Секреты дружного класса

И все-таки есть ведь люди, которые со школьными товарищами встречаются всю жизнь. В чем секрет такой дружбы?

807e81cbc008ed81fb0be9c1368ac86f.jpg
Источник: Migration

Я сменила две школы, то есть у меня было примерно 70 одноклассников. Но перебираю школьные фотографии и понимаю: половину имен просто не помню! В памяти только те, кто чем-то выделялся. Вот, например, всеобщая любимица Светка - коммуникабельность в итоге довела ее до Сиэттла, где она тоже пришлась ко двору. Вот наше «информбюро» Ирка. Теперь она чем-то руководит в крупном издательстве, но не удивлюсь, если до сих пор все про нас всех знает. А вот будущий министр. Он, кажется, закадычных друзей не имел: учился изо всех сил. Зато сегодня по ТВ через день выступает - как такого забудешь! А что с остальными?

Вечер встречи? Ты же знаешь, что я и так вся на разрыв - дети, плита, рассада вон переросла вся... И ты серьезно думаешь, что при этом мне важно знать, как теперь выглядит Крайнов или кем стала Гусева? - негодует моя школьная подружка на предложение повидаться с бывшими однокашниками. Странно - она-то с ними все 10 лет вместе проучилась...

И все-таки есть ведь люди, которые со школьными товарищами встречаются всю жизнь. В чем секрет такой дружбы?

Только вперед!

- Развиваться, идти вперед, не оглядываясь на прошлое, - это нормально, - уверяет психолог Жанна Шопина. - На самом деле долгие годы помнят школу только те, от кого она потребовала больших душевных сил. Худший вариант - когда в классе плелись интриги, и дети дружили группами друг против друга. Но могла быть, например, несчастная любовь. Или одноклассники кого-то не принимали, а ему очень хотелось признания. Вариант со знаком плюс: ученик был школьным активистом и чувствовал себя нужным.

Остальные, вырастая, переключаются на взрослую жизнь. И в этом нет ничего удивительного: ведь, в отличие от всех других коллективов, школьный класс образуется во многом стихийно. Изначально детей не связывают общие цели, интересы, темпераменты. И как сложатся их отношения в будущем, зависит от того, смогут ли взрослые - в данном случае, классный руководитель - выстроить яркую внеурочную жизнь.

Если повезет, и учитель сможет стать вожаком (в котором, кстати, в определенном возрасте нуждаются все дети), коллективу - быть!
Не сможет - извините... Потому что только в том случае, когда педагоги общаются с учениками неформально, они уже не просто «русички» и «математички», а люди, с которыми есть что обсуждать.

Главное - только не путать искренний энтузиазм с любовью к отчетным мероприятиям: какая-нибудь газета «к праздничной дате», сделанная из-под палки, никого не объединит.

Кто может стать идеальным классным?

- Заядлый походник, который и ребят берет с собой в экспедиции.
- Исследователь, сумевший увлечь своим внешкольным интересом учеников.
- Интеллектуал, который водит детей по музеям и театрам не потому, что так положено по программе, а ради эстетического удовольствия.
- Волонтер, пробудивший в школьниках сострадание и желание оказать посильную помощь нуждающимся.

Продолжить список вы можете и сами. Ведь главная задача - интересно жить.
А вот родители, к слову сказать, мало могут помочь в объединении класса: подросткам меньше всего хочется быть похожими на пап и мам. И суетиться тут бесполезно.

Баба Яга как стимул

- Тем, как складываются отношения в классе, озабочены, в том числе, и школьные психологи, - говорит Елена Орлова, классный руководитель 9-го класса. - Специальные тесты проводят, анализируют результаты... Но и без этого все можно понять. Мой класс, например, недавно изложение с элементами сочинения писал. Так парень, который мог это сделать, написал всем, кто не мог. А самому себе - в последнюю очередь. А мальчику из Армении, который учится прилежно, но с русским у него проблемы, на всех контрольных сосед по парте помогает: «Не пропадать же ему из-за того, что они в Россию недавно приехали!» - говорит.

Как удалось добиться такой взаимовыручки (ибо взаимовыручка - это, безусловно, признак дружбы)?
- В сущности, ничего сложного, - пожимает плечами Елена. - Мы после уроков много времени всегда проводим: спектакли ставим, конкурсы танцев устраиваем. С обязательным последующим награждением. Дети - они ведь всему рады: грамоте или объявлению имени со сцены. А начиналось все с экскурсий: мы с 5-го класса вместе с родителями возили ребят по Подмосковью, по Золотому кольцу. По пути останавливались на пикнички, дети жарили сосиски и были абсолютно счастливы.

Кстати, до этого я в другой школе работала, так там на такие поездки уговорить родителей было практически невозможно. Да и администрация внешкольную работу не слишком приветствовала - никто не хотел лишней ответственности за детей. Понятно ведь, что опасностей много: дороги, открытые пространства, травмы... И учитель, по большому счету, не обязан на себя все это взваливать.

Конечно, не все было безоблачно. Случалось, родители мне звонили - пытались пожаловаться на одноклассников ребенка, просили надавить авторитетом. И ябеды в классе были. Но я все это пресекала. И всегда все с детьми проговаривала. Объясняла: мы обязаны научиться строить общение.

За 5 прошедших лет сложился костяк класса, лидеры, «правые руки» - назовите как хотите. Но это люди, на которых я могу положиться. К нам, например, в 7-м классе мальчика перевели - хулиганистый парень, безалаберный... Пытался порядки прежнего класса у нас насадить. Так мне и вмешиваться не пришлось - ребята уже сами могли и поговорить, и приструнить: «У нас так не принято». А на Новый год мы новенькому роль Бабы Яги поручили в школьной постановке, и он, представьте, увлекся!

С мальчишками вообще проще. Другое дело - девочки. У них проблем больше, вплоть до того, кто во что одет, кто как накрашен - все обсуждается. У нас есть девочка, которую одно время пытались «клевать». Во многом она сама была виновата: неправильно себя вела. Мы с ней об этом много разговаривали.

Об изгоях...

- Иерархия в любом классе неизбежна, - уверяет Ефим Рашкован, кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогической психологии МГППУ. - В любом коллективе есть лидеры и ведомые. И изгои, то есть дети с низким уровнем адаптивности. Сверстники таких чувствуют моментально и с удовольствием клюют. Но если кого-то гнобят, это не значит, что все плохие. Обязательно есть забияка, который всех ведет за собой. И тут взрослый должен объяснить детям, насколько мерзко их поведение.

Я, когда в школе работал, обычно поднимал агрессора и говорил: «Да, ты сильнее его. Но я сильнее и опытнее тебя и смогу с тобой справиться. Представь, я стану тебя высмеивать и унижать. Тебе понравится?» Смысл в том, чтобы обидчик почувствовал себя на месте изгоя.

А противоречия возникают между детьми в обязательном порядке. Просто в дружном классе их удается решать моментально и без агрессии. Кстати, по моим наблюдениям, программа агрессивного поведения носит врожденный характер. И миротворцы (те, у кого наиболее развита программа урегулирования конфликтов) - тоже от природы. А вот умение пользоваться своими программами достигается в процессе воспитания. В первую очередь - семейного: ведь ребенок неизбежно усваивает манеру общения родителей между собой.

...И лидерах...

Когда Лена училась в 11-м классе, они с папой попали в автокатастрофу. Результат - два месяца неподвижности на больничной койке. И тут случилось неожиданное: в один прекрасный день палату наполнили одноклассники. Все 28 человек набились в маленькую комнату, вызвав переполох медперсонала. Сначала все были немного растеряны: так получилось, что этот визит был первым совместным мероприятием класса, в котором все участвовали добровольно. Потом, оценив обстановку, народ быстро распределил дежурства: кто когда может подменить родителей на их «посту», кто возит домашние задания. А дирижировали процессом трое девчонок. Которые, к слову, подружками Лены и не считались...

Психологи на это сказали бы, что ситуация выявила эмоциональных лидеров. Потому что, как утверждает их наука, любая группа подсознательно выдвигает лидеров еще в начале становления. Как правило, при общем замешательстве ими становятся те, кто проявляет большую активность, осведомленность и искреннюю заинтересованность. Их охотно выслушивают, к ним обращаются за советом. Это и есть эмоциональные лидеры. Позже определяются лидеры функциональные. Первых все с радостью приглашают на дни рождения. Со вторыми охотнее садятся на контрольных.

Кстати, если в группе примерно поровну мальчиков и девочек, функциональным лидером чаще становится мальчик, а эмоциональным - девочка. А уж насколько ярко они себя проявят в школьные годы, зависит от того, насколько одноклассники будут заинтересованы друг в друге.

Подводим итоги

Класс наверняка будет дружным, если...

Повезет с классным руководителем.
То есть учитель не просто будет педагогом с большой буквы (что само по себе уже прекрасно), но и окажется увлеченным человеком, способным «заразить» своим увлечением детей.

Учеников не станут время от времени перетасовывать
(укрупняя классы или разделяя на обычные и элитные). Сегодня, к сожалению, это стало нормой. А ведь чтобы сложился коллектив, нужно время. Известны случаи, когда сдружившихся детей начинают делить на «умных» и «красивых», и часть отличников не хотят уходить в чужой класс, оказываются в итоге в разоренном коллективе и, разочаровавшись, уходят из этой школы вообще.

Большинство детей настроены скорее на общение, чем на учебу.
Как это ни грустно признавать, но зубрилки и ботаники - не самый дружный народ. У них просто нет времени на посторонние интересы. Зато конкуренция среди таких учеников весьма жесткая. Впрочем, каждый новый класс неповторим. И, возможно, ваши дети откроют свои секреты школьной дружбы.

Сами по себе
В любом классе есть дети, которые выпадают из сферы общих интересов. Например, спортсмены. У них тренировки 6 раз в неделю - какие уж тут походы и субботники!

Поколение next
Особенности нашего времени - дети после уроков стремглав бегут домой, чтобы общаться друг с другом во «ВКонтакте» или в «аське». Психологи объясняют это тем, что личное общение требует усилий, а в Интернете ты становишься не совсем собой, а неким образом. По этой же причине сайт «Одноклассники» заметно оживил общение друзей детства.

Возрастной ценз
Социальный психолог Р. Кричевский уверяет, что возраст классного руководителя влияет на эффективность его работы. Например, для старшеклассников наиболее подходящими являются классные руководители от 32 до 40 лет. А наименее эффективны те, кому от 50 до 56 лет.