НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

Как научить детей учиться самостоятельно. Учитель Дмитрий Шноль

1 февраля 2022,источник: Православие и мир
Какой вуз выбрать, что из предметов подтянуть, как — на курсах или с репетитором? Эти вопросы задают себе родители. А учителя весь год повторяют: «Мы сдаем ЕГЭ». Хотя и экзамен, и будущее поступление — ответственность старшеклассников. Как научить детей учиться? Об этом рассказывает заведующий кафедрой математики и учитель школы «Летово» Дмитрий Шноль.
Источник: Unsplash

Когда мы говорим, что надо учить учиться, важно понимать, а их каких собственно этапов состоит обучение, какие из них мы можем передоверять школьнику в том или ином возрасте. 

Ставим цели

Первый этап — это постановка целей. 

Нам, конечно, хотелось бы, чтобы, выходя из школы, 17-летние юноши и девушки ставили себе какие-то цели, умели их как-то обосновывать и понимать, зачем они это делают. Зачем они выбирают этот вуз, зачем они идут на кружок кройки и шитья или на английский язык. 

Цели бывают двух видов:

  1. Личностные цели: «Я хочу выучить французский язык, потому что мне очень нравится». 
  2. Прагматичные цели: «Я хочу выучить английский язык, потому что мне понадобится для моего бизнеса».

Виды целей лучше разделять, потому что для [их реализации] требуются разные ресурсы, разные эмоции и прочее. 

Определяем ресурсы

После того, как мы поставили цели, хорошо бы понять, какие есть ресурсы, для того чтобы этих целей достичь. 

Сейчас мы живем в мире, где очень много ресурсов. Еще 20 лет назад их не было, а теперь они у нас есть — онлайн-ресурсы, возможность спросить любого эксперта «ВКонтакте» или еще где-то, и так далее. 

Есть учебный курс, учебники, онлайн-ресурсы и еще один важный ресурс под названием «время». Мы про него думаем, когда мы планируем наше обучение.

Планируем обучение

Задаем себе вопросы. Я хочу выучить английский язык за сколько? До какого уровня хочу дойти? Как я это собираюсь делать? На курсы хочу ходить? Или чтобы ко мне приходил репетитор?

Получаем обратную связь

Если началось обучение, то хорошо бы иметь какую-то обратную связь. 

Например, я готовлюсь поступать в технический вуз, и мне надо сдавать ЕГЭ по математике. В какой момент я получаю обратную связь? Только в тот момент, когда учитель приносит в класс диагностическую работу. Или я могу заранее протестироваться онлайн, например, с помощью других ресурсов?

Ну наконец-то закончился курс, я шесть месяцев отходил на курсы по английскому языку, понял, что там спикинг у меня улучшился, а райтинг не улучшился. Как я оцениваю мой учебный результат? Кто его оценивает? Я сам? Посторонний эксперт? Какая-то онлайн-платформа? И если я понимаю, что достиг или не достиг тех планируемых результатов, как корректировать план?

После того, как я оценил результат, хорошо было бы оценить процесс. Такой результат получился почему? Потому что у меня не было больше времени, я очень уставал и не смог. И так далее. 

Делаем выводы

После того, как весь цикл завершился, нужно сделать какие-то выводы. Вот у меня это получилось потому-то, а это не получилось — потому-то. 

Это цикл, к которому мы и хотим привести наших школьников. По жизни им придется все время переучиваться. 

Нужно уметь формулировать цели, изучать ресурсы, планировать, получать обратную связь, оценивать результат и процесс, делать выводы, дальше снова планировать и вот так по кругу ходить. 

А где в школе мы можем такой цикл получить? Или какие куски этого цикла мы можем передоверять ребенку, в каком возрасте? 

Мы понимаем, что школа, как бы мы ни мечтали, это очень консервативное общество. И мы не можем взять и с завтрашнего дня все перевернуть и начать по-новому. В наших силах только постепенно внедрять то, что нам кажется важным, глядя, как оно работает или не работает. <…>

Как я учил детей учиться математике

Если выстраивать эту работу в школе, то делать это надо сверху вниз. То есть с самых старших школьников к самым младшим. Потому что у самых старших школьников есть реальные цели, есть реальные прагматические задачи и очень часто бывает, что мы не даем им вступить в эту ситуацию планирования собственного обучения, а это можно сделать. 

Вот я вам показываю первый такой пример — это анкета, реально проведенная в 2015 году в 11-м классе. 

Я учил детей математике, они пришли в 11-й класс, и я решил, что надо бы что-то все-таки понять про них, прежде чем дальше будем планировать занятия на целый год. 

Первый вопрос: «Перечислите в порядке убывания значимости, какие цели ставите перед собой при изучении математики». [Ответ]: «Мне вообще ничего не нужно, я базовый экзамен и так сдам, отстаньте от меня». Или там: «Я собираюсь поступать в Вышку на экономический факультет, мне нужно ЕГЭ не ниже 80». Понятная сформулированная цель.  

