Образовательная онлайн-платформа Учи.ру провела исследование среди учителей, чтобы выяснить их отношение к применению игровых механик в образовательном процессе. Всего в опросе приняли участие 1130 действующих педагогов.
По результатам опроса, большинство респондентов (84,5%) положительно относятся к геймификации обучения. При этом 13,5% затрудняются ответить на вопрос, а отрицательно относятся к термину лишь 2% опрошенных.
«Мы видим, что без геймификации детям труднее усваивать информацию. Происходит это не только в онлайне, но и в обычном школьном процессе. Именно поэтому учителя пытаются интегрировать игровые механики в процесс обучения. На платформе Учи.ру геймификация влияет на вовлеченность школьников в изучение школьных и внешкольных предметов, помогает освоить курс или пройти тему до конца: только за прошлый учебный год наши интерактивные карточки по математике решили более 180 млн раз», — говорит Сергей Веременко, заместитель генерального директора Учи.ру.
88,6% педагогов регулярно используют игровые обучающие сервисы, приложения, платформы для работы с учениками, 5% педагогов не используют цифровые сервисы в образовательном процессе, а 6,5% респондентов не смогли с точностью ответить на вопрос.
Абсолютное большинство педагогов (97,4%) считают, что использование игровых технологий как в очном, так и в онлайн-образовании помогает школьникам в учебе.
Им интереснее учиться, они лучше запоминают учебный материал, у них улучшается успеваемость. Только 2,1% учителей заявляют об отрицательном эффекте механик геймификации. Они считают, что игровые элементы только отвлекают школьников от учебы, дети ничего не запоминают.
«Учитывать учебную вовлеченность важно не только для того, чтобы бесконечно повышать академические результаты школьников. Сейчас процесс образования настроен на то, чтобы дети “учились учиться” — а это невозможно без интереса и высокой вовлеченности. Поэтому цель практиков и исследователей образования — выработать механизмы, которые сформируют и будут поддерживать активность учеников», — комментирует Анастасия Капуза, научная сотрудница Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ.
Среди основных преимуществ геймификации педагоги выделили:
- повышение мотивации к учебе;
- успехи в запоминании материала;
- вдохновение на изучение материала;
- отсутствие страха совершить ошибку;
- освоение внеучебных навыков.
В числе недостатков использования механик геймификации в обучении педагоги отметили, что дети привыкают развлекаться, а не трудиться, у школьников возникает интерес к игре, а не к учебному материалу, эффективность обучения повышается лишь на краткосрочный период, растет соперничество в коллективе, игра отвлекает от изучения предмета. В то же время 35% учителей не видят недостатков в геймификации обучения.
«Игровая механика позволяет школьникам встречаться с разными обстоятельствами и выбирать способы реагирования. Так, обратная связь, которую дети получают в игре, помогает развивать критическое мышление. Ограниченность ресурсов, с которыми имеют дело игроки, развивают стратегическое мышление. Квесты развивают поисковое — логическое и интуитивное мышление», — рассказывает Анетта Орлова, психолог, кандидат социологических наук.
Читайте также: Ребенок не хочет учиться: 8 причин и советы психолога
Смотрите видео о знаменитостях, которые решили оставить своих детей без наследства: