НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

Как обращаться с похвалой

14 июля 2016
Когда мы делаем нечто положительное, то в глубине души надеемся на похвалу и слова благодарности. Дети нуждаются в одобрении взрослых еще сильнее. Похвала из уст папы и мамы – словно маяк, сигнализирующий, что ребенок движется в правильном направлении.

Источник: Фотобанк Лори

За что меня хвалят?

Слова поддержки формируют верную самооценку у малыша, способствуют развитию чувства уверенности в себе.

Рассказывайте ребенку, за что вы его хвалите: «Ты прибрался на своем столе, теперь так чисто, так приятно на него смотреть!».

Слово «молодец» или «умница» ребенку услышать будет приятно, но важнее конкретизировать, какой именно поступок малыша получил одобрение. Не стоит подменять понятия похвала и любовь: любят просто так, а вот слова благодарности – реакция на конкретный поступок.

Если дочка, например, заплела себе сложную косу, вы можете сказать: «Коса очень тебе идет, ее, наверное, было трудно заплести?». Казалось бы, такая простая фраза, но сколько в ней пользы: и похвала, и стимул для дальнейшего развития навыков.

Хвалить ребенка нужно правильно. Психологи не рекомендуют использовать фразы типа «Ты самый умный, самый хороший на свете!». Ребенок осознает, что это неправда. Поэтому ответная реакция на такую чрезмерно лестную похвалу может быть прямо противоположной: он вознамерится опровергнуть ваши слова. В лучшем случае дети скажут: «Маша Кузнецова из шестого класса красивее меня» или сообщат, что какой-нибудь «сказочный мудрец умнее», в худшем – начнут хуже учиться или плохо себя вести.

Как правило, родители в таких случаях удивляются: «Почему ребенка словно подменили?» Но капризам ребенка эксперты находят самое простое объяснение: все внутри него сопротивляется вашей слишком высокой и незаслуженной оценке его поступков.

Находите повод для похвалы

Бывает и так, что хвалить детей, в общем-то, не за что: шалят, игрушки не убирают, дерутся и учатся не так, чтобы очень хорошо. В этом случае будьте внимательны и замечайте мелочи, которые можно превознести. Даже если ребенок убрал на полку одну из раскиданных по всей комнате машинок, скажите: «Ты убрал в шкаф грузовик, и мне нравится, что стало чище». Хвалите за пятерку, неожиданно появившуюся среди троек.

Скажите, что гордитесь ребенком, но устраивать по этому поводу большой праздник с тортом и подарками тоже не стоит: этим вы только подчеркнете тот факт, что хорошие отметки случаются в жизни детей так же редко, как Новый год или день рождения.

Некоторые родители, радуясь внезапным успехам детей, тут же начинают требовать, чтобы к лучшему изменилось все: «Ты покормила кота, как хорошо! А то ведь обычно не допросишься!» Похвала, за которой следует обвинение, не достигает своей цели и ребенок чувствует, что напрасно старался. Не смешивайте две вещи, пусть критика будет отдельно, а похвала – отдельно.

Помогите ребенку хвалить себя

Взрослые подбадривают себя мысленно сами. Детям необходима похвала со стороны родителей. Впрочем, учить ребенка самостоятельно настраивать себя на достижение положительного результата довольно важно. Например, если у ребенка получилось трудное спортивное или гимнастическое упражнение, недостаточно сказать «молодец», рекомендуется обратить внимание на то, что достижению предшествовала длительная работа: «Ты так долго занимался! Это была сложная задача, но ты с ней справился замечательно!». После нескольких подобных фраз ребенок сможет сам сформулировать: «Я способный» или «Я делаю успехи».

Аналитический психолог