, и роды, и сам ребенок, и смена пеленок. И будет интересно принимать в этом всем участие (а не так, как у многих: принял участие в одном процессе и все, свободен). Тогда ведь и дети совсем другие получаются. Вон у нас-то какая Геннадиевна получилась.