Здоровое поколениеНовостиСтатьиБеременностьРазвитие

Что будет с дипломами бакалавров после упразднения

17 мая 2024,источник: РБК Life
Эту степень исключат из системы высшего образования России с 2025 года.
Источник: https://ru.freepik.com

Реформа высшего образования не повлияет на выпускников, которые ранее уже получили дипломы степени бакалавра. По словам замминистра науки и высшего образования Константина Могилевского, их документы сохранят свой вес, пишет ТАСС.

«Их дипломы сохранят свой вес, ведь стоящие за ними знания никуда не делись — работодатели это прекрасно понимают. Речь идет о новой точке отсчета в развитии национальной системы образования», — заявил замминистра.

Могилевский добавил, что предстоящие изменения системы высшего образования в России не несут издержек, в том числе, для тех, кто сейчас обучается по бакалаврским программам.

Исключение из Болонской системы

Реформе образования предшествовало исключение всех российских вузов из Болонской системы, о чем в июне 2022 года сообщили в Минобрнауки. О своем решении Болонская группа объявила еще в апреле того же года.

«11 апреля Болонская группа объявила решение прекратить представительство России и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса», — заявил замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев.

В Совфеде назвали тогда Болонскую систему пылесосом, «который очень активно позволял выкачивать умных людей из России».

В 2003 году Россия перешла на Болонскую систему образования. Тогда в стране начала формироваться двухуровневая система: бакалавриат, который предполагал четыре года обучения, и магистратура — два года.

Болонская система образования — концепция, принятая в едином учебном пространстве ведущих европейских стран, которые подписали Болонскую декларацию в 1999 году. Ее подписали: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония.

Преимущество такой системы было в том, что страны-участницы взаимно признавали дипломы друг друга, это же позволяло совершать обмен между преподавателями и студентами. Кроме того, обучающийся мог комбинировать сферы.

Реформа образования

Вскоре Валерий Фальков заявил о намерении ведомства разработать свою собственную систему высшего образования, в основу которой будут заложены «интересы национальной экономики».

«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — отметил министр.

Затем уже Владимир Путин во время послания Федеральному собранию предложил вернуться к истокам. Глава государства заявил, что в российском образовании назрели существенные изменения с учетом новых требований во всех сферах жизни.

«Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий. В этой связи предлагается следующее: вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием», — заявил Путин.

Итогом озвученного предложения стал президентский указ о запуске пилотного проекта по реформе высшего образования в 2023–2026 учебных годах в шести российских вузах.

Участники эксперимента:

  • Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта,
  • Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет),
  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»,
  • Московский педагогический государственный университет,
  • Санкт-Петербургский горный университет,
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Что изменилось

Новшество этого пилотного проекта в плавном переходе вузов-участников на новую систему высшего образования. Для них установлены следующие уровни:

  • базовое (срок освоения — четыре-шесть лет);
  • специализированное (магистратура — один-три года, ординатура, ассистентура-стажировка),
  • аспирантура теперь отдельно выделенный уровень профессионального образования, направленный на подготовку научных и научно-педагогических кадров.

Вузы — участники проекта, начиная с 2023 года каждые полгода до 10 июня и до 10 января, обязаны представлять в Минобрнауки доклад о ходе проведения эксперимента.

К 2026 году эту систему хотят расширить, заявил 12 мая вице-премьер Дмитрий Чернышенко. «Мы с вами вместе работаем по поручению президента над формированием новой модели высшего образования. С 2026 года планируется ее полномасштабное внедрение более чем в тысяче вузов страны», — заявил он.

Читайте также: Тревожная мама: как победить страх