Известно, что во время любой игры ребенок узнает много нового и полезного. А в шахматах он еще и «встречается сам с собой», и чем раньше он начнет играть в них, тем легче ему будет и учиться, и общаться, и бороться, и побеждать.
О том, как все эти навыки «размещаются» на небольшой шахматной доске, «Летидору» рассказала Оксана Костенюк, мастер ФИДЕ по шахматам, руководитель школы шахмат Александры Костенюк – 12-й чемпионки мира по шахматам.
Бум интереса к шахматам
Не секрет, что обучение шахматам в школе сегодня становится устойчивым трендом.
В 70–80-е годы прошлого века они были очень популярны в нашей стране, в них играли и дети, и взрослые, шахматные матчи за звание чемпиона мира разбирались в главной информационной программе «Время» лучшими гроссмейстерами, популярные журналы печатали шахматные задачи.
То есть шахматы были частью массового спорта, такой же как футбол или волейбол, а большое количество шахматных кружков делали эту игру и частью системы образования.
Потом были 90-е – школа, как и все образование, переживала кризис. Но некоторое время назад интерес к шахматам стал заметно возрождаться, о них вспомнило государство, решив снова сделать массовым спортом.
Несколько лет назад министр образования Ольга Васильева, обосновывая необходимость введения шахмат в школах, приводила такую статистику:
«У детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%».
Тогда же с участием ФИДЕ был разработан Всероссийский образовательный проект «Шахматы в школе» для внеурочной деятельности 1–4 классов. Теме стали уделять внимание известные шахматисты, многие из которых, как и моя сестра Александра Костенюк (12-я чемпионка мира по шахматам), сегодня возглавляют шахматные школы или патронируют шахматные секции в общеобразовательных и частных учреждениях.
А уж после недавнего сериала «Ход королевы» на Netflix и подавно началось повальное увлечение.
И Google, и Яндекс отметили рост запросов на покупку шахматных комплектов и на обучение игре в шахматы.
Развенчаем мифы
С одной стороны, это радует, шахматы стоят того, чтобы учиться играть в них всю жизнь. А с другой – важно не оказаться в плену мифов, не сделать из прекрасной игры «обязаловку», правильно оценить и собственные возможности ребенка, и те возможности, которые могут дать ему шахматы.
Опыт моей семьи и мой собственный говорит о том, что шахматам можно начинать учить примерно с 4 лет.
Но не всегда это нужно для того, чтобы вырастить из ребенка чемпиона.
Когда мы открывали свою школу в 2006 году, общепринятой точкой зрения было, что детей можно учить шахматам лет с шести-семи. Но навыки, которые приходят вместе с этим, ребенку уже хорошо бы иметь к первому классу, чтобы легче осваивать предметы в начальной школе. Однако не стоит думать, что, научившись немного играть в шахматы (что в 3 года, что в 7 лет), ребенок без труда освоит математику. Это типичное заблуждение. Кстати, и наоборот: далеко не все взрослые математики могут хорошо играть в шахматы.
Что же дают ребенку шахматы? Они стоят на стыке предметов и развивают прежде всего логику, а она востребована не только в математике, ее преподают и в гуманитарных вузах, например на факультетах философии.
Логику можно отнести к так называемым гибким навыкам, soft skills: в той же коммуникации логика необходима, чтобы продумать, как донести до собеседника свою точку зрения, аргументировать свою позицию, и здесь одна математика уже не поможет. Ведь разные варианты в шахматах приводят к разным позициям и разным результатам. И не всегда все однозначно.
Шахматы дают и широту мышления, и вариативность, и комбинаторность.
Поэтому они помогут как детям, которые любят математику, так и тем, кто любит русский язык и литературу.
Оба полушария мозга ребенка начинают активнее работать благодаря шахматам, они подводят методологическую базу под интеллектуальное развитие вообще.
Шахматы – это...
А действительно, что же такое шахматы, что это за род занятий?
Это три в одном: спорт, игра, искусство.
Профессиональные шахматы – это, конечно, спорт со своими сложными тренировочными методиками, в том числе физическими и психологическими.
Хорошая физическая форма шахматисту-спортсмену также необходима. Достаточно один раз понаблюдать за работой шахматиста в течение одного дня на турнире, и все вопросы отпадут.
Соревнования могут быть очень изнурительными: шахматная партия с классическим контролем времени может длиться 7 часов, а сам турнир или матч – на протяжении нескольких недель. Концентрация внимания на таких соревнованиях очень сильно зависит от хорошей «физики»: чем лучше ты подготовлен физически, тем дольше ты будешь в хорошей форме.
Отдавая ребенка в шахматы, пожалуйста, не забывайте о спортивных занятиях, доступных его возрасту.
Но для большинства взрослых и детей шахматы – это все-таки больше интеллектуальная игра, которая может стать хорошим семейным времяпрепровождением. А значит, обучая детей, очень важно соблюсти баланс: сохранить удовольствие от игры, заодно извлекая из нее максимальную пользу для ребенка.
Чем раньше, тем лучше, но все индивидуально
Любой ребенок развивается в своем темпе и ритме, и бывает, что малыш в 3,5 года уже готов учиться, а бывает и нет. Тогда лучше подождать, чтобы ему было комфортно. Поэтому мы всегда проводим собеседование с каждым ребенком перед набором в группу.
Почему важно учить детей игре в шахматы с 4–5 лет?
Шахматы прививают усидчивость, внимание, развивают память, логическое и стратегическое мышление.
Они вообще дисциплинируют как мышление, так и поведение детей. Поэтому сегодня шахматы стали популярны именно на дошкольном этапе – хороших школ не так много, попасть в них все сложнее, и родители понимают, что все эти качества нужны ребенку уже в период подготовки к ней. Поэтому на собеседовании надо уже показать приличные результаты.
Но и в дальнейшем, на каждой ступени образования, это будет не менее важно. А шахматы дают ребенку конкурентное преимущество: учат думать, анализировать, принимать решения самостоятельно и отвечать за них.
Ведь это индивидуальная игра, где результат зависит только от тебя.
Шахматы в школе – без занудства и скуки
Преподавание шахмат в школе – непростая задача, важно найти золотую середину между обязательностью занятия и удовольствием от него. Навязывать шахматы с чрезмерным рвением, сразу растить из детей чемпионов в угоду родительскому тщеславию точно не стоит.
Шахматы – это интеллектуальная игра, дающая возможность многостороннего развития. И до определенного уровня в ней может дойти каждый ребенок. Но дальше потребуются значительные усилия, а этот уровень нужен отнюдь не всем детям.
А если за этот предмет еще и будут выставлять оценки как за обязательный, то ничего хорошего не получится.
Для детей это будет просто антиреклама шахмат: проиграл – получи двойку.
Важно дать позитивный начальный импульс. Поэтому мы, сотрудничая с разными образовательными учреждениями, адаптируем наши методики под каждое из них. В школе международного образования ONE!, например, шахматы стартовали как сквозной предмет в системе 6-недельного модуля – в знакомстве с этой игрой принимают участие все начальные классы. На протяжении 6 недель шахматы становятся и элементом обучения. Ранее в этой школе шахматы не преподавались, поэтому развлекательно-познавательная программа нацелена на то, чтобы дети сначала заинтересовались игрой – через викторины, конкурсы, командные и индивидуальные. Для начала ребята знакомятся с правилами игры, затем с ее историей и некоторыми чемпионами мира. После такого модуля шахматы станут частью учебного плана, и, хотя здесь не выставляют оценок, награды победителям, конечно, предусмотрены.
Кстати, в этой школе придерживаются мнения, что предпринимательству надо учить тоже с детства, а шахматы очень полезны для будущих бизнесменов, ведь они развивают стратегическое мышление, учат самостоятельности, гибкости и позитивному мышлению.
Без этих базовых качеств предприниматель не обойдется: проигрывать, как и выигрывать, тоже надо уметь.
Игра воспитывает и волю к победе, и умение подниматься после поражения или заключать взаимовыгодную ничью. В ходе игры иной раз приходится и жертвовать свои фигуры ради реализации более важного плана. Это дает детям понимание, что в жизни (как и в бизнесе) есть вещи главные и второстепенные: за шахматной доской нужно думать дальше, чем на один ход, строить логические цепочки, мыслить системно.
Важно и то, что у ребенка в этой игре всегда есть партнер. Он учится взаимодействовать с ним, наблюдая за его игрой, за его психологическим состоянием. Шахматы, таким образом, развивают и эмоциональный интеллект ребенка.
Показатели успеха
Показателями успеха здесь будут не победы в школьных турнирах, а развитие внимания, памяти, всех форм мышления, воображения и творчества, самостоятельности в принятии решений. А также формирование таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность.
По своему опыту могу сказать, что прогресс по школьным предметам у детей, начавших заниматься шахматами, можно наблюдать уже после полугода занятий: у них меняются и поведение, и мышление.
Провести 45-минутный урок становится не проблемой. Многие ребята начинают вовлекать в игру своих братьев или сестер, родителей. И это самый лучший показатель. Только очень небольшой процент детей пойдет в профессиональные шахматы. Большинство же начинают играть для себя, и со временем, взрослея, они уже могут применить навыки, полученные от шахмат, и в других видах спорта, и в творчестве, и в учебе, и в работе. Это и есть наша главная задача – помочь ребенку стать успешным в разных сферах.
Но и взрослому шахматы «показаны» – никогда не поздно начать играть и выигрывать. Так что играйте в шахматы со своими детьми, с друзьями, с коллегами. Как минимум вы отлично проведете время, а скорее всего, еще и многому научитесь.
Фото: кадры из сериала
Читайте также: 6 признаков, что ребенок готов к школе
Смотрите интересный ролик