1. Ребенок — главный
Мария Монтессори была убеждена, что идти за потребностями ребенка – лучший и единственно верный путь. Только ребенку известно, что наиболее актуально для него сегодня, здесь и сейчас. Он может посвятить час переливанию воды, и никто не поведет его рисовать солнышко или надевать кольца на пирамиду.
2. Педагог направляет и не мешает
Конечно, ребенок – главная движущая сила процесса обучения. Но взрослый – всегда рядом и действует так деликатно, чтобы не сломать и не разрушить естественную тягу к новому и интересному.
С проблемой обучения персонала сталкивалась и Мария Монтессори. Вот что она писала в своих дневниках: «Мой опыт подготовки наставниц работе в моих школах открыл мне, как далеки прежние методы от новых. Даже интеллигентные наставницы, усвоившие основной принцип, с большим трудом проводят его в жизнь. Она не может осознать, что ее новая роль лишь с виду пассивна, подобно работе астронома, который неподвижно сидит у телескопа, в то время как в пространстве вращаются миры. Идею, что жизнь идет сама собой, и, чтобы изучать ее, разгадывать ее тайны или направлять ее деятельность, необходимо наблюдать ее и понимать, не вмешиваясь, – эту идею очень трудно усвоить и осуществить на практике».
3. Обстановка вокруг ребенка меняется вместе с его интересами
Среда – столп монтессори-педагогики. Она удовлетворяет потребности каждого ребенка в классе. Она изменяется и подстраивается под запросы ребенка. Педагоги всегда держат руку на пульсе жизни класса, наблюдают за детьми и меняют материалы на полках в зависимости от актуальности на данный момент времени.
4. В группах занимаются дети разного возраста
Очень многому ребенок учится, наблюдая за работой таких же детей, как он сам. И разновозрастные группы как нельзя лучше подходят для такого перенимания опыта внутри детского коллектива.
Ребенку очень важно видеть «зону ближайшего развития», то, чего он еще не умеет. Но вот ребенок, почти такой же, как он сам, демонстрирует это умение, и хочется тянуться, хочется тоже научиться.
Раньше такую зону ближайшего развития обеспечивала семья, в которой было много детей, и разница в возрасте была небольшой. В современной семье ребенку часто не на кого посмотреть и «опереться» в своем развитии. Именно поэтому разновозрастные группы так эффективны и полезны для развития детей.
5. Дети свободны заниматься тем, чем им хочется
Ребенок заходит в класс и выбирает себе занятие сам. Эта свобода конкретного ребенка иногда пересекается со свободами других детей, которым тоже хочется, например, поиграть именно в эти игрушки. И тут вступают простые правила класса - кто первый взял материал, тот и занимается. Можно предложить поиграть вместе, но ребенок вправе отказаться, и никто не назовет его жадиной. Отсюда вытекает следующий принцип.
6. Дети сами выбирают, заниматься им в одиночестве или в группе
Дети учатся отстаивать личное пространство, уважать чужое и взаимодействовать друг с другом. Пришедшие в сентябре ребята, которые расстраиваются, если с ними «не поделились», уже к концу учебного года спокойно относятся к желанию другого ребенка заниматься чем-то самому. В то же время если чем-то действительно хочется заняться вместе – дети прекрасно договорятся и найдут компромисс.
7. Дети занимаются столько времени, сколько хотят
В монтессори-классе никто не подгоняет ребенка. Не вырывает вещей из рук («ну ты же уже поиграл, дай мне!»). За этим следят педагог и сами дети.
В то же время, если ребенок взял материал и через 2 минуты понял, что он не хочет нанизывать бусины, а хочет резать салат - он уберет поднос с материалом на место и никто не скажет ему: «Ну позанимайся еще, смотри какие красивые разноцветные бусинки».
8. В группе действуют правила, которые соблюдают все, даже взрослые
Например, у всех материалов в классе есть свое место. После того как ребенок позанимался, он знает, что надо убрать все обратно. Со временем это становится так естественно, что делается на автомате и без напоминаний.
Еще, например, в монтессори-классе все стараются поддерживать комфортный уровень тишины, разговаривают спокойно и негромко, даже педагоги.
9. Ребенок сам может оценить свою работу
Мария Монтессори подбирала для детей такие материалы, с которыми можно заниматься самостоятельно. Им не нужен взрослый, чтобы сказать, правильно выполнена работа или нет.
Например, знаменитые цилиндры с разным диаметром: если ребенок поставил цилиндр не в то отверстие, он сам заметит ошибку и исправится.
10. Никто не станет навязывать ребенку свою помощь
Самостоятельность поощряется и поддерживается, никто не будет его торопить, подталкивать и помогать без просьбы. Но ребенок всегда может обратиться за помощью к педагогу.
Читайте также: Методика развития Монтессори: сильные и слабые стороны.