Раздельное обучение мальчиков и девочек на базе одного учебного заведения позволяет избегать недостатков раздельного обучения, сохраняя его преимущества. В Республике Коми в экспериментальной программе раздельного обучения участвуют 400 школ, в Ставропольском крае около 100, в Москве – около 10. Как правило, это школы с углубленным изучением отдельных предметов: иностранных языков, математики и т.д. Эксперимент во всех школах проходит под наблюдением психологов. По их мнению, раздельное обучение особенно полезно детям, у которых есть проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью.
По результатам тестирования в классах, разделенных по половому признаку, успеваемость повышается. Это объясняется тем, что мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому педагоги во время раздельного обучения могут учитывать физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия групп мальчиков и девочек.
Кроме повышения успеваемости, при раздельном обучении педагоги зафиксировали увеличение усидчивости и работоспособности, уменьшение количества конфликтов, уменьшение стеснительности при ответах. Опрос показал, что при раздельном обучении и мальчики, и девочки чувствуют себя на уроках более комфортно.
По мнению специалистов, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться, отсутствие протестных установок и т. д. Другими словами, ценности мужского характера исчезают, природные задатки нивелируются – и мальчики развиваются по женскому типу, усваивая женский же эталон социального поведения. В то же время повышается конфликтность в женской части коллектива, особенно при введении соревновательной системы обучения смешанного класса.