Психологи утверждают, что причиной этой тенденции зачастую становятся сами родители и общественная мораль, которая в последнее десятилетие ориентирована на психологию потребления. Современные идеалы формируют противоположный альтруизму ценностный ряд - эгоизм, изворотливость, готовность и способность обмануть, неумение дружить, любить.
Многочисленные психологические исследования показали, что у детей чувство социальной справедливости и забота о благе других людей появляются в возрастном промежутке от 5 до 7 лет. В младшем возрасте почти все дети склонны вести себя абсолютно эгоистично. Ученые считают, что это обусловлено эволюцией: от природы все дети склонны прежде всего защищать собственные интересы для увеличения выживаемости, и только в более старшем возрасте для ребенка становятся важны интересы общества.
В том возрасте, когда у ребенка появляются моральные ценности и ориентиры, определяющие его дальнейшее поведение в жизни, наиболее важным образцом для него является пример поведения родителей и других близких людей. Только в семье ребенка могут научить взаимовыручке, альтруизму и самопожертвованию ради интересов ближних. Если родители не подчеркивают для ребенка важность умения делиться, дарить, сотрудничать с другими детьми, то эти качества не разовьются у ребенка сами. Впрочем, в дальнейшем командный дух и способность к сотрудничеству у ребенка отчасти может помочь развить школьный или спортивный коллектив – при правильном руководстве педагога или тренера, нацеленного на развитие именно этих качеств.