Певица, композитор, музыкант, продюсер, заботливая мама – все это о ней, Юте. Мы решили расспросить ее, как ей удается совмещать активную работу и воспитание троих детей: семилетнего Анатолия и четырехлетних двойняшек Кати и Маши.
– В детстве вы задумывались над тем, какая у вас будет семья?
– Честно говоря, я не припоминаю, чтобы сидела и мечтала о создании собственной семьи. Я помню, как мечтала стать артисткой, звучать на радио, собирать полные залы слушателей. А потом, в один прекрасный момент, мне повстречался мужчина мечты, от которого я захотела ребенка. И который сделал мне предложение руки и сердца на втором (!) свидании. Я, понимаете, просто внутри себя знала всегда, что у меня будет замечательная семья. А вот какая она будет, и сколько детей нам даст Бог – не думала об этом. Все как-то само сложилось.
– Когда появился ваш первый сын, Анатолий, был ли у вас человек, к которому вы обращались за советом или помощью?
– Конечно, моя мама очень помогала. И советом, и активным участием, и делом. Я ей так благодарна! Я тогда, помню, очень много читала специальной и современной литературы по уходу за детьми. И, начитавшись, начинала всех вокруг просвещать.
Мама, надо заметить, многим новшествам удивлялась. Ну, например: у ребенка сопли. И сразу же, моментально, начинается кашель. И все в панике – ах, кашель, ужас-ужас. А просто надо знать, что у маленького ребенка насморк ВСЕГДА сопровождается кашлем, так как у малышей строение носоглотки несколько иное, чем у взрослого. И кашель вызван именно этим, а не воспалением в бронхах. Ну, и еще куча всяких примеров...
– Понятно, что уход за маленькими двойняшками сложнее, чем за одним малышом, а в чем заключается основная сложность?
– Ну, с одним ребенком можно спать всю ночь рядышком и кормить его грудью. И высыпаться. И получать удовольствие. А вот с двумя уже никак. Одного можно посадить в слинг и отправиться в магазин. Двух девочек уже не посадишь.
Я убеждена, грудное вскармливание – это лучшее, что может дать мама своим детям в этот период. И я кормила своих девчушек без единой капли смеси до 6 месяцев. Вот это был марафон.... Я чувствовала свою миссию, мне было хорошо от осознания того, что делаю очень полезное дело. Но это было одно сплошное кормление на протяжении полугода. Ни отойти, ни выйти – сиди и корми.
– Как отнесся Анатолий к появлению сестричек, двойняшек Кати и Маши? Помогает ли он ухаживать за ними?
– Он с трепетом ждал малышек. А когда они появились, Толика обуяла ревность. Да что там Толик... Папа Олег тоже спрашивал: «А когда они появятся, ты не станешь любить меня меньше?..» Я тогда была удивлена этим вопросом. Все понимаю, мужская ревность – не шутки, но я, как человек совершенно не ревнивый, была обескуражена.
Толик, с одной стороны, повзрослел в тот момент, а с другой стороны, стал третьим малышом. «Их качают? И меня покачай! И молочка мне дай! И сейчас вот заплачу и на ручкиииии....»
– Когда ушел из жизни ваш супруг, у вас на руках было трое маленьких детей (муж Юты, кинопродюсер Олег Осипов, скончался в 2011 г. от кардиосклероза - прим. ред.). Как вам удалось пережить эту трагедию?
– Именно дети и спасли меня от всяких глупостей. Я думала только о них. Им нужна спокойная, крепкая, счастливая мама. Для этого необходимо прикладывать ежедневные усилия... Взяла себя в руки и начала работать. Непросто сейчас об этом вспоминать... Мама очень поддержала, если бы не она, не знаю, как бы справилась. Друзья были рядом, помогали кто чем может. Давайте сменим тему, ок?
– Поддерживаете ли вы идеи естественного родительства (совместный сон, кормление грудью до двух лет, ношение ребенка в слинге) или вам ближе традиционный подход к воспитанию детей?
– Я кормила грудью старшего до 1 года. А потом приняла решение: «Хватит.» И на следующий день он сам отказался! Просто не вспомнил и как будто забыл. Вот она, связь!
Вообще, Толик уникальный ребенок. Он чувствует меня лучше, чем кто-либо. Он мой учитель во многом. Он указывает мне на все мои слабые места. А мы, взрослые, в подавляющем большинстве начинаем психовать, когда нам указывают наши слабые места. Я работаю над собой.
– Вы сторонница домашнего воспитания или целиком и полностью за детский сад?
– Не сторонница ни одного из вышеперечисленного. Толику детский сад не доставлял ни малейшего удовольствия. Мы начали ходить, но я понимала – он смирился и делает то, что мама сказала.
Я привела его в сад из нормальных родительских соображений: мол, ребенку нужно привыкать к коллективу, школа же впереди. Но, прислушиваясь к нему, довольно быстро осознала, что, применительно к конкретному данному ребенку Толику, это стремление не работает. Он не скандалил, не устраивал истерик. Он просто покорился. И я перестала его прессовать. У меня не было жизненной необходимости возить его в сад, дома всегда были и няня, и мама. Поэтому мы без фанатизма, спокойно, то ходили, то нет.
– Чем вы руководствовались при выборе няни?
– Я выбирала няню сердцем. Смотрела в глаза человеку и понимала, да или нет. Тут химия срабатывает. Или не срабатывает. Мне везет с нянями. Или им со мной везет.
– Бывали ли случаи, когда ради детей приходилось использовать свою известность?
– Нет, не припомню. Конечно, приятно, когда учитель в школе говорит добрые слова про мое творчество. Но это не значит, что Толику будут какие-то поблажки. Правила для всех одинаковы. Если надо решить какой-то вопрос или устроить ребенка куда-то – все возможно посредством добрых нормальных человеческих отношений. Включать «звезду» не стоит.
– Что вы обычно делаете вместе с детьми?
– Мы играем, хохочем, прыгаем, бегаем и читаем. Читать любим, причем «на ура» в последнее время идут книжки современных авторов. Разница в три года позволяет мне читать одну книжку сразу троим. Недавно вот дочитали веселую книжку «Маша и Аркаша-таракаша». Хорошая литература поднимает настроение лучше, чем что-либо. Еще мы любим коллективно готовить. Один раскатывает тесто, второй кладет начинку, третий ворует тесто и ест втихаря, я командую, и все мы в мукЕ!
– Вы строгая мама или скорее веселая?
– Зависит от ситуации. Я разная. Я не святая, могу и поругаться. Табу лишь на физические наказания – никто никогда у нас в семье пальцем не тронет ребенка.
– Проявляются ли у ваших детей какие-то способности? Можете ли предположить, куда будете отдавать в будущем: в спорт, в музыку, в рисование...
– Они божественно рисуют. Очень творческое мышление. Толик проявляет интерес к математике, она у него в школе идет легче всего. Не скажу, что дети сильно интересуются музыкой. Ну, здесь я могу сравнивать только с собой – для меня не существовало в детстве ничего, кроме музыки. А мои, наоборот, к ней относятся очень спокойно.
Для всех троих обязателен спорт, мы ходим в гимнастический центр. А еще Толик ходит на танцы. Посмотрим, как долго продержится. Глядя на мальчишек в классе, он уже не хочет танцы, а хочет дзюдо и скалолазание. Ну, поглядим.
Читайте также: Правила воспитания детей от Филиппа Киркорова