Дальше должна быть развилка. У тебя цели могут быть максимальные, могут быть какие-то средние — как ты описываешь, в какие вузы ты собираешься поступать, какие у тебя есть запасные варианты. Можно поступать через ЕГЭ, можно — через олимпиаду. 

Спрашиваю, как вы вообще спланировали итог нашего года? Очень интересно узнать, что половина класса вообще никак не спланировала. Ну никак. Для них это какой-то очень сложный вопрос. И «куда я собираюсь поступать» — сложный. 

«Я вообще ни о чем еще не подумал, и что это вы, господин учитель, не подумали за меня, или мама с папой тоже за меня не подумали». 

Так что это важная вещь, хотя бы эта анкета дает возможность ребенку понять, что вообще-то это его проблема, ему надо про это подумать, а не мне. 

[Следующий] вопрос — <…> «А как вы в целом оцениваете свою математическую подготовку?» Тут я получал очень разные ответы. Ответы с заниженной самооценкой, с завышенной самооценкой, ответы дифференцированные: «Ой, я не знаю геометрию, но зато по алгебре у меня все получается». Это такая важная лакмусовая бумажка, которая позволяет учителю понять, а как ученик сам думает про себя. Хорошо бы это сделать пораньше, но в 11-м классе уже точно пора. 

Дальше очень важный вопрос про ресурс. А вообще как ты представляешь себе учебный год, свой план? У тебя в четыре заканчиваются уроки, в шесть ты приезжаешь домой, как дальше? Сколько времени ты планировал потратить? Тут ответы бывают от 40 минут в неделю до восьми часов в неделю. Интересно потом через два месяца спросить, а как вышло в реальности. 

Какие дополнительные ресурсы? Это могут быть курсы, кружки. <…>

В результате я получил довольно обширный портрет и некоторые рекомендации. Надо сказать, что не все дети были в состоянии какие-то разумные рекомендации дать или были так настроены, чтобы по-рабочему это сделать, но были интересные вещи. Кто-то писал: «Очень нужна планиметрия, давайте из трех часов геометрии один будет планиметрия…» 

10 книг, которыми зачитывались советские школьники:

…Когда они подходят к десятому вопросу и начинают перечитывать все то, что написали, что они обнаруживают? Явные нестыковки. План у меня такой, а я собираюсь сорок минут в неделю заниматься. У меня явно что-то не получится. Да, я вижу, что у меня такие-то пробелы.

Это некоторый способ актуализировать собственно ту проблематику, которая у них как-то внутри находится, возможно, в виде страхов. Возможно, в виде каких-то предыдущих неудач. И попробовать понять, что происходит.

Мне кажется, что это хорошее начало, и я прямо рекомендовал всем, у кого русский язык и математика, [такое анкетирование] провести и посмотреть, что получится. <…>

Учитель говорит: «Мы сдаем ЕГЭ» 

Мы думаем о том, как научить учиться. А обсуждать надо то, как устроена школа — взрослые отвечают за все, а дети не отвечают ни за что. В силу того, что дети не могут быть выгнаны из школы, в силу разных других причин, инерции позднего советского времени и прочее. 

Мы находимся в ситуации не простроенных границ ответственности, не выстроенных ролевых функций, где учитель говорит: «Окей, это моя работа». А где-то может сказать: «Извини, это твоя ответственность и твоя проблема». 

Поэтому нам трудно начать их учить учиться, потому что научить учиться можно только субъекта. То есть того, кто понимает, что он за это отвечает сам.

Сколько я проводил разных семинаров с учителями математики, как готовить к ЕГЭ, во всех уголках нашей страны, все говорят: «Мы сдаем ЕГЭ». Сама эта фраза означает, что учитель не отделяет себя от детей. Вы не сдаете ЕГЭ, ЕГЭ сдают ваши ученики. Вы уже все что могли сдали, или, может быть, вы будете сдавать экзамен по французскому языку, если захотите, но ЕГЭ вы сдавать не будете. Это вообще не ваша функция. Нужно осознать, артикулировать границы. 

И вторая вещь важная. Я хотел сказать о том, что нужно научиться внятно формулировать цели ближние и дальние. Почему? Потому что любая такая работа по тому, что мы хотим передоверить ответственность школьнику, требует большого времени. Ну вот эта анкета у меня заняла урок. Чтобы все написать, жалко же урока, мы же лучше логарифмы повторим. Да? Это что такое? Это контрадикция между близкими целями и дальними. 

Близкие цели мне говорят — мне надо гнать, у меня программа, я то-то не успею, это. А дальние цели мне говорят — пока я не сделаю из него субъекта образования, пока я не передоверил ему его ответственность, его планирование, у меня ничего не получится. Ну вот это хорошо бы осознавать. <…>

Дмитрий Шноль

Стратегическая сессия «Учить учиться: ответ на вызовы XXI века», 2017 год

Читайте также: Как вырастить умного ребенка: три лайфхака

Смотрите видео:

Контент недоступен