Специалисты из Университета Майами (США) провели эксперимент с участием 95 малышей в возрасте 15 месяцев. У 56 из них был высокий риск позже получить диагноз «расстройство аутистического спектра» (РАС), так как у них имелись старшие братья или сестры с таким диагнозом. У остальных младенцев риск аутизма повышен не был.
Поскольку для детей с РАС характерны проблемы с социальными отношениями, эксперимент был призван оценить, насколько безопасно чувствуют себя младенцы в присутствии родителей. Этот стиль взаимоотношений между ребенком и значимым для него взрослым, наиболее эффективно помогающий малышу развиваться и исследовать окружающий мир, в психологии называется «надежная привязанность».
В ходе эксперимента каждый из малышей сначала сидел на коленях у мамы или папы, а потом его с ними ненадолго разлучали. Ученые наблюдали за поведением ребенка в присутствии значимого взрослого, в его отсутствие и после его возвращения.
В результате ученые пришли к выводу, что дети с нормальным уровнем надежной привязанности, вне зависимости от степени риска РАС, в присутствии мамы или папы активно изучают окружающий мир. Они плачут или демонстрируют другие признаки стресса, когда родитель уходит, оставляя их с незнакомым человеком, но снова оказавшись вместе с мамой или папой, тут же успокаиваются.
Однако дети с нарушением надежной привязанности ведут себя иначе – они не столь активны в присутствии родителей, после ухода мамы или папы начинают сильно плакать и, что самое главное, не успокаиваются даже после возвращения родителей.
Анализ собранной информации показал, что у детей из группы высокого риска РАС, в 15 месяцев неутешно плакавших после недолгой разлуки с родителями, риск получить диагноз «аутизм» в возрасте трех лет более чем в девять раз выше, чем у малышей с высоким риском РАС, у которых в год и три месяца с надежной привязанностью все было в порядке.
Хотя столь раннее выявление предрасположенности к РАС не может предотвратить будущий диагноз, это все же позволяет раньше начать специальные занятия с ребенком, чтобы в будущем ему было проще устанавливать социальные связи с другими людьми, отмечают ученые.
Читайте также: Аутизм: как не пропустить «первые звоночки»